«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»

Современная промышленная политика должна быть энергоэффективной

Современная промышленная политика должна быть энергоэффективной

Гашо Евгений Геннадьевич, эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ, доцент МЭИ, д.т.н.
Степанова Мария Вячеславовна, эксперт Уральского филиала АСМС, к.э.н.

Давно обсуждается, давно назрел и готов к принятию проект федерального закона «О промышленной политике». Необходимость принятия этого закона особенно остро осознана сегодня, во время применения к России санкций, задачей которых является ослабление экономики страны. Не единожды дискутировались на различных площадках и возможности введения в промышленную политику критериев энергетической эффективности. Обсуждения велись в Аналитическом центре при Правительстве РФ, в Екатеринбурге на ежегодных форумах «Технологии энергоэффективности» и в рамках международной выставки ИННОПРОМ.

Актуальность принятия новой промышленной политики в России объясняется следующими тезисами:

- глобальная тенденция реиндустриализации;

- необходим рост экономики и социальных показателей. В его основе должна быть не только добыча и экспорт сырья и торгово-финансовые операции, но и срединные (вторичный-третичный) сектора, т.е. обработку и технологическое производство и услуги на их основе, дающие реальный и качественный ВВП;

- повсеместно необходима массовая модернизация – в жилье, общественных зданиях, инженерных системах, городах, на производствах;

- перед страной в полной мере встала задача импортозамещения. Это необходимо и для массовой модернизации, и для снижения зависимости от внешних поставок и их последующего обслуживания;

- для полноценной экономической независимости необходимо наращивание собственной технологической базы и компетенций, восстановлений кадрового потенциала. (На этом направлении страна понесла не малые утраты, которые привели к моральной отсталости от мирового уровня в ряде отраслей)

- для обеспечения экономической независимости страны необходима локализация производс на территории России.

Вызовы

«Новая промышленная политика», реиндустриализация – означают иную технологическую платформу. Не догонять по уже пройденному другими пути, а видеть, направления мирового развития. Глобальные тенденции:

- принципиально иное использование всех ресурсов, где целевая экономия не 2-5-10% от сегодняшнего, а десятки процентов (см., например, исследование McKinsey «Мир стоит на пороге ресурсной революции»)

- развитие зеленых технологий, тирражирование наилучших доступных технологий (НДТ) в смысле экологичности, безотходность, рециклинг, возобновляемая энергетика – разумно, а не ради себя самих

- популяризация и кастомизация потребительского производства, повышение гибкости (3д принтинг и легко перестраивающиеся производства и линии под изменяющиеся потребности)

- при этом рост технологичности и сложности в других сегментах

- мало уже выпускать готовые узлы и агрегаты, нужно развивать множество сопутствующих услуг и товаров; инжиниринг, проект-менеджмент, гибкие консорциумы, потребитель хочет не купить товар, а закрыть свою потребность, ему нужны решения «под ключ»

- digital-изация, IT повсеместно могут дать новый хороший импульс (виртуализация, моделирование, автоматизация управления, оптимизация за счет этого)

- новые технологии экономические, управленческие и финансовые, impact-инвестирование, управление стоимостью, капитализация непрямых эффектов (это тоже про гибкость; конкретные потребности в конкретном проекте; проектное, а не бизнес мышление; снижение транзакционных издержек и т.п.).

Постановка задачи

Задача при формировании промышленной политики на современном этапе – найти разумный баланс роли государства в том, чтобы не пытаться контролировать все, но и не удаляться от регулирования. Важно найти или создать точки, которые возбудят дальнейший рост (отрасли, технологии, институты или что-то еще), и создать условия для рыночных агентов, чтобы они, действуя в собственных интересах, двигали всю систему в нужном направлении. Различные сектора экономики, институты и рыночные игроки – собственники, инвесторы, генерация, потребители в лице промышленности, ТЭК, банков, науки, – могут в своей деятельности способствовать достижению стратегических целей государства. Для этого необходимо всех их включить в цепочки взаимодействия, найти для них модели на основе согласования их интересов.

Государство должно обеспечить рамки и условия для этого: достоверную информацию (приборы, ГИС, статистика, отчетность, права доступа); создать мотивацию («кнут и пряник», административные ограничения и экономическое стимулирование, последовательность и прозрачность политики); интеграцию различных интересов; выполнение базовых принципов (плановость, увязка с другими отраслевыми и территориальными политиками, учет отраслевой и региональной специфики).

Большинство мер по обеспечению энергоэффективности в промышленности со стороны государства требуют увязки и согласованных действий прежде всего между ведомствами (Минэнерго, Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин России).

С одной стороны, энергоэффективность – не самоцель, а лишь показатель, характеризующий процессы; один из признаков, позволяющий судить, туда ли процесс идет. Потому что мейнстрим мирового прогресса – к росту энерго- и ресурсоэффективности.

С другой стороны, энергоэффективность можно делать целевым и управляемым показателем, потому что достичь роста при ограниченных ресурсах таким образом не просто дешевле, а иногда невозможно иначе. Ресурсоэффективность сегодня и завтра это не просто экономия при нынешних технологиях, это новая технологическая платформа, которая позволяет достигать и наращивать потребительскую полезность другими способами, дешевле энергетически и ресурсно.

Необходимо особо подчеркнуть два аспекта энергоэффективной компоненты в промышленной политике:

1) способствовать повышению показателей энергорезультативности на предприятиях всех отраслей;

2) дать возможности для развития специфических производств, ориентированных на предложение энергоэффективного оборудования и технологий, во благо повышению энергоэффективности во всех секторах экономики и социальной сферы.

Проблемы и задачи по их преодолению

- износ физический и моральный

- технологическая отсталость во многих отраслях

- кадровые проблемы

- дорогие и короткие деньги

- нет достоверной информации, методик, инструментария аналитического (и у лиц, принимающих решения, и у бизнеса)

- непоследовательная или непонятная регулятивная политика, часто меняются условия, в них непросто разобраться, непрозрачное регулирование, сложно воспользоваться льготами, государство не выполняет собственные обещания, вытесняет бизнес в «серую» зону

- в энергетике сложился квазирынок, тарифная политика компании ТЭК к эффективности не стимулирует, и в целом нет в участниках пока четкого понимания, что энергоэффективность – это важно и нужно

- т.е. малопонятно, что делать, импортное дорого и плохо окупается, своего нет или мало, делать иногда некому, эмпирических данных нет, льгот нет или не работают, регулятивные рамки меняются быстрее, чем инвестиционный цикл заканчивается, «вбелую» работать невыгодно.

Инструменты и меры промышленной политики

Планирование.

Необходимо традиционную энергетическую политику забалансировать и в умах и в программных документах с эффектами от повышения энергоэффективности.

Практики планово-экономической школы необходимо откорректировать – например, при прогнозировании должна быть корреляция энергопотребления и развития промышленности. Целесообразно создать «Белую книгу» энергосбережения, в которой отразить приоритеты, направления и этапы до 2030г, и синхронизировать с ней промышленную политику в России.

Разработать климатические региональные коэффициенты по ускоренной амортизации. Осуществить переход на методики оценки проектов на основе полного жизненного цикла.

Обеспечить учет отраслевой и региональной специфики при выделении субсидий на софинансирование региональных программ повышения энергоэффективности применять, в том числе, критерии энергоэффективности в промышленности (связка с политикой энергоэффективности).

Общественный консенсус.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - важнейший инструмент, поскольку государство не в состоянии справиться со всеми задачами экономического развития. ГЧП не значит, что государство ставит цели, а бизнес дает деньги, а значит, вместе согласуют цели и средства. Не надо стараться сделать идеальный всеобъемлющий документ. Важнее построить систему, которая была бы устойчива, но гибко реагировала на изменения, в частности, привлечения экспертных сообществ и бизнеса к формированию промышленной политики.

Информация и методики. Налаживание системы сбора, обработки, хранения и представления достоверной информации об энергопотреблении (как обезличенной, так и персонализированной) – с приборов учета, энергопаспортов, форм государственной стат.отчетности и проч. Через ГИС Энергоэффективность, справочники технических решений и оборудования, базы данных для бенчмаркинга, справочники НДТ, типовых мероприятий и проч. Требования по проведению энергетических аудитов, разработки программ энергосбережения предприятий и отраслей, холдингов, с учетом принципов энергоменеджмента. Адаптация к российским условиям и методики применения механизмов измерения и верификации достигнутой экономии, корректировки базовой линии энергопотребления (например, на основе авторизованного перевода на русский язык протокола IPMVP).

Разработка комплекса мер по созданию «технологических коридоров» в виде перечней обязательных требований и ограничений, предъявляемых к техническим параметрам используемых технологий (в том числе и к энергоэффективности производственных процессов), потребительской продукции и услуг, устанавливаемых в динамике с усилением со временем их жесткости (конкретные показатели экологичности, безопасности, энергоэффективности, которые компании должны достигать к определенному сроку).

Разработка комплекса мер с мягким принуждением к использованию наилучших доступных технологий (НДТ). Утверждение стандартов и требований по показателям энерго- и ресурсоэффективности используемого и закупаемого оборудования. Новые стандарты и технические регламенты на промышленное оборудование. Создание отечественных справочников НДТ, систематизирующих сведения о параметрах энергоэффективности и экологической результативности НДТ, описывающих технологические, технические и управленческие решения, отнесенных к НДТ.

Институциональный комплекс. Создание рынка высвобожденной мощности. Создание региональных гарантийных фондов, федерального, региональных и муниципальных внебюджетных фондов энергосбережения как источников инвестиций. Создание национального банка эффективности и модернизации для снижения процентной ставки. Включение администраций регионов и муниципалитетов в подготовительный этап отбора объектов для энергосервиса.

Стимулирование. Введение системы субсидий и налоговых льгот. Введение собственной национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. Обновить и упростить для использования механизмы экономического стимулирования (ускоренная амортизация, льготы по налогу на имущество, инвестиционно-налоговый кредит). Доработать существующую систему налогового стимулирования энергоэффективной модернизации, при которой основным источником стимулирующих выплат являются льготы по региональным налогам. Сейчас эти возможности слабо работают в условиях дефицита региональных бюджетов.

Энергоемкие производства. Разработка дорожной карты по заключению в ближайшие годы с крупнейшими промышленными предприятиями, отраслями и холдингами целевых соглашений, обеспечивающих снижение энергоемкости их продукции порядка 30% за 5 лет.

Кадровый блок (сертификация энергоменеджеров; разработка требований для подготовки специалистов; содействие подготовке профессиональных кадров и повышению квалификации в ВУЗах и корпоративных образовательных учреждениях)

Управленческие практики. Распространение принципов энергоменеджмента и бережливого производства путем разработки методик на основе стандарта ISO 50001:2011, адаптированных к отдельным отраслям, стимулирование внедрения систем энергоменеджмента в соответствии с международными стандартами.

Сопутствующие механизмы. Содействие развитию энергосервисного бизнеса для обслуживания и повышения энергоэффективности основных видов типового промышленного оборудования. Разработка типовых кредитных продуктов. Создание новых рыночных страховых продуктов.

ТЭК. Тарифная политика, в т.ч. долгосрочные тарифные соглашения. Введение системы поддержки деятельности по энергосбережению в промышленности со стороны энергоснабжающих компаний (rebate, белые сертификаты)

Пакет мер по продвижению энергетической эффективности на малых и средних предприятиях

НИОКР по повышению энергоэффективности в промышленности.

Разработка стратегии импортозамещения в части технологий, оборудования и материалов, необходимых для энергоэффективной модернизации.

***

В настоящее время в стране идет активное обсуждение и принятие фундаментальных стратегических документов как в сфере энергетики, так и промышленности – Энергетической стратегии до 2035 года, Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» в составе семи отраслевых подпрограмм, а также федерального закона о промышленной политике. И пока эти документы не демонстрируют согласованно единого видения энергоэффективного развития промышленности и не предлагают конкретных путей его реализации в виде инструментов государственной политики, которые были бы востребованы на уровне хозяйствующих субъектов. Тем актуальнее профессиональному и экспертному сообществу, лицам, принимающим решения, осмыслить ситуацию и оптимально использовать имеющиеся возможности государственного регулирования в целях повышения энергоэффективности в промышленности.

28.07.2014 11:07  |   
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →