«Электроэнергетика»

Необходимо искать выход из ценового тупика в энергетике

Необходимо искать выход из ценового тупика в энергетике

Энергетики и экспертное сообщество в поиске решений выхода из ценового тупика в энергетике. Сформировавшаяся структура отношений в электроэнергетике способствует развитию экономически неоправданной затратной «котелизации» страны



Г.П. Кутовой – засуженный энергетик России, академик РАЕН, профессор, руководитель секции «Электроэнергетика» Консультативного Совета при Председателе Комитета по энергетике Госдумы РФ, советник Президента ЗАО «ОМК» по энергетике

М.Е. Байзаков – вице-президент СРО НП ЭСМО «Межрегиональное объединение по развитию энергосервисного рынка и повышению энергоэффективности», помощник депутата Госдумы ФС РФ

Традиционно четвёртый квартал насыщен всякого рода форумами, «международными» конференциями, научно - практическими семинарами и прочими заседаниями менеджеров, специалистов и учёных. На этих собраниях заслушиваются приветствия уважаемых руководителей отраслевых государственных организаций, представители которых после своих презентационных красочных докладов зачастую спешно покидают собрание, а оставшиеся, озабоченные проблемами отрасли специалисты, остаются со своими проблемами. Картина знакомая.

Потом, как по сценарию, подводятся разного рода итоги работ и принимают решения – рекомендации для «заинтересованных» министерств и ведомств, а то, порой, вообще не известно для кого. Все участники расходятся с чувством исполненного долга и сознанием того, что их предложения может быть дойдут в «догонку» до адресатов, будут ими прочтены и уж только после этого будут выброшены в корзину.

А кому эти рекомендации нужны, если представители уважаемых госучреждений предпочитают исполнять лишь указания сверху – это проще и безопаснее для своей карьеры, не надо заниматься аналитикой предложений, не надо пробивать «крышу» новыми идеями, с которыми пристают надоедливые эксперты. Доложил вовремя об исполнении поручений и считай дело сделано, начальство довольно, одобрило исполнительность и жди новых поручений.

А вот как сделать эти поручения умными, прогрессивными, чтобы жизнь наша не упиралась в тупики, а прибавляла в темпах развития, вовремя избегала кризисных конфликтов - сегодня это уже искусство как донести такого рода предложения непосредственно до лиц, принимающих судьбоносные решения, как убедить их в необходимости внести поправки в уже действующую нормативно - правовую базу, преодолев сопротивление лоббистов и авторов ранее принятых неверных решений?

Ответом на эти вопросы может быть только открытость обсуждаемых вопросов и проблем в прямом доступе экспертов к проектам, подготавливаемых нормативно-правовым актам. И сегодня в этом отношении много сделано и делается, начиная хотя бы с того, что есть так называемое Открытое Правительство и создаются Общественные советы и советы экспертов при отраслевых министерствах и ведомствах. Может поэтому сегодня представители министерств и ведомств после своих выступлений уходят с форумов, не дожидаясь вопросов и полемики по «интересующим» их вопросам? Тогда зачем нужны такие форумы и конференции, на которых остаются вопросы без ответов, а предложения без последствий?

В качестве живого примера можно поделиться нашей оценкой Форума «ТЭК : 10 лет реформе».

Справочно: В Москве, Мультимедийном пресс-центре РИА Новости 9 октября 2013 года состоялся Профессиональный энергетический форум «ТЭК: 10 лет реформе». В работе форума приняли участие представители Минэнерго России, ФАС, ФСТ, ФСК ЕЭС, НП Совета рынка, НП ГП, сетевых организаций, генерирующих компаний, сбытовых организаций, СРО НП ЭСМО, крупных потребителей электроэнергии, производителей энергетического оборудования, эксперты, ученые. Мы не будем называть фамилии участников, чтобы никого лично не обидеть.

На форуме были выслушаны доклады по основным итогам реформ в энергетике, освещена стратегия развития ТЭК, обозначена позиция государства и бизнеса в этой работе. Состоялось активное обсуждение проблем по формированию новой модели энергетического рынка. Подверглась критике действующая модель оптового и розничного рынка, рынка мощности, в результате действия которых тарифы в энергетике уже превысили развитые страны.

Эксперты убедительно критиковали представителей министерств и естественных монополий, что электроэнергетика не развивается, надежность сетевого комплекса недостаточная, потери высокие, у потребителя по-прежнему нет выбора к доступности к сетям.

Всем специалистам и учёным известно, что рыночные реформы в электроэнергетике берут своё начало с Указа Президента РФ от 15.08.1992 г. № 923 [1], которым государственная электроэнергетическая отрасль переводилась на акционерную форму хозяйствования с образованием РАО «ЕЭС России», в виде общеотраслевого холдинга и частичной приватизацией акционерных обществ и холдинга. Следовательно, возраст реформе в электроэнергетике сегодня исчисляется как минимум двумя десятками лет, а это уже возраст не детский, и пора анализировать итоги реформ с оценкой по взрослому, а не по детсадовскому возрасту.

Правда, председательствующий на форуме поделился с аудиторией своей личной оценкой прошедшего десятилетия – прошло ровно десять лет как он получил профессиональное образование и стал работать в электроэнергетике. Его, конечно, можно было бы поздравить с круглой детской датой в профессии. Но раз, уж, за это время он удостоен был стать спикером Форума – это хорошее признание профессиональных успехов, но какое это имеет отношение к юбилейной дате реформ? А может быть это свидетельство того, что история начинается только с того времени, которое мы помним, за которое мы отвечаем, а что было до этого не имеет никакого значения? Надеюсь, что это не так и поставим на этом точку.

Будем вести летоисчисление реформ электроэнергетики всё-таки с 1992 года, а десять последних лет – это период действия ФЗ-№35 « Об электроэнергетике», положивший начало реструктуризации РАО «ЕЭС России», приватизации акционерных обществ в электроэнергетике, организации конкурентного ОРЭМ и конкурентной сферы сбыта, а также государственным регулированием естественно монопольных видов деятельности.

И так, за 20 лет реформ можно провести анализ динамики показателей технической и экономической эффективности работы электроэнергетики, тем более, что это представляет уникальный практический интерес для лиц, принимающих решения в судьбах электроэнергетики. Уникальность заключается в том, что в текущем 2013 году по уровню производства электроэнергии отечественная электроэнергетика только-только вышла на уровень производства ещё советского 1990 года, и поэтому сравнение отраслевых технико – экономических показателей и оценка их динамики за этот период представляет собой очень убедительную картину успеха реформ.

Со ссылкой на опубликованные результаты такого сравнительного анализа [2] можно со всей определённостью заключить, что за 20–летний период реформ электроэнергетика ухудшила все без исключения показатели своей эффективности. При этом, за 20-летний период введено около 30 млн. кВт новых энергомощностей, свыше 130 тыс. км ЛЭП напряжением 110 кВ и выше, свыше 230 млн. кВА трансформаторных мощностей. При отсутствии прироста спроса на электроэнергию и внушительных затратах на новое энергетическое строительство должно было произойти существенное обновление основных производственных фондов за счёт вывода из баланса старого энергооборудования.

Однако произошло банальное увеличение резервов при сохранении старых фондов, что и обусловило резкое снижение эффективности отрасли: при возросших резервах снизилась надёжность работы энергосистем (можно вспомнить ряд общеизвестных аварий в Москве, С-Петербурге, Сибири и пр.), возросли потери в сетях, повысились удельные расходы топлива на ТЭС, возросла численность эксплуатационного персонала на 30% (на 165 тыс. чел). Приводились любопытные факты, что из-за того, что комплексным развитием электроэнергетики никто не руководит, энергокомпании, генераторы, крупные потребители ежегодно планируют 10-15 процентный рост мощностей, в то время когда представители Совета рынка приводят факты, что в стране не загружены треть мощностей станций.

В сетевом комплексе, в результате либеральных реформ, доля тарифа на содержание сетей превысила долю тарифа в развитых странах в два раза. По последним данным в России около 3 тысяч мелких, а то бесхозных электросетевых хозяйств. Эти лишние звенья, очевидно, не способствуют сдерживанию тарифа и не повышают надежность сетей.

И, наконец, ошеломляющий рост тарифов на электроэнергию из-за банально простого метода индексирования тарифов и перекрёстного субсидирования, что позволило нам «догнать и перегнать Америку» по самому важному показателю с точки зрения конкурентоспособности нашей экономики в условиях вступления нашей страны в ВТО - цене электроэнергии для промышленных предприятий.

За годы реформ как-то забыта проблема удорожания самой топливной составляющей для электрических станций – нефть, уголь, газ. К примеру, твердое топливо – уголь для станций. При практически равных условиях с недродобытчиками развитых стран уголек у нас «золотой», т.е. в 2-2, 5 раза дороже американского и европейского.

И всё это разве не относится к результатам реформирования отрасли?

И что же мы не видим в результате таких удручающих итогов?

Руководство страны не может не видеть этих результатов, даёт одно поручение за другим своим министерствам и ведомствам уже как минимум с 2012 года, а предложений для радикального изменения ситуации нет. Предложения есть, но все они из области украшательства того рынка который скопировали с модели PJM (США) и который сами авторы изменять не хотят – либеральные принципы не позволяют. Не желают авторы менять самую «совершенную» модель энергорынка, которая узаконена постановлениями Правительства РФ и которое, к сожалению, стало её заложником.

В таких условиях выход один – Правительство РФ с подачи Минэкономразвития России приняло решение заморозить тарифы на несколько лет и разобраться со всеми ценовыми завалами в нашей электроэнергетике и не только. Нужно ещё раз проанализировать тот рынок, который сегодня выстроен и внести в его работу действительно конкурентные механизмы ценообразования, давящие на цены «вниз», иначе это не рынок.

А что же говорят представители других государственных регуляторов на Форуме?

Минэнерго России говорит о необходимости совершенствовании ОРЭМА, но без пересмотра состава его участников, что представляется системной ошибкой, обуславливающей стагнацию ТЭЦ и препятствием для развития когенерации в коммунальной и промышленной энергетике; говорит об отсутствии механизмов конкурентного перспективного развития энергетики и необходимости безотлагательного решения этого вопроса, иначе нерыночные ДПМ только усугубят положение. С такой постановкой вопросов нельзя не согласиться – это правильное видение проблем.

ФАС России предлагает проявлять патриотические чувства и гордость за проделанную работу по созданию самого большого и самого эффективного в мире ОРЭМ, а если и ФСТ России гордится своими достижениями в области ценообразования и самыми высокими в мире тарифами на электроэнергию для промышленных потребителей, то складывается весьма впечатляющая позиция государственных регуляторов, ждать от которых продуктивных предложений по рационализации торговой системы, нам кажется, бесполезно.

В таком кривом ценовом зеркале прекрасно чувствуют себя организованные в НП ГП энергосбытовые компании, получая свою торговую маржу от возрастающих тарифов на электроэнергию, увеличивая неплатежи на ОРЭМ, не обременяя себя (за редким счастливым исключением) для потребителей энергосервисными услугами. К сожалению, в энергосбытовой сфере начали проявляться криминогенные факты увода денег с розничного рынка. Свыше десятка энергосбытовых ГП были лишены права работать на ОРЭМ, а их функции приказами Минэнерго России были переданы электросетевым компаниям.

Промышленные потребители, особенно крупные потребители энергоресурсов, в этой декларированной государством поддержке предпринимательства и госрегулировании цен замыкают на себе все без исключения риски энергетических компаний - энергобалансовые, инвестиционно-стоимостные, системно – надёжностные и имущественно – правовые. Потребители недавно решили организоваться в НП для защиты своих законных прав и экономических интересов и начинают организованно подавать свой голос. Следует надеяться на их успехи в этом непростом деле.

Звучали на Форуме справедливые мысли о том, что в ходе реформы ради создания виртуальной видимости сильной конкуренции на ОРЭМ на этот рынок были выведены практически все ТЭЦ, забыв о теплогенерации и местных рынках тепла в городах субъектов РФ. Действительно, в период становления единой энергосистемы в стране теплогенерации отводилась определяющая роль в повышении энергоэффективности при комбинированной выработке тепла и электроэнергии по сравнению с раздельной схемой энергоснабжения. В действующей централизованной модели энергорынка созданы такие условия ценообразования на тепло и электроэнергию ТЭЦ, что раздельные схемы энергоснабжения появляются непосредственно за заборами действующих ТЭЦ.

В массовом порядке происходит «котелизация» потребителей с перерасходом топлива и закрывается возможность развития когенерации. Предлагается вернуться к совместному формированию конкурентного розничного рынка и электроэнергии и теплоэнергии, применив механизм ценообразования на рынке теплоэнергии с использованием показателей альтернативной котельной в каждом городе. При разработке новой модели розничного энергорынка теплогенерации и теплоэнергетике требуется отвести базисную роль. Кроме этого, потребуется провести значительную работу по формированию нормативно-правовой базы рынка теплоэнергии, разработать схемы теплоснабжения городов, муниципальных образований, наладить единые государственные подходы к учету энерго и теплоресурсов.

Курс на энергосбережение проложен в 2009 году в целом верно, но идет за период реформ пока робко. Главная беда этого курса нет мотивации у субъектов рынка. Зачем энергосберегать – ведь тарифы и так высокие, думают держатели ресурсов. Зачем экономить, мы ведь монополисты или бюджетники. И предприятию, в этих условиях, проще выслать «энергоаудитору» фотокарточку своего объекта и получить за «копейки» заветный энергопаспорт со стандартным набором энергоэффективных мероприятий.

Похоже, что энергоэффективность нужна сейчас самим энергосервисным компаниям, которые предлагают целым регионам, объектам ЖКХ экономию энергоресурсов 30- 50 процентов ! Нет мотивации - нет и реальных подвижек энергосберегать и сделать нашу экономику к 2020 году на 40 процентов энергоэффективнее.

Не смотря на призывы вкладывать деньги в новые и энергосберегающие технологии, массового привлечения капитала в энергосбережение не происходит. Зарубежные компании вкладывают деньги, но идут со своими технологиями и продукцией. Сложился парадокс. Наши банки, как говорят эксперты и сами банкиры, пухнут от денег, а энергосервис не может их получить и вложить в модернизацию ЖКХ, теплоснабжение, системы интеллектуального управления энергоресурсами. Думается, что назрел вопрос создания в России федерального фонда Энергосбережения, который развяжет проблемы привлечения финансирования в энергосбережение.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы и предложения:

1.Сформировавшаяся структура торговых отношений в электроэнергетике, централизовавшая на одной торговой площадке систему ценообразования для всех электростанций страны неадекватно отражает физическую и технико-экономическую особенность функционирования систем энергообеспечения в регионах и внешнего электроснабжения потребителей, искусственно лишая конкурентоспособности ТЭЦ-генерацию и способствуя развитию экономически неоправданной затратной «котелизации» страны.

2.Необходимо продумать организацию действительно конкурентного рынка теплоэнергии в каждом городе, на котором действующие ТЭЦ и перспективные источники когенерации могли бы реализовать свои экономические преимущества при комбинированном производстве тепла и электроэнергии.

3. Сложившиеся уровни перекрёстного субсидирования цен и тарифов для одних потребителей за счёт других потребителей достигли размеров около 500 млрд. руб. в год, что обременяет промышленный сектор экономики в период крайней необходимости финансовых средств для технического и технологического его перевооружения.

4. Централизованное формирование сценариев развития и размещения производительных сил страны и, соответственно, Энергетической стратегии в нашей стране осуществляется без адекватного участия субъектов РФ, что не позволяет разработать объективную технико-экономическую информацию для предпринимательства в электроэнергетике и промышленности, не стимулирует привлечения частных инвестиций в отрасль, перекладывая все инвестиционные затраты и риски на потребителей энергии. Это обуславливает стагнацию общего экономического развития.

5. Механизмы рыночного ценообразования необходимо выстраивать исходя из интересов потребителя. В рыночной экономике всегда прав потребитель, а производители в конкурентной борьбе за деньги потребителя должны снижать свои производственные издержки. Потребитель должен иметь реальное право заключать договора с местными ТЭЦ и др. когенеративными электростанциями или заключать договора с поставщиками ОРЭМ с оплатой адекватной дифференцированной составляющей транспортных затрат электросетевых организаций. Нужно вернуть все ТЭЦ и другие местные когенеративные электростанции, включая промышленные блок-электростанции, на торговые площадки соответствующих РРЭ. Торговые площадки РРЭ должны быть действительно конкурентыми базисными подсистемами ОРЭМа.

6. Внести поправку в ФЗ «Об электроэнергетике», Ст.36, п.5, заменив слово: «обязаны» на слово «имеют право» - это первый вариант, или второй вариант - заменить слова «25 МВт и выше » на слова «100 МВт и выше, не производящие комбинированно электрическую и тепловую электроэнерги», или третий вариант- исключить п.5, Ст.36 из текста ФЗ, который просто деструктивен и экономически ущербен;

7. Перераспределить полномочия и ответственность за рациональное построение рыночных отношений в электроэнергетике между федеральным и региональном уровнями государственного управления с передачей части полномочий и ответственности субъектам РФ, а именно:

- передать полномочия и возложить ответственность на субъекты РФ с участием последних не только в работах по оптимизации развития электроэнергетики и энергообеспечению социально-экономического развития соответствующего региона как подзадачи оптимизации развития ЕЭС страны, но ответственности за их реализацию;

- внести соответствующие поправки в ФЗ «Об электроэнергетике» и ПП РФ от 17. 10. 2009 г. № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» (Вместе с Правилами разработки утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики»);

- на выявленный в перспективных энергобалансах прирост спроса электропотребления и электрических нагрузок проводить тендерные отборы инвесторов-строителей для строительства местных когенеративных электростанций (кроме блок-электростанций промышленных предприятий) и ВИЭ с формированием для инвесторов экономических стимулов в рамках прав и полномочий субъектов РФ.

На строительство новых электростанций межрегионального значения для производства только электроэнергии тендерные процедуры должно проводить Минэнерго России;

- передать функции ГП соответствующим электросетевым компаниям, что будет полностью соответствовать Ст. 539 ГК РФ;

- восстановить функции РДУ в зонах действия РРЭ для повышения надёжности работы систем энергоснабжения на территориях соответствующих субъектов РФ.

8. Доступ к электросетевой инфраструктуре так же требует дальнейшего совершенствования. Одобряя проделанную работу АСИ по Дорожной карте доступа к сети, реализация которой регламентирует порядок доступа мелких и средних потребителей электроэнергии, предлагается разработать доступ к э/сети крупных потребителей электроэнергии через механизм покупки ими, так называемых, инфраструктурных облигаций. Такой механизм позволит полностью решить вопрос развития сети с привлечения потребителей – инвесторов, защитив их имущественные права как инвесторов.

9. Экспертному сообществу потребуется выработать нормативно-правовые акты, которые сформируют мотивационную модель энергосберегающего поведения и образа жизни у всех хозяйствующих субъектов.

И так, Форум «ТЭК: 10 лет реформе» завершил свою работу. Конечно, большое спасибо организаторам Форума и, в первую очередь, журналу «ЭнергоРынок». Всё было традиционно здорово организовано. Остаются вопросы – станут ли итоги работы Форума предметом обсуждения у лиц, принимающих решения ? И повернется ли Российская энергетика от рынка продавца к рынку потребителя ?

Думается, что руководящие органы в конце 2013 года примут взвешенное решение по принятию новой модели энергетического рынка с учетом реформ не только за прошедшее десятилетие, но и всего имеющегося опыта отечественной энергетики.

Литературные источники.

1. Указ Президента РФ от 15.08.1992 N 923 (ред. от 05.11.1992, с изм. от 10.09.1993г.) "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации".

2. Кутовой Г.П. «Некоторые итоги вестернизации отечественной электроэнергетики в постсоветский период», Ресурс Интернета: portalenergo.ru, 28.08.13, 30.08.13 и 03.09.13.

16.10.2013 10:36  |   
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →