В Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялось очередное обсуждение Госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики». Результаты обсуждения и впечатления в заметке эксперта Консультативного Совета Тихоненко Юрия Федоровича.
27 января 2013 года в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялось очередное обсуждение Государственной программы «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ». Это далеко не первое обсуждение. По информации представителей Министерства энергетики РФ этот документ обсуждался порядка 17-ти раз. Стоит отметить, что программа была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 512-р, но дискуссии, замечания и обсуждения продолжаются до сих пор.
Представленная на обсуждение новая версия программы кардинально отличается от той, что была утверждена в прошлом году. Главным поводом серьезных изменений послужила необходимость ее приведения в соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 17 октября 2013 г. N 931 "О внесении изменений в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации". Но это не единственная причина доработки программы. Все-таки по ней было высказано много замечаний, которые было необходимо устранить.
В ходе обсуждения новой версии Программы ряд экспертов отметили, что новый вариант программы стал более честным и более лаконичным. Тем не менее остались нарекания со стороны экспертов.
В частности, по вопросам финансирования программы. Во-первых, предыдущая версия программы предусматривала финансирование в 2013 году за счет средств федерального бюджета в объеме 17 млрд. рублей. Программа была утверждена в апреле 2013 года, следовательно, можно смело утверждать, что финансирования именно этой программы в прошлом году не было или во всяком случае не в полном объеме. Речь разумеется идет о федеральном бюджете. Тем не менее в новой версии программы в 2013 году, который уже прошел, фигурирует величина в размере 22,7 млрд. рублей. Надо ли понимать, что в прошлом году из федерального бюджета выделили больше чем изначально планировали или тут кроится какой-то умысел, не совсем понятный. Обычно если программа утверждается в году, на который бюджет уже утвержден, то на этот год планируют либо организационные мероприятия, которые не требуют бюджетного финансирования либо мероприятия, финансируемые из внебюджетных источников. Во-вторых, в подпрограмме «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в перечне ведомственных целевых программ и основных мероприятий государственной программы предусмотрено внебюджетное финансирование в объеме 5,6 трлн. рублей. На это было обращено внимание и вызвало со стороны экспертов вопрос, чем объясняется столь смелое заявление?
Еще один показатель программы, который оказался в зоне внимания экспертов – это снижение энергоемкости ВВП, который должен достичь к 2020 году 13,5%. Этот показатель перекочевал из предыдущей программы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р. Там дано обоснование за счет каких факторов планируется снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 40%. Приводится перечень этих факторов: структурных сдвигов, продуктовых сдвигов, роста цен на энергию, автономного технического прогресса и реализации Программы. За счет реализации программы, т.е. непосредственно благодаря энергосбережению, запланировано снижение на 13,5%. Остальные факторы к энергоэффективности отношения не имеют, поэтому могут повлиять на общий показатель как в большую, так и в меньшую сторону. Именно поэтому в предыдущей программе эти самые 13,5% были преобразованы в абсолютное значение и представлены в виде млн. т у.т. и объема экономии отдельных видов энергоресурсов. В новой версии программы этого нет, во всяком случае в утверждаемой части документа. При таком подходе никто не сможет объективно оценить роль этого документа в снижении энергоемкости ВВП.