11 июля 2013г в Екатеринбурге, в рамках выставки ИННОПРОМ-2013 состоялось Всероссийское Совещание по вопросам энергоэффективности. В подготовке и проведении совещания самое активное участие приняли эксперты Консультативного Совета.
|
|
Около 150 представителей крупных промышленных холдингов, ресурсоснабжающих и электросетевых компаний, малого и среднего профильного бизнеса в сфере энергоэффективности, экспертов, ученых, практиков, собравшиеся 11 июля 2013 г. на Всероссийское Совещание по вопросам энергоэффективности, организованное СРО НП «Союз «Энергоэффективность» при поддержке Комитета по энергетике Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, Российского энергетического агентства и Аналитического центра при Правительстве РФ, обсудили сложившуюся ситуацию и выработали рекомендации.
Резолюция
Всероссийского Совещания промышленников и предпринимателей
«Повышение энергетической эффективности
как драйвер модернизации промышленности и роста экономики»
Повышение энергоэффективности – обязательное условие обеспечения долгосрочной конкурентоспособности. У многих предприятий и целых отраслей есть четкая мотивация к этому. В частности, металлургические предприятия вложили серьезные средства в модернизацию, что позволило реализовать крупные проекты и заметно улучшить показатели энергорезультативности. Однако зачастую реальная модернизация производства с целью повышения энергоэффективности, несмотря на декларации государства, не встречает господдержки, а непоследовательность законодательства, в т.ч. несоответствие подзаконных актов федеральным законам «сводит на нет» усилия тех, кто добивается экономии.
Мир переходит к шестому технологическому укладу, и место страны в международном разделении труда и мировом экономическом рейтинге в значительной степени будет зависеть от того, как будет развиваться отечественная промышленность в ближайшие годы.
Нужен диалог всех вовлеченных сторон с тем, чтобы, обсудив актуальные проблемы, предложить конкретные пути их решения и выделить среди них те, по которым существует согласие.
НАИБОЛЕЕ ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ:
- несистемность экономической политики и политики энергоэффективности (противоречия; нестимулирующий характер; частая смена норм; ответственность разных ведомств; разные «карманы» для бюджетных средств, направляемых для решения одних и тех же задач; логическая незавершенность отдельных этапов экономической политики, например, кампании по обязательным энергетическим обследованиям);
- непрозрачные и часто нестимулирующие экономические модели (перекрестное субсидирование, тарифообразование, монополизм);
- тарифная политика, не стимулирующая лучших и эффективных (метод «издержки плюс»; отсутствие реальных процедур учета затрат на корпоративную программу энергоэффективности в тарифе на тепло, когда предприятия отапливает город и т.п.);
- тарифы на энергоресурсы в ряде случаев уже не конкурентоспособны с зарубежными странами (при принятии решений о территориальном размещении производств);
- аналогично – условия технологического присоединения к сетям, условия и сроки для открытия новых производств не способствуют развитию промышленности и бизнеса, в том числе в сравнении с зарубежными площадками;
- как следствие выведение основных фондов промышленности за пределы Российской Федерации, т.е. создание рабочих мест и добавленной стоимости в других государствах;
- массовые добровольные отключения потребителей от централизованных энергосетей в России и падение эффективности последних, эти процессы образуют замкнутый круг;
- отсутствует ответственность потребителя за использование заявленной мощности и загрузку введенных сетей;
- недостаточный учет интересов потребителей (институциональных и частных) в законодательных нормах, тарифной политике;
- как следствие этого, а также по причине недостаточной информированности – отсутствие согласия, «принятия» проводимой политики, принимаемых решений и предлагаемых рынком технологий субъектами бизнеса, потребителями;
- нехватка финансовых средств для реализации модернизационных и энергоэффективных проектов; рынки кредитных средств, ценных бумаг развиты недостаточно; высокие процентные ставки останавливают инвестиции;
- кадровый голод (в части инженеров, а также специалистов в различных областях энергосбережения).
ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Обеспечение системности в национальной экономической политике, промышленной политике и политике энергоэффективности, в том числе:
1.1. Создание таких экономических моделей, чтобы ресурсоснабжающие компании предпочитали проводить модернизацию, наращивать производительность труда и энергетическую эффективность, а не повышать тарифы.
1.2. Увеличение государственной роли в промышленности с целью формирования промышленной политики с увязкой отраслевых задач, а также и с учетом инновационных, инвестиционных, региональных и т.п. целей; планирование развития отдельных (под)отраслей путем разработки дорожных карт в рамках ГЧП.
1.3. Создание стратегии импортозамещения в части технологий, оборудования и материалов, необходимых для энергоэффективной модернизации. Стимулирование отечественных разработок энергоэффективного оборудования, а также создание механизма их коммерциализации для бизнеса и бюджетной сферы.
1.4. Увязка энергетической политики и политики энергоэффективности (потребности в энергии по регионам с резервами экономии и альтернативной энергетики, малая генерация, новая генерация). Увязка стратегий (подпрограмм) развития традиционной энергетики и генерации и подпрограммы энергоэффективности в Государственной программе «Энергоэффективность и развитие энергетики», в т.ч. в части балансирования объемов сэкономленных энергоресурсов и снижения потребностей в новой генерации.
1.5. Использование возможностей лучших практик, в частности, стимулирование внедрения системы энергоменеджмента с учетом требований ISO 50001:2011 на промышленных предприятиях.
1.6. Улучшение взаимодействия между уровнями управления и органами власти.
1.7. Применение критериев энергоэффективности в промышленности при выделении субсидий на софинансирование региональных программ повышения энергоэффективности
2. Создание благоприятных условий для бизнеса, в т.ч. в части энергетических ресурсов:
2.1. Соблюдение баланса интересов крупных промышленных потребителей электроэнергии и сетевых компаний при решении вопросов по технологическому присоединению, в т.ч. при обсуждении законопроекта 170322-6 о внесении изменений в 35-ФЗ.
2.2. Создание рынка высвобожденной энергетической мощности (повышение ответственности предприятий-заявителей за объем заявленной мощности; механизмы компенсации за высвобожденную мощность, в т.ч. в пользу ЭСКО, а также корпоративных и частных потребителей, внедряющих энергоэффективные технологии);
2.3. Сохранение имеющихся законодательных норм в течение инвестиционного цикла для обеспечения понятных условий инвесторам.
3. Учет интересов всех сторон при принятии решений в промышленной и энергетической политике:
3.1. Введение в практику обязательного обсуждения законопроектов, разрабатываемых нормативно-правовых документов, подзаконных актов с экспертным и отраслевым сообществом, с обязательным учетом мнения потребителей.
3.2. Создание экспертных советов при региональных объединениях промышленников, с участием крупных промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, общественных организаций и других потребителей, рекомендации которых принимать во внимание при разработке и согласовании законопроектов и правовых норм.
3.3. Введение на практике представителей потребителей энергии в Региональные энергетические комиссии.
4. Активизация практики планирования, в т.ч. энергетического планирования, не ущемленного разобщением отдельных вопросов по ведомствам:
4.1.Разработка методик и введение в практику при принятии решений расчета эффекта от энергоэффективных мероприятий по всей экономической цепочке.
4.2. Введение для предприятий сравнительного анализа с использованием индикаторов энергорезультативности – граничных для отраслей и процессов (бенчмаркинга).
5. Распространение культуры энергосберегающего образа жизни и бизнеса, информации о возможностях и технологиях, обучение:
5.1. Приведение в соответствие с требованиями политики энергоэффективности трудовых и образовательных норм и стандартов. Содействие инициативам по созданию стандарта профессии «энергоаудитор», стандартов высшего образования в части новых специальностей, введение в стандарты среднего образования предмета по основам энергоэффективного поведения.
5.2. Содействие подготовке профессиональных кадров и повышению квалификации – как в ВУЗах, так и в действующих и создающихся корпоративных образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов, востребованных на производстве, в т.ч. в части повышения энергоэффективности. Содействие практике корпоративного заказа на обучение специалистов в государственных ВУЗах.
5.3. Создание с привлечением бюджетного финансирования общих информационных ресурсов и широкая пропаганда существующих – о возможностях финансирования, о доступных разработках, о ВУЗах и исследовательских группах, готовых работать над тем или иным проектом.
6. Обеспечение достаточной и достоверной информации об энергопотреблении на различных уровнях для принятия необходимых решений:
6.1. Синхронизация между собой ГИСов («Энергоэффективность», «ТЭК», «ЖКХ») в части информации и прав доступа; доработка ГИС «Энергоэффективность» в части оператора, процедур и сроков обработки данных, доступности информации отраслевым союзам;
6.2. Введение на практике ограничений на проведение энергетического аудита аффилированными структурами.
6.3. Логическое продолжение кампании по обязательным энергетическим обследованиям (введение конкретных сроков обследования тех объектов, которые не были обследованы в установленные 261-ФЗ сроки; обеспечение качественной обработки собранных данных, раскрытие информации, ее использование в интересах государства, отраслевых сообществ).
7. Обеспечение большей доступности финансовых ресурсов для модернизации и повышения энергоэффективности, в том числе посредством развития энергосервисной деятельности. Путем поправок в 261-ФЗ, либо принятия отдельного закона, обеспечить понятные и прозрачные юридические, бухгалтерские, бизнес-процедуры для реализации энергосервисных контрактов, балансирующие риски сторон, в т.ч.:
7.1. Введение законодательного определения энергосервисного контракта как контракта, выручка по которому зависит от достижения определенных результатов (в т.ч. по экономии энергоресурсов).
7.2. Использование для типологизации энергосервисных контрактов договоры аренды, подряда и возмездного оказания услуг.
7.3. Появление в нормативном порядке энергосервисного контракта с гарантированной экономией.
7.4. Обеспечение ясности в части момента, цены и основания перехода оборудования по энергосервисному контракту в пользу заказчика.
7.5. Проработка вопросов страхования рисков сторон по энергосервисному договору.
7.6. Внедрение в широкую практику процедур измерения и верификации, в т.ч. обеспечение стыковки законодательства об энергосбережении с нормами метрологии и обеспечения единства измерений;
РЕКОМЕНДОВАТЬ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ:
- консолидировать информацию, опыт и наработки, в т.ч. с помощью электронных средств (элементы краудсорсинга), профессиональных и отраслевых союзов, в т.ч. для донесения своей позиции;
- использовать площадки технологической платформы «Интеллектуальной энергетической системы России» и системы добровольной сертификации в области энергоменеджмента «РосЭнергоСтандарт», предоставляемые Российским энергетическим агентством Минэнерго России, для продвижений идеологии, проектов и программ в сфере инноваций и энергоэффектиности;
- каждому предприятию разработать стратегию модернизации и программу энергоэффективности, где, в частности, отразить принцип недопустимости одноразового использования первичного топлива и приоритетности комбинированного производства тепловой, электрической энергии, холода и др. практически независимо от мощности установки (системы);
- применять лучшие управленческие практики, в т.ч. международные стандарты семейства ISO, в т.ч. стандарт энергоменеджмента ISO 50001;
- обрабатывающим и приборостроительным предприятиям достроить бизнес-модель таким образом, чтобы конечным продуктом была не просто готовая продукция, а проектное решение под конкретную потребность заказчика, в т.ч. в части оборудования для модернизации и повышения энергоэффективности (будет в т.ч. способствовать развитию энергосервисного бизнеса);
- повысить требования к энергоаудиту, не ограничиваясь заполнением требуемого законодательно энергетического паспорта в пользу детального энергетического обследования, возможно, «инвестиционного энергоаудита», результаты которого могут быть успешно использованы для реализации мероприятий по модернизации и энергоэффективности, в т.ч. для диалога с кредитными институтами.
Всероссийское совещание промышленников и предпринимателей по вопросам энергоэффективности решено сделать ежегодным в рамках деловой программы ИННОПРОМ.
Предложения и материалы в развитие данной резолюции можно направлять в адрес организаторов Совещания:
Серебряков Дмитрий Владиславович, Исполнительный директор СРО НП «Союз «Энергоэффективность», director@npse.ru, +7 (343) 262 78 95;
Шилов Владимир Алексеевич, заместитель председателя Комитета по энергетике СОСПП, Shilov-VA@mrsk-ural.ru, +7 (343) 215 26 91.
Все материалы по согласованию с авторами будут публиковаться в открытом доступе на сайте Совещания www.sro19-forum.ru и в отраслевых СМИ.
От организаторов резолюцию подписали:
От Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей |
Вице президент СОСПП, председатель Комитета по энергетике СОСПП
|
От СРО НП «Союз «Энергоэффективность» |
Исполнительный директор
|
|
|
|
Составители: Гашо Е.Г., Степанова М.В.