«Электроэнергетика»

Вестернизация российской электроэнергетики. Часть 2. От псевдорынка к рынку.

Вестернизация российской электроэнергетики. Часть 2. От псевдорынка к рынку.

Кутовой Г.П., заслуженный энергетик России, академик РАЕН, профессор, советник ЗАО «ОМК» по энергетике, руководитель экспертной секции электроэнергетики. Анализ процессов реформирования российской энергетики. Часть 2 ,от псевдорынка к рынку

«Модернизация догоняющего типа всегда враждебна любой «уникальности» на пути саморазвития и подлинного обновления».

С.Г. Головко

Вестернизация (от англ. Western — западный) — заимствование англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры.


Переход электроэнергетики от псевдорынка к либерализованному рынку электроэнергии (мощности).

Проблема выживания усугублялась с каждым годом и 1998 год стал годом государственного финансового дефолта, что обусловило отставку Правительства младореформаторов и приходом Правительства Примакова – Маслюкова (1998-2000гг), которому удалось стабилизировать ситуацию за счёт некоторого снижения темпов проводимых реформ с усилением роли государства и централизованных начал в экономике, позволило не только стабилизировать ситуацию и отвратить страну от окончательного развала уже в прямом смысле этого слова, но и создать предпосылки для экономического оживления в стране. Создались условия для осмысления пройденного пути и продолжения реформ с выходом на нормальные товарно-денежные отношения в реальном секторе экономики, но это уже стало задачей нового состава Правительства – Правительства Касъянова М.М.(2000-2004гг.). Сменилось и руководство РАО «ЕЭС России» (о времени правления «реформатора» Бревнова Б.А. сказать нечего – оно было просто потеряно), которое возглавил Председатель правления А.Б. Чубайс (1998 - 2008гг). Он считал своей миссией реализацию нескольких целеположений:

  • реформирование общеотраслевой псевдогосударственной холдинговой структуры РАО «ЕЭС России» с реструктуризацией хозяйствующих субъектов электроэнергетики по видам деятельности: производсто, передача, распределение электроэнергии и энергосбытовая виды деятельности;
  • приватизацию реструктурированных энергокомпаний;
  • организацию конкурентных отношений в сферах производства электроэнергии и энергсбытовой деятельности с переводом всех субъектов электроэнергетики на рыночные механизмы товарно-денежных отношений как внутри отрасли так и с потребителями электроэнергии;
  • привлечение в отрасль в больших объёмах внешних, в основном, иностранных, инвестиций для реализации разработанного в недрах РАО ЕЭС амбициозного плана ГОЭРО-2.

Но самой неотложной, первоочередной и важнейшей задачей стала реализация мер по повышению платёжной дисциплины потребителей энергии, которую удалось решить в первые два года нового Правления РАО ЕЭС, т.к. в условиях неплатежей, финансовых суррогатов и растущей дебиторки реформировать отрасль было практически невозможно. В период 2000- 2008 г.г. Правлением РАО ЕЭС с участием иностранных консультантов была проведена большая организационная, методическая и нормативно-правовая работа по основательной подготовке не только необходимых документов по реструктуризации и реформированию РАО ЕЭС, но и лоббистская работа во всех структурах и уровнях исполнительской и законодательной власти в стране. Эта работа по реформированию РАО «ЕЭС России» успешно была реализована в виде принятия ФЗ от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и практически формально завершена в июле 2008 года, когда РАО «ЕЭС России» прекратило своё существование (См. Рис.3.) и хронологическую справку.

рис3

Рис. №3. Итог реструктуризации ОАО РАО "ЕЭС России" и региональных энергокомпаний (2008г.)

Эта гигантская работа стала успешной только благодаря политической воле руководства страны и организационному таланту А.Б. Чубайса с его сохранившимися связями во властных структурах. Эта работа потребовала прихода в управляющие структуры РАО ЕЭС новых специалистов - менеджеров, которые оттеснили энергетиков – профессионалов на вторые и третьи роли в энергокомпаниях. Из-за этого понизилась технологическая дисциплина в энергокомпаниях и, как следствие, повысилась аварийность. Это оказалось первой платой за реформу электроэнергетики. В рассматриваемый период пониженное внимание вопросам технической эксплуатации со стороны высшего руководства компании отрицательно сказалось на технической надёжности эксплуатации энергетического оборудования. Произошло ряд системных аварий, две из которых являются крупнейшими даже по мировым меркам: авария в мае 2005г. на ПС 500 кВ Чагино в г. Москве и в августе 2009 на Саяно - Шушенской ГЭС, последствием которых были многомиллиардные убытки в самой отрасли и прекращение электроснабжения потребителей целого ряда областей, включая г. Москву. Эти аварии, как показало расследование причин, произошли не только по техническим причинам, но и из-за человеческого фактора на фоне общего снижения технологической дисциплины эксплуатации уникального энергооборудования, в первую очередь, со стороны эксплуатационного персонала и оперативного персонала СО –ЦДУ ЕЭС. В этой связи стоит отметить, что в такой уникальной по своим технико-экономическим показателям человеко-машинной системе, работающей в постоянно меняющихся режимах, какой является в настоящее время ЕЭС России, нельзя полностью исключить вероятность аварий на энергооборудовании, но исключить переход локальных аварий в системные авариии – это штатно стоящая задача всего эксплуатационного и оперативного персоналов.

Однако, последствия этих и других аварий в электроэнергетике не послужили основанием для повышения нормативно - правовых требований к энергосистемам для повышения надёжности внешнего электроснабжения потребителей, а превратились в различные способы перекладывания вероятных экономических рисков от ненадёжности электроснабжения на самих потребителей. Системные энергетики рядом поправок в редакцию ПУЭ и в других нормативных документах практически сняли с себя экономическую ответственность за последствия от вероятных перерывов в электроснабжении промышленных предприятий с электроприёмниками первой категории по надёжности, фактически приравняв их к потребителям второй категории. Для электроприёмников технологической брони предприятий при выдаче техусловий на технологическое присоединение к электросетевой инфраструктуре появилось требование строительства собственных энергоисточников.

В области торгово–экономических отношений были реализованы принципы создания двухуровневого рынка электроэнергии: оптовый рынок электроэнергии и мощности в виде двух зон, ОРЭМ, кроме ЕВЭС, и розничные рынки электроэнергии в рамках территорий соответствующих субъектов РФ (РРЭ СРФ). Укрупнённая структурная схема торгово – экономических отношений на ОРЭМ и РРЭ приведена на Рис. 4.

Рис 4

Следует отметить, что как при реструктуризации РАО ЕЭС так и при построении системы торгово-экономических отношений внутри электроэнергетики и энергетических компаний в

отношениях с потребителями электроэнергии наши «творцы реформ» скопировали («внедрили» - по советской терминологии) западный образец, а вот причины разнообразия всего множества рыночных моделей за рубежом, видимо, не очень их озадачивали и поэтому была внедрена «самая совершенная» в США модель рынка

PJM (объединение электросетей штатов: Пенсильвания, Нью-Джерси, Мэриленд,Делавер, Вирджиния и Огайо) без должного учёта специфических особенностей сформировавшейся отечественной электроэнергетики. Эта американская модель (в США действуют ещё несколько рыночных моделей в электрэнергетике, учитывающие сложившиеся специфические особенности работы энергокомпаний в соответствующих ПУЛах), предусматривающая работу всех электростанций на оптовом рынке, на котором нет, во-первых, сетевых ограничений и, во-вторых, нет ТЭЦ, работающих на соответствующих местных рынках теплоэнергии. Применение в наших условиях названной модели с выводом на ОРЭМ практически всех ТЭЦ создало видимость сильной конкуренции энергогенерации на ОРЭМ, но и сформировало условия экономической убыточности работы большинства ТЭЦ и, как следствие, «котелизации» наших городов [ 4 ] c существенным перерасходом топлива в раздельных схемах энергоснабжения потребителей. А ведь централизованная теплофикация городов на базе ТЭЦ была и остаётся характерным преимуществом отечественной электроэнергетики, которая обречена в сложившихся условиях на банкротство и демонтаж.

Список литературы.

1. С.Г. Головко, «Радикальная модернизация как зеркало российской элиты», М. ж-л « Инициативы ХХI века», №4-5, 2011г.

2. Указ Президента РФ от 15.08.1992 N 923 (ред. от 05.11.1992, с изм. от 10.09.1993г.) "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации".

3. Кутовой Г.П., «О конкуренции и структуре рыночных отношений в электроэнергетике», ж-л Региональная энергетика и энергсбережение, М., 2012г. №2.

4. Кутовой Г.П. Кузьмин В.В. «О мерах по развитию конкуренции на розничных рынках энергии и услуг ЖКХ», М., ж-л Энерго Рынок, 2012г., №10(105).

5. Кутовой Г.П. «О необходимости преобразования рыночных отношений в электроэнергетике», М., ж-л Энергетик, 2013г., №6

6. Хорошев А., Макаров А., Ерохина И., Панкрушина Т., «Перспективы развития теплофикации в России», ж-л Академия энергетики, С-П., 2011г. №2(40).

7. ФОРЭМ ЕЭС России, http://raexpert.ru/cjmparies/rao_ees_rossii/

8. Нигматулин Б.И. «О причинах роста тарифов на электроэнергию», ж-л «Энергия», М. 2012 г., №1.

9. Кузовкин А.И. «Тарифная политика в электроэнергетике и её влияние на экономику России», ж-л «Региональная энергетика и энергосбережение», М., 2013г., №2.

10. Кутовой Г.П. «Предложения для реального сектора экономики», ж-л «Академия Энергетики», С-Петербург, 2012г., № 2(46).

11. информационно-аналитический доклад «Функционирование и развитие электроэнергетики Российской Федерации в 2009 г.», М., АПБЭ. 2010г.

12. Катырин Е., Выступление на Национальном Конгрессе «Приоритеты развития экономики. Модернизация промышленности России», М., 18-19 окт. 2011г.

13. Титов Б.Ю. «Будущее Российской экономики за новой индустриализацией», М., ж-л «Инициативы ХХI века»,№4-5, 2011г.

Кутовой Г.П., заслуженный энергетик России, академик РАЕН, профессор, советник ЗАО «ОМК» по энергетике, руководитель экспертной секции электроэнергетики при Председателе Комитета Госдумы по энергетике.

30.08.2013 10:11  |   
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →