«Энергетические обследования»

За некачественный энергоаудит нужно штрафовать

За некачественный энергоаудит нужно штрафовать

Анализ новых требований федерального законодательства об энергосбережении в части энергоаудита. Мнение члена Общественной Палаты Ульяновской области Александра Брагина.

Федеральное законодательство об энергосбережении, благодаря внесенным в декабре прошлого года поправкам, претерпело ряд существенных изменений в части совершенствования правового регулирования сферы обязательных энергетических обследований потребителей топливно-энергетических ресурсов. Новые положения Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» предусматривают разработку и утверждение уполномоченными государственными органами единых правил проведения энергообследования, которым должны следовать саморегулируемые организации (далее - СРО) и энергоаудиторские компании. Расширяется перечень требований к отчетной документации, составляемой по его завершению. В частности, становится обязательной подготовка не только энергетического паспорта, но также подробного аналитического отчета о проделанной работе. Его структура и содержание будут регламентированы в руководящих документах Министерства энергетики РФ в срок до 01.07.2014.

По логике законодателя, внесенные изменения направлены на предотвращение дальнейшей формальной энергопаспортизации, когда основные усилия энергоаудиторов сфокусированы лишь на корректном оформлении энергопаспорта, в ущерб должному изучению инспектируемых объектов для поиска экономически обоснованных направлений оптимизации режимов энергопотребления. Единые требования к производству энергоаудиторских работ, обязательность подготовки итогового отчета, по мнению авторов поправок, должны обеспечить повышение качества проводимых энергообследований и стимулировать энергоаудиторов и СРО к надлежащему исполнению своих обязательств.
Однако, на наш взгляд, предложенные поправки являются скорее полумерами. Успешное решение проблемы повышения качества энергообследований в значительной степени достигается путем ужесточения ответственности энергоаудиторов за неудовлетворительно выполненную работу и допускаемые нарушения. Именно из-за недостаточного уровня ответственности энергоаудиторов за результат своего труда, российский рынок за последние годы массово наводнился недобросовестными подрядчиками, что отозвалось резким понижением качества энергоаудита. Представители Минэнерго РФ не раз признавались в своем бессилии по отношению к недобросовестным исполнителям работ, ссылаясь на отсутствие в законодательстве необходимых механизмов государственного регулирования. В подтверждение сказанному можно привести один характерный пример из практики работы ведомства.
Так, по результатам верификации в Минэнерго РФ энергопаспорта небольшого муниципального детского сада в Челябинской области (предварительно получившего положительное экспертное заключение в СРО) выяснилось, что указанный в нем размер годовых расходов этого учреждения на оплату потребленных энергоресурсов составляет 3 (!) млрд.руб. Очевидно, что приведенная в энергопаспорте цифра противоречит здравому смыслу и свидетельствует о халатности как его составителя-энергоаудитора, так и проверяющего эксперта в СРО, завизировавшего документ. Реагирование Минэнерго РФ на такого рода инциденты в существующих реалиях ограничивается отказом в приеме энергопаспорта и возвратом его на доработку. Правовых оснований для принятия более жестких мер реагирования в ФЗ № 261 не имеется, что дает возможность подобным энергоаудиторам продолжать заниматься коммерческой деятельностью, не опасаясь при этом какой-либо государственной кары за некачественное оказание услуг.
Необходимость в дополнительных рычагах государственного администрирования очевидна. Увы, но такие рычаги не прописаны в обновленной редакции ФЗ № 261, поэтому, даже с учетом внесенных поправок, позитивных сдвигов в направлении повышения качества энергообследований, по всей вероятности, не произойдет.
Важно заметить, что в первых редакциях проекта поправок в ФЗ № 261 механизмы воздействия государства на работу энергоаудиторов и СРО предусматривались. Предполагалось возложение обязанности на СРО проводить плановые и внеплановые проверки своих членов (энергоаудиторов) на предмет соблюдения последними стандартов и правил энергообследования, с обязательной передачей проверочных материалов в Минэнерго РФ, которое, в свою очередь, имело возможность налагать на нарушителей административные штрафы (в размере до 500 тыс.руб.) Таким образом, нерадивых энергоаудиторов планировалось подвергать административному взысканию и наказывать рублем.
К сожалению, в конечной редакции ФЗ № 261 эти предложения не получили отражения в связи с якобы их коллизионностью нормам других законодательных актов (в частности, нормам Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»). Вопросы контроля за работой энергоаудиторов, их ответственности, по-прежнему будут решаться в плоскости СРО, без какого-либо вмешательства государства. На наш взгляд, исключение ранее предлагаемых решений ошибочно, ибо в отсутствие административных санкций, обязанность по соблюдению установленных правил проведения энергоаудита переходит в разряд декларативных мер, не влекущих в случае нарушения какой-либо юридической ответственности. Законодательство в этой части требует дальнейшего совершенствования.

Александр Брагин,
член Общественной палаты Ульяновской области

17.03.2014 10:10  |   
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →