Гашо Евгений Геннадьевич, эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ, доцент МЭИ, д.т.н.
Степанова Мария Вячеславовна, эксперт Уральского филиала АСМС, к.э.н.
Давно обсуждается, давно назрел и готов к принятию проект федерального закона «О промышленной политике». Необходимость принятия этого закона особенно остро осознана сегодня, во время применения к России санкций, задачей которых является ослабление экономики страны. Не единожды дискутировались на различных площадках и возможности введения в промышленную политику критериев энергетической эффективности. Обсуждения велись в Аналитическом центре при Правительстве РФ, в Екатеринбурге на ежегодных форумах «Технологии энергоэффективности» и в рамках международной выставки ИННОПРОМ.
Актуальность принятия новой промышленной политики в России объясняется следующими тезисами:
- глобальная тенденция реиндустриализации;
- необходим рост экономики и социальных показателей. В его основе должна быть не только добыча и экспорт сырья и торгово-финансовые операции, но и срединные (вторичный-третичный) сектора, т.е. обработку и технологическое производство и услуги на их основе, дающие реальный и качественный ВВП;
- повсеместно необходима массовая модернизация – в жилье, общественных зданиях, инженерных системах, городах, на производствах;
- перед страной в полной мере встала задача импортозамещения. Это необходимо и для массовой модернизации, и для снижения зависимости от внешних поставок и их последующего обслуживания;
- для полноценной экономической независимости необходимо наращивание собственной технологической базы и компетенций, восстановлений кадрового потенциала. (На этом направлении страна понесла не малые утраты, которые привели к моральной отсталости от мирового уровня в ряде отраслей)
- для обеспечения экономической независимости страны необходима локализация производс на территории России.
Вызовы
«Новая промышленная политика», реиндустриализация – означают иную технологическую платформу. Не догонять по уже пройденному другими пути, а видеть, направления мирового развития. Глобальные тенденции:
- принципиально иное использование всех ресурсов, где целевая экономия не 2-5-10% от сегодняшнего, а десятки процентов (см., например, исследование McKinsey «Мир стоит на пороге ресурсной революции»)
- развитие зеленых технологий, тирражирование наилучших доступных технологий (НДТ) в смысле экологичности, безотходность, рециклинг, возобновляемая энергетика – разумно, а не ради себя самих
- популяризация и кастомизация потребительского производства, повышение гибкости (3д принтинг и легко перестраивающиеся производства и линии под изменяющиеся потребности)
- при этом рост технологичности и сложности в других сегментах
- мало уже выпускать готовые узлы и агрегаты, нужно развивать множество сопутствующих услуг и товаров; инжиниринг, проект-менеджмент, гибкие консорциумы, потребитель хочет не купить товар, а закрыть свою потребность, ему нужны решения «под ключ»
- digital-изация, IT повсеместно могут дать новый хороший импульс (виртуализация, моделирование, автоматизация управления, оптимизация за счет этого)
- новые технологии экономические, управленческие и финансовые, impact-инвестирование, управление стоимостью, капитализация непрямых эффектов (это тоже про гибкость; конкретные потребности в конкретном проекте; проектное, а не бизнес мышление; снижение транзакционных издержек и т.п.).
Постановка задачи
Задача при формировании промышленной политики на современном этапе – найти разумный баланс роли государства в том, чтобы не пытаться контролировать все, но и не удаляться от регулирования. Важно найти или создать точки, которые возбудят дальнейший рост (отрасли, технологии, институты или что-то еще), и создать условия для рыночных агентов, чтобы они, действуя в собственных интересах, двигали всю систему в нужном направлении. Различные сектора экономики, институты и рыночные игроки – собственники, инвесторы, генерация, потребители в лице промышленности, ТЭК, банков, науки, – могут в своей деятельности способствовать достижению стратегических целей государства. Для этого необходимо всех их включить в цепочки взаимодействия, найти для них модели на основе согласования их интересов.
Государство должно обеспечить рамки и условия для этого: достоверную информацию (приборы, ГИС, статистика, отчетность, права доступа); создать мотивацию («кнут и пряник», административные ограничения и экономическое стимулирование, последовательность и прозрачность политики); интеграцию различных интересов; выполнение базовых принципов (плановость, увязка с другими отраслевыми и территориальными политиками, учет отраслевой и региональной специфики).
Большинство мер по обеспечению энергоэффективности в промышленности со стороны государства требуют увязки и согласованных действий прежде всего между ведомствами (Минэнерго, Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин России).
С одной стороны, энергоэффективность – не самоцель, а лишь показатель, характеризующий процессы; один из признаков, позволяющий судить, туда ли процесс идет. Потому что мейнстрим мирового прогресса – к росту энерго- и ресурсоэффективности.
С другой стороны, энергоэффективность можно делать целевым и управляемым показателем, потому что достичь роста при ограниченных ресурсах таким образом не просто дешевле, а иногда невозможно иначе. Ресурсоэффективность сегодня и завтра это не просто экономия при нынешних технологиях, это новая технологическая платформа, которая позволяет достигать и наращивать потребительскую полезность другими способами, дешевле энергетически и ресурсно.
Необходимо особо подчеркнуть два аспекта энергоэффективной компоненты в промышленной политике:
1) способствовать повышению показателей энергорезультативности на предприятиях всех отраслей;
2) дать возможности для развития специфических производств, ориентированных на предложение энергоэффективного оборудования и технологий, во благо повышению энергоэффективности во всех секторах экономики и социальной сферы.
Проблемы и задачи по их преодолению
- износ физический и моральный
- технологическая отсталость во многих отраслях
- кадровые проблемы
- дорогие и короткие деньги
- нет достоверной информации, методик, инструментария аналитического (и у лиц, принимающих решения, и у бизнеса)
- непоследовательная или непонятная регулятивная политика, часто меняются условия, в них непросто разобраться, непрозрачное регулирование, сложно воспользоваться льготами, государство не выполняет собственные обещания, вытесняет бизнес в «серую» зону
- в энергетике сложился квазирынок, тарифная политика компании ТЭК к эффективности не стимулирует, и в целом нет в участниках пока четкого понимания, что энергоэффективность – это важно и нужно
- т.е. малопонятно, что делать, импортное дорого и плохо окупается, своего нет или мало, делать иногда некому, эмпирических данных нет, льгот нет или не работают, регулятивные рамки меняются быстрее, чем инвестиционный цикл заканчивается, «вбелую» работать невыгодно.
Инструменты и меры промышленной политики
Планирование.
Необходимо традиционную энергетическую политику забалансировать и в умах и в программных документах с эффектами от повышения энергоэффективности.
Практики планово-экономической школы необходимо откорректировать – например, при прогнозировании должна быть корреляция энергопотребления и развития промышленности. Целесообразно создать «Белую книгу» энергосбережения, в которой отразить приоритеты, направления и этапы до 2030г, и синхронизировать с ней промышленную политику в России.
Разработать климатические региональные коэффициенты по ускоренной амортизации. Осуществить переход на методики оценки проектов на основе полного жизненного цикла.
Обеспечить учет отраслевой и региональной специфики при выделении субсидий на софинансирование региональных программ повышения энергоэффективности применять, в том числе, критерии энергоэффективности в промышленности (связка с политикой энергоэффективности).
Общественный консенсус.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) - важнейший инструмент, поскольку государство не в состоянии справиться со всеми задачами экономического развития. ГЧП не значит, что государство ставит цели, а бизнес дает деньги, а значит, вместе согласуют цели и средства. Не надо стараться сделать идеальный всеобъемлющий документ. Важнее построить систему, которая была бы устойчива, но гибко реагировала на изменения, в частности, привлечения экспертных сообществ и бизнеса к формированию промышленной политики.
Информация и методики. Налаживание системы сбора, обработки, хранения и представления достоверной информации об энергопотреблении (как обезличенной, так и персонализированной) – с приборов учета, энергопаспортов, форм государственной стат.отчетности и проч. Через ГИС Энергоэффективность, справочники технических решений и оборудования, базы данных для бенчмаркинга, справочники НДТ, типовых мероприятий и проч. Требования по проведению энергетических аудитов, разработки программ энергосбережения предприятий и отраслей, холдингов, с учетом принципов энергоменеджмента. Адаптация к российским условиям и методики применения механизмов измерения и верификации достигнутой экономии, корректировки базовой линии энергопотребления (например, на основе авторизованного перевода на русский язык протокола IPMVP).
Разработка комплекса мер по созданию «технологических коридоров» в виде перечней обязательных требований и ограничений, предъявляемых к техническим параметрам используемых технологий (в том числе и к энергоэффективности производственных процессов), потребительской продукции и услуг, устанавливаемых в динамике с усилением со временем их жесткости (конкретные показатели экологичности, безопасности, энергоэффективности, которые компании должны достигать к определенному сроку).
Разработка комплекса мер с мягким принуждением к использованию наилучших доступных технологий (НДТ). Утверждение стандартов и требований по показателям энерго- и ресурсоэффективности используемого и закупаемого оборудования. Новые стандарты и технические регламенты на промышленное оборудование. Создание отечественных справочников НДТ, систематизирующих сведения о параметрах энергоэффективности и экологической результативности НДТ, описывающих технологические, технические и управленческие решения, отнесенных к НДТ.
Институциональный комплекс. Создание рынка высвобожденной мощности. Создание региональных гарантийных фондов, федерального, региональных и муниципальных внебюджетных фондов энергосбережения как источников инвестиций. Создание национального банка эффективности и модернизации для снижения процентной ставки. Включение администраций регионов и муниципалитетов в подготовительный этап отбора объектов для энергосервиса.
Стимулирование. Введение системы субсидий и налоговых льгот. Введение собственной национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. Обновить и упростить для использования механизмы экономического стимулирования (ускоренная амортизация, льготы по налогу на имущество, инвестиционно-налоговый кредит). Доработать существующую систему налогового стимулирования энергоэффективной модернизации, при которой основным источником стимулирующих выплат являются льготы по региональным налогам. Сейчас эти возможности слабо работают в условиях дефицита региональных бюджетов.
Энергоемкие производства. Разработка дорожной карты по заключению в ближайшие годы с крупнейшими промышленными предприятиями, отраслями и холдингами целевых соглашений, обеспечивающих снижение энергоемкости их продукции порядка 30% за 5 лет.
Кадровый блок (сертификация энергоменеджеров; разработка требований для подготовки специалистов; содействие подготовке профессиональных кадров и повышению квалификации в ВУЗах и корпоративных образовательных учреждениях)
Управленческие практики. Распространение принципов энергоменеджмента и бережливого производства путем разработки методик на основе стандарта ISO 50001:2011, адаптированных к отдельным отраслям, стимулирование внедрения систем энергоменеджмента в соответствии с международными стандартами.
Сопутствующие механизмы. Содействие развитию энергосервисного бизнеса для обслуживания и повышения энергоэффективности основных видов типового промышленного оборудования. Разработка типовых кредитных продуктов. Создание новых рыночных страховых продуктов.
ТЭК. Тарифная политика, в т.ч. долгосрочные тарифные соглашения. Введение системы поддержки деятельности по энергосбережению в промышленности со стороны энергоснабжающих компаний (rebate, белые сертификаты)
Пакет мер по продвижению энергетической эффективности на малых и средних предприятиях
НИОКР по повышению энергоэффективности в промышленности.
Разработка стратегии импортозамещения в части технологий, оборудования и материалов, необходимых для энергоэффективной модернизации.
***
В настоящее время в стране идет активное обсуждение и принятие фундаментальных стратегических документов как в сфере энергетики, так и промышленности – Энергетической стратегии до 2035 года, Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» в составе семи отраслевых подпрограмм, а также федерального закона о промышленной политике. И пока эти документы не демонстрируют согласованно единого видения энергоэффективного развития промышленности и не предлагают конкретных путей его реализации в виде инструментов государственной политики, которые были бы востребованы на уровне хозяйствующих субъектов. Тем актуальнее профессиональному и экспертному сообществу, лицам, принимающим решения, осмыслить ситуацию и оптимально использовать имеющиеся возможности государственного регулирования в целях повышения энергоэффективности в промышленности.