Председатель экспертного совета Грачев И.Д.

И.Д. Грачев. Интервью и оценки

И.Д. Грачев. Интервью и оценки

Комитетом Госдумы по энергетике распространены информационные материалы, отражающие позицию Председателя Комитета Госдумы по энергетике И.Д. Грачева по ряду проблем в жилищной и социальной сфере

В ноябре прозвучали инициативы, явно ухудшающие положение многих десятков миллионов. Премьер Дмитрий Медведев решил обязать россиян выплачивать квартплату авансом.

- Само то, что люди будут выкладывать деньги за еще несделанное, развратит окончательно сферу, которую не без оснований сравнивают с «черной дырой». Нынешний премьер обещал, еще когда он был президентом, обеспечить финансовую прозрачность управляющих компаний и всей коммунальной сферы. До сих пор это обещание не выполнено - ни прозрачности, ни порядка. Наплодили посредников между поставщиками и населением, а теперь якобы не знают, куда деваются собранные деньги. В Госдуме в этой связи недавно публично вспомнили, как Минрегион отстранился от мониторинга платежей за услуги ЖКХ. Это не случайно - давно уже известно, что население в основном платит аккуратно – на уровне 93-97 процентов.

Между тем, новый почин премьера и его советчиков, приведет к новой путанице и неразберихе при расчетах.

Первое. Платить авансом до 10-го текущего месяца, можно лишь получив вовремя платежку - кто гарантирует, что с этим все быстро отладится? Скорей всего произойдет так, что откроется к чьей-то выгоде новая лазейка для начисления несправедливых пеней. Не зря же всегда готовые к услугам эксперты от ЖКХ - заранее вовсю трубят об увеличении размера этих пеней…

Второе. Долго и упорно убеждали людей ставить в квартирах приборы учета - теперь теми же руками дискредитируется сама система учета.

Переменчивость в наиболее чувствительной сфере, где правила игры запросто меняются в каждые полгода, к добру не приведет. Это должны понимать не только в правительстве, но и в Газпроме, учитывая, что столь непопулярное у населения решение громко «освящается» именем государственной монополии.

Авансом выдавать посредникам индульгенции – глупость или корысть, но скорее всего – именно второе.

Под флагом «борьбы с неплатежами» полетят стрелы в самую удобную мишень - добросовестных плательщиков из хрущевок

Все очевидней, что кураторам ЖКХ во власти очень не хочется сдавать своих. Премьер Дмитрий Медведев так и не выполнил давнее обещание - обеспечить финансовую прозрачность управляющих компаний. Но зато он предложил платить авансом квартплату, вызвав негативную реакцию у большинства россиян – что это за рынок, когда выплачиваешь каждый месяц вперед, не получая товара…

Новую волну подняло в интернете и высказывание министра строительства и ЖКХ Александра Меня. По официальному высказыванию нового министра, 94 процента жильцов вносят плату аккуратно, а портят благостную картину «некоторые представители среднего класса» - в связи с чем он предлагает «комплекс мер по этим неплательщикам».

Борьба с «отдельными неплательщиками» считает всего лишь поводом. По этим флагом министерство ЖКХ, будет давить на всех, включая добросовестных плательщиков из хрущевок.

- Иван Дмитриевич, почему Мень, затронув средний класс, не сказал ничего о самых богатых. Или люди типа, допустим, Сердюкова и Васильевой всегда аккуратно платят?

- В этом я сомневаюсь. Просто сегодня становится модным все валить на средний класс, основу которого составляет средний и малый бизнес. Ни слова не сказано о неплательщиках – госпредприятиях, где очень серьезные долги, и нередко они возникают просто из-за путаницы при составлении заявок в местные бюджеты. Министру следовало бы досконально разобраться, откуда взялись эти озвученные им 100 миллиардов рублей долга. И потом только делать громкие заявления на ассамблеях...

- Кстати, если 94 процента граждан оплачивают своевременно, почему тогда на эти деньги так мало делается?

- Мень высказался по поводу среднего класса, но не слышно, чтоб министерство собиралось твердой рукой покончить с воровством и коррупцией в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Хотя логичней всего начать именно с этого - куда пропали деньги и куда они сегодня деваются. Но видимо поставлена была другая задача - не трогать, до федеральных выборов, местные структуры. А они, как известно, часто связаны с управляющими компаниями общим коммерческим интересом. Я не раз говорил, что Жилищный кодекс создал посредника с непрозрачной сутью и формой, которому законом и правительственными постановлениями определено слишком широкое поле для коммерческого маневра. А расплачиваются из своего кошелька обычные пенсионеры.

Что касается «комплекса мер», которые Мень собирается принимать против «отдельных неплательщиков», в итоге это все обернется, я уверен, опять же давлением на добросовестных. Потому что люди, из расширенного правительства, получившие при Дмитрии Медведеве возможность неограниченно влиять на все, кроме нефти и газа, настроены на самые радикальные меры. Включая выселение людей из квартир - соответствующие законопроекты давно уже в думе. И на местах сейчас многие ждут с нетерпением, когда распахнется широко этот рынок – новый рынок старых квартир - на котором они, безусловно, сумеют нагреть руки…

Еще раз подчеркиваю: под флагом «борьбы с неплатежами» полетят стрелы в самую удобную мишень - добросовестных плательщиков из хрущевок.

- Не думаете ли вы, что Александру Меню уготована роль Михаила Зурабова, проведшего монетизацию льгот и благополучно отбывшего послом в Украину?

- Пока ясно одно – линия, при которой проблемы коммунального хозяйства, включая воровство в отрасли, в итоге взваливаются на плечи населения – такая линия продолжится. Крутые меры к ворам приняты не будут. Резвее что домашний арест где-нибудь в коттедже. Ничего не решит и лицензирование управляющих компаний, как это предлагает Мень – и без того там сейчас полное сращение с муниципалитетами, только в сочетании, еще раз фиксирую, с непрозрачностью и широким полем для коммерческого маневра. Лицензии получат те же люди, так же близкие к районным и городским властям. Хотя очевидно, что ответственность за ЖКХ, в том числе финансовую, надо заново возложить именно на местную власть. Чтобы напрямую она отвечала за порядок сфере, самой близкой к каждому россиянину. То есть, убрать с рынка всех посредников и сузить максимально поле для коррупции.

А все остальное – всего лишь жалкий макияж…

То есть полезные решения принимаются долго, а непродуманные – быстро?

- Непродуманным шагом считаю предписание Премьера Дмитрия Медведева, обязывающее россиян выплачивать авансом квартплату – это приведет к путанице в расчетах, к еще большему разрыву в платежах. Тем более что население платит в основном аккуратно.

Или взять социальные нормы. Рассматриваю их как попытку поднять любым способом цены на электроэнергию (а ведь это только начало – на очереди нормы на газ, воду…) Много лет уже я предлагаю заморозить тарифы, и оттолкнувшись от этого, определить, откуда на самом деле берутся все потери. Абсолютно уверен, население, в особенности городское, из многоэтажек, меньше всего к этому причастно.

Нужно стремиться снизить тарифы для промышленности за счет блокировки всех утечек, а не поднимать стоимость киловатта для пенсионера или работающего отца семейства. В конце концов, мы добывающая страна. Не призываю ни в коем случае следовать примеру соседней с нами Туркмении, либо, скажем, государств - членов Совета по сотрудничеству стран Персидского залива. Плата за воду, газ и энергию там чисто символическая, и это другая крайность, она порождает расточительность и беспечность.

Но у нас цены уже выше, чем в США, и почти сравнялись европейскими. Дальше повышать просто некуда.

Во всех этих спонтанных, торопливых решениях, во всех этих глупых придумках чувствуется какое-то неуважение – считается, что люди стерпят. Твердо уверен, такая логика на будущее страны не играет. Поспешные шаги, ведущие к непрерывному сжатию социальной сферы, усиливают непонимание и конфликты в российском обществе.

- Иван Дмитриевич, с невиданной прежде плодовитостью принимаются решения, вызывающие порой озадаченность, мягко говоря. Впечатление такое, что избран путь действий, при котором проблемы нашей финансовой и экономической сферы решаются тем, сколько средств будет собрано с населения. Чем это диктуется?

- Ничем. При невероятных энергетических преимуществах, при благоприятной мировой конъюктуре - пятнадцать лет «без счастья и без славы». Если страна на грани того, чтобы зависеть от собираемости средств в ЖКХ – о чем говорить? Трудно создать конкурентную промышленность. Легче повышать до предела тарифы, потом выселять за долги и продавать освободившееся жилье – чем не экономика…Отсюда обилие всех этих инициатив - начиная от повышения пошлины за развод до 30 тысяч рублей и штрафов за распитие пива и курение…

- Кстати, разводятся ведь не потому, что пошлина маленькая…

- Разводятся потому, что молодые семьи нуждаются в отдельном жилье. У нас сейчас социальное жилье почти не строят, даже в городах-миллионниках.

- А ипотека?

- При тех возможностях, которые люди реально имеют сейчас (речь не о долларовых миллионерах), с помощью ипотеки можно увеличить число обладателей квартир в три раза. Как минимум. На Западе объем ссудной задолженности по ипотеке от 50 до 70 процентов от ВВП. А у нас на сегодняшний день всего 3 процента. Всего три! Чувствуете, какие там резервы? Мешают те же монетаристские догмы – их носители во власти никуда не делись, это они авторы всех упомянутых инициатив. Долгое время я ставлю в повестку дня Госдумы проект закона «О строительных сберегательных кассах (ССК)», а парламентское большинство аккуратно его отклоняет. Между тем, речь о методе использования жилищных накоплений, с помощью которого в Германии на сегодня профинансирована уже половина всего приобретенного жилья! Вся соль тут в замкнутости специализированных сберкасс - ограниченность финансовых операций защищает их от колебаний рынка. При этом особо предписывается надзор со стороны Центрального Банка. Десять лет я пробивал с единомышленниками сам ипотечный закон, которым, при всех издержках, миллионы семей воспользовались. И уже пять лет пробиваю в думе закон о стройсберкассах, чтобы сделать ипотеку массовой...

- Иван Дмитриевич, я заметил, что в моменты, когда нынешние управленцы вынуждены публично признавать ошибки, стоившие стране миллиарды – вперед в Думе выпускаются политики, не имеющие (по моим, по крайней мере, наблюдениям) никаких убеждений – кроме анархии и цинизма. И с громкой наглостью – так, правда, чтобы их не услышали где-нибудь в «МК» - они черное выдают за белое… Но я не об этом. Помню, как лет десять назад брал у вас в интервью, и вы предупреждали, что накопительная часть пенсионных денег будет обречена. Результат сейчас налицо…

- Тут вот что надо выделить: дело не в интуиции отдельного Грачева – потому что и тогда, в 2001-2002 годах, все легко поддавалось расчету. Вот что сегодня меня волнует и даже возмущает! Мы спорили в думе с Зурабовым – ясно было - все кончится крахом. Большие деньги, сопоставимые с государственным бюджетом, в реальном исчислении быстрее самой страны расти не могут. К тому же неизбежны накладные расходы, которые в мире нигде не составляют меньше 10 процентов, а в России - ниже 25 процентов. Это было теоретически очевидно с самого начала. Однако эти люди, не имеющие государственного склада ума, вели себя скорее как финансовые спекулянты. Никаких шансов не провалиться у государственной накопительной системы не было. К сожалению, это теперь не просто доказано экспериментально, но и признано - хотя и не без демагогов, своим визгом смягчивших вынужденную откровенность.

- А новая балльная система начисления пенсии – это выход из положения?

- Правительство России предлагает пятую за прошедшее десятилетие пенсионную реформу. И сейчас будущих пенсионеров опять ведут к тупику. Это мне напоминает ЕГЭ со всеми вытекающими. Между тем, чтобы наполнить реально пенсионную казну – сначала нужно установить справедливые налоги. Прежде всего, разобраться до конца с социальным налогом, не вынуждать малый и средний бизнес, едва сводящий концы с концами, платить тайком в конверте.

У нас в стране существует антисоциальная тенденция, при которой чем больше человек зарабатывает, тем меньше платит в пенсионный фонд.

В России богатые и бедные платят не равные налоги. Богатые платят существенно меньше. Дело в том, что под видом страховых взносов богатых в принципе освободили от налоговых платежей. Таким образом, рядовые работники и бедные платят налоги порядка трети от своей зарплаты, а богатые – платят ноль. Такого в мире нигде нет. А у нас единороссы такое положение поддерживает - блокируют законопроекты, направленные на справедливое налогообложение.

- Но все же давайте вернемся к баллам, по которым будет пенсия начисляться….

- Я абсолютно убежден, что все эти затейливые схемы "пенсионных реформ" создаются для того, чтоб запутать людей на случай, если деньги куда-то провалятся – по глупости или корысти. Потому что с точки зрения математики ситуация очень простая. Есть трудовой стаж, есть уровень выплат в пенсионный фонд. На основании этих двух параметров человеку должен быть установлен уровень пенсии, которую он получает. И построить какую-то зависимость между этими двумя параметрами и величиной пенсии достаточно легко. Люди и государство должны иметь примитивную, простую и понятную модель, по которой происходит расчет пенсии. Кстати, и президент Владимир Путин часто говорит именно о простоте, не уводящей куда-то в сторону.

- А то, что выбрали сейчас?

– Это называется делить по-новому, но гораздо хитрее. К примеру, в перспективе собираются отменить базовую часть пенсии у работающих пенсионеров. У нас подрабатывают примерно десять миллионов человек – лишить каждого из них 3,5-4 тысячи рублей - больно ударить по их кошельку. Есть там хитрости с соотношением доходов пенсионного фонда и его обязательств, что повлияет на стоимость этих придуманных баллов.

Такие же хитрости и со страховой частью пенсии – теперь работодатель должен будет отчислять взносы в пенсионную систему как минимум с двух МРОТ - что тоже далеко от реальности, многие работодатели, при нынешних несправедливых налогах, отчислять такие суммы не станут. В итоге, как всегда, основной удар придется по самому бесправному звену - наемным работникам….

27.11.2013 12:01  |   
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →