«Энергетические обследования»

Энергоаудит. Три гвоздя в гроб СРО

Энергоаудит. Три гвоздя в гроб СРО

Мукумов Ремир Эркинович. Генеральный директор ЭСКО ОАО Тюменьэнерго. "Президент подписал изменения в закон №261-ФЗ. Так долго ждали, и что имеем? А имеем реквием по рынку профессиональных энергоаудитов."

Изначально логика закона об энергосбережении №261-ФЗ предусматривала уведомительный порядок регистрации энергопаспортов – Минэнерго России должно было получать копию энергопаспорта, и обязательного реестра не было предусмотрено. Однако по факту порядок получился обязательным , а текущими поправками это только закреплено. Минэнерго считает необходимым бОльший контроль над рынком и берет на себя новые функции.

Будут сформированы требования не только к энергопаспорту, но и к отчету по результатам энергетического обследования: СРО теперь должны будут проверить и паспорт, и отчет. Однако отчет об энергообследовании, например, крупного промышленного предприятия – документ не только объемный, но и серьезный по содержанию, это интеллектуальный, творческий продукт, и его только прочитать, не то что «проверить» - может 30 дней и не хватить. При такой процедуре зачем-то повышаются требования не к квалификации энергоаудитора, а к квалификации проверяющего, в данном случае – к СРО. И в этом вопросе, где сложно говорить об объективности, СРО теперь будут крайние. Забили первый гвоздь.

Второй гвоздь – вводится солидарная ответственность перед заказчиком за убытки вследствие некачественной работы по энергоаудиту. Любой ушлый заказчик, обратившись в суд и доказав факт убытков (а насколько суды разбираются в вопросах энергоэффективности?), имеет шанс обанкротить практически любую СРО.

Третий гвоздь – так называемая «декларация», или, как она звучит в законе, «информация об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Надо помнить, что все же основную долю на рынке энергоаудита занимали заказчики - мелкие бюджетные учреждения. Которые теперь сами будут заполнять этот документ, и, более того, напрямую, мимо СРО, направлять его в Минэнерго России. И множество мелких энергоаудиторов, лишившись такого заказчика, просто уйдут в мир иной, а сними - СРО, в которых они состояли…

Но, кроме функции распорядителя похорон имеющегося рынка энергоаудитов, мы имеем множество дополнительных функций, которые набрало на себя Минэнерго России. Ведь только ленивый не пинал Минэнерго России по по поводу отсутствия аналитической работы с данными, которые приходят с паспортами. А теперь еще отчеты. И плюс декларации – без всяких промежуточных фильтров собирать первичную информацию с мелких объектов? И что с ней делать дальше? Ведь обещали бенчмаркинг, развитие ГИС, методическую помощь профессиональному сообществу.

Но мы все теперь будем с нетерпением ждать ежегодного госдоклада, определенного новым законопроектом. Конечно, этот доклад о состоянии энергосбережения т энергоэффективности страны не должен стать единственной целью для сбора информации со всей страны. Ведь все-таки энергообследования задумывались как предпосылка к дальнейшим действиям. Но способствуют ли этому принятые поправки?

08.01.2014 23:20  |   
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →