Участникам заседания экспертной секции «Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ» Консультативного Совета при Председателе Комитета Госдумы по энергетике.
Сегодня все больше и больше предложений сводится к лоббированию так называемых "прямых расчетов" и "прямых договоров" ресурсоснабжающих организаций (РСО) с собственниками помещений в многоквартиных домах. Основание - претензии РСО к пресловутым управляющим организациям (УО), которые по договору управления многоквартирными домами (МКД) должны нести ответственность и за их техническое состояние, и за повышение энероэффективности МКД (то есть за снижение потребления коммунальных ресурсов и, следовательно, за снижение сбыта РСО и их доходов от основной деятельности) и, конечно, за оплату коммунальных ресурсов. Следует сразу согласиться с тем, что среди УО много проблем с "честностью" (как, впрочем, и в среде энергетиков – ими занимается даже Президент РФ, можно вспомнить и историю с трубами в Санкт-Петербурге...). Однако, это не позволяет признать институт УО в целом никуда не годным, а сами УО лишь никому не нужными "посредниками" в отношениях РСО с собствениками помещений в МКД. Сегодня законодатель уже определил различия между "коммунальными ресурсами" (это то, что поступает на вводы коммунальных инженерных систем в МКД) и "коммунальными услугами", исполнителями которых должны являться УО, использующие поступившие в МКД ресурсы. Особенно очевидны и ясны такие различия в случае теплоснабжения - на вводы МКД поступает теплоноситель (за соответствие его параметров условиям договора с УО должны нести ответственность РСО!), а в помещениях собственников должны поддерживаться нормативные температуры воздуха, что должно обеспечиваться налаженной УО работой систем отопления МКД, в том числе - систем с индивидуальными тепловыми пунктами. Следовательно, УО никогда не "посредник", а исполнитель нужной и важной для собственников помещений деятельности! Именно поэтому уже достаточно давно четко сформулированы позиции Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства -
НИКАКИХ “ПРЯМЫХ РАСЧЕТОВ” ИЛИ “ПРЯМЫХ ДОГОВОРОВ”
БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО!!!
ОБОСНОВАНИЕ ЭТОЙ ПОЗИЦИИ:
1. Договор энергоснабжающей организации может заключаться с любым абонентом только “при наличии у него...энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации...” (Гражданский кодекс РФ, ст. 539-2). Сетей РСО в МКД нет и быть не может!
2. Кроме того, если “абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию..” (Гражданский кодекс, ст. 543-2). Будут ли РСО исполнять эту обязанность в отношении сетей и оборудования собственников в их квартирах, не входящих в состав общего имущества в МКД, конечно – нет!
4. В системах отопления МКД собственники помещений (через договор с УО МКД) должны нести ответственность за количество и качество теплоносителя (температуру), возвращаемого в сети теплоснабжающей организации. Но эта ответственность невыполнима при “прямых расчетах” - как сможет отвечать РСО за температуру в "обратке" перед самой собой? Кроме того, как будет РСО снижать плату за тепло самой себе, если и когда тепмпература теплоносителя в подающем трубопроводе не соответствует нормативным параметрам и условиям договора?
5. Любая форма исключения УО МКД из процессов предоставления коммунальных услуг ведет к отсутствию у УО МКД каких-либо стимулов к повышению энергоэффективности МКД.
6. Предложения широкого круга РСО (Мечел-Энерго, РКС и др.) по введению для них права на “прямые расчеты” с потребителями коммунальных услуг даже без соответствующего рещения общего собрания собственников помещений в МКД вполне понятны (обеспечивается прямой доступ к потоку платежей практически самого надежного плательщика в РФ – населения), но не обоснованы даже по чисто технологическим основаниям.
Состав экспертов секции «Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ» представляется весьма авторитетным и квалифицированным, здесь могут обсуждаться и самые различные аспекты срочно необходимого "лечения больного" сегодня института УО. Но, коллеги, в этом коллективе нет ни одного представителя "больных" УО - врачи забыли пригласить больного! Это необходимо срочно исправить - Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства готов к совместной работе.
Считаем, что сейчас важнее всего изменять законодательство об управлении МКД так, чтобы УО становились ответственными партнерами РСО и про проблему их долгов РСО можно было бы забыть! Это вполне возможно, идеи такого законодательства понятны, но пока еще в Государственной Думе мы не находим нужной поддержки, совместными усилиями такой закон вполне можно пролоббировать.
Но введение “прямых расчетов” решениями органов публичной власти, не имеющих на то полномочий и прав (такая практика имет место быть в многих регионах и городах!), даже если такие расчеты поддерживаются Комитетом по энергетике Государственной Думы, следует запретить Указом Президента РФ или Постановлением Правительства РФ.
С уважением и надеждой на успешную совместную работу,
Андрей Вячеславович Широков,
председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству
в сфере жилищного и коммунального хозяйства, член
Рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета
при Правительстве РФ,
тел – 499 136 5827
avshirokov@rambler.ru
Александр Саулович Вербицкий,
руководитель Экспертного совета Комитета ТПП РФ
по предпринимательству в сфере жилищного
и коммунального хозяйства, член Экспертного совета
Комитета Государственной Думы по жилищной политике
и жилищно-коммунальному хозяйству
тел - 905 719 3626
a.verbitskiy@gmail.com