Кутовой Г.П., заслуженный энергетик России, академик РАЕН, профессор, советник ЗАО «ОМК» по энергетике, руководитель экспертной секции электроэнергетики. Итоги 20 лет реформирования электроэнергетики Часть 3.
«Модернизация догоняющего типа всегда враждебна любой «уникальности» на пути саморазвития и подлинного обновления».
С.Г. Головко
Вестернизация (от англ. Western — западный) — заимствование англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры.
Прошло два десятилетия и уже можно подвести итоги кропотливых реформ, оценить итоговые результаты проделанной
работы по достижению поставленных реформой целей и сформулировать алгоритмы для решения старых и новых проблем в отрасли. Этому безусловно будет посвящено много исследований и даже парадных докладов руководству страны к очередной годовщине плана ГОЭЛРО, но в рамках данной статьи представляется целесообразным привлечь внимание экспертного сообщества к основным критериальным показателям состояния отрасли и энергообеспечения промышленного сектора экономики, по которым можно объективно оценить пройденный путь вестернизации отечественной электроэнергетики.
Динамика изменения основных отраслевых технико-экономических показателей за 20 лет (за базу для сравнения взяты показатели 1990 года) характеризуется следующим.
На зарубежных рынках цены повышать наши предприятия не могут, рискую потерять свои ниши на рынках, поэтому популистсткая ценовая политика по отношению к населению и другим приравненных к ним группам потребителей ценовым бумерангом возвращается к тем же льготникам.
Льготирование цен (тарифов) для населения таким образом в конечном итоге превращается в рост цен на все виды промышленных товаров и слуг при существенном сдерживании роста заработной платы трудящихся и пенсий. Но этот резерв в нашей промышленности уже практически исчерпан и после вступление нашей страны в ВТО конкурентоспособность нашей экономики будет существенно ухудшаться. В этих условиях шанс использовать природную ренту на энергоресурсы в интересах отечественного производителя представляется последней надеждой для экономического роста.
Успешная реструктуризация холдинга РАО «ЕЭС России» во множество (более трёх тысяч) хозяйствующих субъектов в электроэнергетике ликвидировала, к сожалению, отраслевой центр компетенций. Таким центром пока безуспешно пытается стать на федеральном уровне Минэнерго России, но у него нет действенных правовых и экономических механизмов управления функционированием множества электроэнергетических компаний, основной хозяйственной мотивацией которых стала прибыль. Компенсировать отсутствие эффективного отраслевого центра компетенций в электроэнергетике взяло на себя Правительство РФ, подменив отраслевое Министерство, принимая постановления и распоряжения по утверждению правил, методик, схем развития электрических сетей и энергосистем, схем развития и размещения электростанций, инвестиционных программ акционерных энергетических компаний и др. документов отраслевого характера. Такая «сильная» роль Правительства РФ создаёт видимость эффективного управления процессом, но в то же время снимает ответственность и с отраслевого Министерства и с региональных органов власти перед субъектами хозяйственной деятельности за последствия реализации директивных документов. К настоящему времени не очень чётко определена и роль НП «Совет Рынка», на который возлагаются надежды как на саморегулируемую торговую организацию под контролем ФАС России, на площадке которой должны балансироваться экономические интересы производителей и потребителей энергии с участием коммерческого и системного операторов ЕЭС. Однако, в этой организации с самого начала её создания интересы потребителей, представляют, в основном, так называемые покупатели электроэнергии, т.е. энергосбытовые компании, что, как показало время, является неким лукавством, т.к. перепродавец не заинтересован в снижении цен (тарифов) на поставляемый товар непосредственно потребителю и, следовательно, не может представлять его интересы по определению. Мало того, энергосбытовая нерегулируемая государством сфера, через которую проходят многомиллиардные дежные потоки от потребителей до всех участников энергорынка, стала привлекательной для мошенников, с фактами криминального увода денег из энергетической сферы.
На региональном уровне администрации субъектов Российской Федерации (за исключением некоторых национальных республик) практически отстранены или самоустранились (это удобная позиция перед избирателями) от ответственности за энергообеспечение жизнедеятельности в регионах.
За рассматриваемые 20 лет эта ответственность регионов целенапрвленно «размывалась» через механизмы приватизации, и к настоящему времени в нашем федеративном государстве практически снята всякая ответственность с руководства регионами за энергообеспечение потребителей и надёжное функционирование региональных систем жизнеобеспечения. Это парадоксально, но факт. При возникновениях ЧП в регионах работают, в основном, на ликвидации последствий подразделения МЧС, а не службы электроэнергетических акционерных компаний. Что касается роли регионов лишь в ценовом регулировании только транспортной составляющей цены на электроэнергию, то этой роли оказалось совершенно не достаточно для эффективной ответственности и отрицательно сказывается на всей организации работ по развитию региональной энергетики.
О крупных системных авариях в электроэнергетике Москвы, С- петербурга, на Саяно-Шушенской ГЭС, при ледяных дождях в ряде центральных областей страны, а также последней (август 2013г.) аварии в Калининградской губернии, которые сопровождались массовыми отключениями потребителей электроэнергии во множестве регионов вся страна знала и следила за ходом ликвидации их последствий. Экономика понесла многомиллирдные убытки, но необходимость компенсации экономических ущербов конкретных потребителей от системных аварий не была предъявлена энергетикам. Государство в централизованном порядке все основные расходы по ликвидации последствий в электроэнергетике профинансировало за счёт бюджета с максимальным использованием сил и средств МЧС России. Энергетики сумели отделаться «моральным форс мажором» и постарались подстраховаться на перспективу, сняв с себя ответственность за ненадёжное электроснабжение потребителей первой категории, нормативно записав требование о необходимости строительства резервных электроисточников за счёт самих потребителей, т.к. энергосистема не может (?) обеспечить их двумя независимыми источниками питания. Администрации субъектов РФ безусловно приняли активное организационное участие в восстановлении электроснабжении на соответствующих территориях, но вскоре испуг прошёл и все участники героических усилий снова заняли свои безответственные позиции.
Такое размывание ответственности региональных администраций равносильно их отстранению от решения вопросов развития региональной энергетики – коммунальной и промышленной энергетики, вопросов доступа новых и развивающихся производств к электроэнергетической инфраструктуре в регионе. Президент ТПП РФ Катырин Е. прямо заявил, что предпосылкой успешной модернизации сегодня является децентрализация, перераспределение властных полномочий в пользу регионов и муниципалитетов, что соответствует и общемировым тенденциям [12] и с этим трудно не согласиться.
Совершенно очевидно, во-первых, успешное и эффективное решение вопросов региональной экономики нельзя без возможности решать на месте развитие региональной энергетики на конкурентных условиях с большой системной энергетикой. Уповать только на централизованный в Москве ОРЭМ и ублажать чиновников от энергобизнеса для решения вопросов энергообеспечения предпринимательства в регионе - это путь к социално-экономической стагнации. Практика показывает, что региональная энергетика и доступность к инженерной инфраструктуре во многом определяют региональную конкурентоспособность и привлекательность для нового бизнеса. Однако за прошедшие 20 лет наряду с либерализацией самой электроэнергетики произошла централизация и огосударствление рыночных отношений в электроэнергетике под идею укрепления единого экономического пространства на всей страны и, тем самым, была убита местная инициатива нормального эффективного энергетического предпринимательства в коммунальной и промышленной энергетике. Ведь только одно, для примера, нормативное требование обязательной (виртуальной) поставки на ОРЭМ всей выработанной электроэнергии электростанциями мощностью 25МВт и выше не зависимо от их форм собственности и встречная (виртуальная) поставка электроэнергии в регион только по цене ОРЭМ медленно но неотвратимо уничтожает действующие ТЭЦ, стимулируя строительство местных котельных за забором станций и препятствуя строительству средних по мощности (до 100-150 МВт.) когенеративних электростанций в коммунальной и промышленной энергетике. А ведь профессионалам – энергетикам известно ещё с институтской скамьи, что комбинированное производство электроэнергии и тепла в наших зимних условиях даёт экономию до 40% топлива по сравнению с раздельным способом их производства [3]. Не свидетельстует ли такой пренебрежительный подход к теплофикации о слепом копировании для наших условий американской модели оптовой торговли (PJM), где ТЭЦ просто отсутствуют из-за ненадобности их в тёплых климатических условиях США? Нужно срочно, как говорится, вернуть все ТЭЦ на свои региональные рынки для поставки электроэнергии и тепла от них местным потребителям по прямым договорам на конкурентных по ценам условиях с возможными поставками электроэнергии в регион с ОРЭМ.
Поэтому сегодня можно констатировать, что государстенное влияние на электроэнергетику распылено между множеством государственных организаций: Правительство РФ, Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России, ФСТ России, Гостехнадзором России, РФФИ, непосредственным участием госчиновников в советах директоров энергетических компаний и др., что позволяет энергетическим компаниям извлекать для себя экономические выгоды, перекладывая все коммерческие риски на промышленных потребителей. Очевидно, что такая система государственного участия в управлении важнейшей инфраструктурной системной отрасли требует совершенствования.
Все перечисленные факторы – это только лишь неполный срез динамики показателей состояния технико - экономической эффективности отрасли на 20-тилетнем этапе её реформирования, но он позволяет ответить на три самых главных вопроса:
во-первых, выполнена ли за 20 лет программа реформ (реструктуризации, приватизации и переводом на рыночные отношения) отрасли в полном соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике» 2003 года?;
во-вторых, стала ли реорганизованная и приватизированная электроэнергетика с самым крупным по мировым масштабом ОРЭМ более эффективной отраслью по сравнению с ценрализованной государственной и планово управляемой ЕЭС России?;
в-третьих, стала ли системная электроэнергетика для потребителей энергии фактором, благоприятствующим развитию промышленности, повышению конкурентоспособности всех видов её продукции на отечественных и зарубежных рынках?
Очевидно, что на первый вопрос ответ должен быть положительным – сегодня электроэнергетика по своему организационно - правовому статусу полностью соответствует ФЗ «Об электроэнергетике» и с 2011 года переведена на рыночные по форме механизмы ценообразования стоимости своих товаров и услуг потребителям.
На второй вопрос ответ, к сожалению, отрицательный, т.к. вышеприведенный анализ динамики технико-экономических показателей функционирования и развития отрасли за весь постсоветский период свидетельствует о затянувшемся более чем на 20 лет периоде турбулентного состояния отрасли с постоянно меняющимися правилами торгово - договорных отношений между субъектами рынка электроэнергии (мощности) с абсолютно неэффективной, а иногда и антирыночной, формой государственного вмешательства в процесс ценообразования (организация перекрёстного субсидирования, система возвратных платежей по ДПМ 1, 2. и ДПМ–ВИЭ) с выстраиванием неэффективной архитектуры ОРЭМ и РРЭ, в которых все финансовые риски энергетических компаний и перекрёстное субсидирование переложены на промышленный сектор.
На третий вопрос, к сожалению, ответ тоже отрицательный, т.к. по двум важнейшим факторам – ценам на электроэнергию для промышленного сектора мы, как говориться, «впереди Европы всей», а по доступу нового бизнеса предпринимателей к электросетевой инфраструктуре нас отнесли по оценке позиций в рейтинге Doing Business в 2012 году на 183 место среди развитых стран с рыночной экономикой.
Вывод напрашивается очевидным - в настоящее время электроэнергетика превратилась в сдерживающий фактор развития нашей экономики, снижающий её конкурентоспособность и, следовательно, она уже сегодня выступает сдерживающим фактором эффективности отечественного социально–экономического развития нашей страны.
Причин создавшемуся положению много, но результаты 20-летней вестернизации российской электроэнергетики с модернизацией догоняющего типа оказались для нашей экономики, к сожалению, отрицательными. Главнейшая задача в этой области состоит в том, чтобы развернуть вектор рыночных реформ в энергетике, поставив в центр внимания всех преобразований экономические интересы промышленных потребителей – как материальной основы решения всех социально – экономических проблем общества[10], т.к. только современный развитый индустриальный сектор может создать реальный объёмный спрос на научно-технические инновации [13] - основы успеха в решении всех социально-экономических проблем страны.
СПРАВОЧНО: Хроника завершающего (2003-2008гг) этапа реструктуризации электроэнергетики и реорганизации РАО «ЕЭС России».
Список литературы.
1. С.Г. Головко, «Радикальная модернизация как зеркало российской элиты», М. ж-л « Инициативы ХХI века», №4-5, 2011г.
2. Указ Президента РФ от 15.08.1992 N 923 (ред. от 05.11.1992, с изм. от 10.09.1993г.) "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации".
3. Кутовой Г.П., «О конкуренции и структуре рыночных отношений в электроэнергетике», ж-л Региональная энергетика и энергсбережение, М., 2012г. №2.
4. Кутовой Г.П. Кузьмин В.В. «О мерах по развитию конкуренции на розничных рынках энергии и услуг ЖКХ», М., ж-л Энерго Рынок, 2012г., №10(105).
5. Кутовой Г.П. «О необходимости преобразования рыночных отношений в электроэнергетике», М., ж-л Энергетик, 2013г., №6
6. Хорошев А., Макаров А., Ерохина И., Панкрушина Т., «Перспективы развития теплофикации в России», ж-л Академия энергетики, С-П., 2011г. №2(40).
7. ФОРЭМ ЕЭС России, http://raexpert.ru/cjmparies/rao_ees_rossii/
8. Нигматулин Б.И. «О причинах роста тарифов на электроэнергию», ж-л «Энергия», М. 2012 г., №1.
9. Кузовкин А.И. «Тарифная политика в электроэнергетике и её влияние на экономику России», ж-л «Региональная энергетика и энергосбережение», М., 2013г., №2.
10. Кутовой Г.П. «Предложения для реального сектора экономики», ж-л «Академия Энергетики», С-Петербург, 2012г., № 2(46).
11. информационно-аналитический доклад «Функционирование и развитие электроэнергетики Российской Федерации в 2009 г.», М., АПБЭ. 2010г.
12. Катырин Е., Выступление на Национальном Конгрессе «Приоритеты развития экономики. Модернизация промышленности России», М., 18-19 окт. 2011г.
13. Титов Б.Ю. «Будущее Российской экономики за новой индустриализацией», М., ж-л «Инициативы ХХI века»,№4-5, 2011г.