Доклад руководителя секции Ю.Ф. Тихоненко на встрече эеспертов, посвященной проблематик ТЭБ
Руководитель экспертной секции «Региональная и отраслевая политика энергосбережения» Консультативного Совета при Председателе Комитета Государственной Думы РФ ФС по энергетике – Тихоненко Юрий Федорович.
Добрый день уважаемые участники круглого стола!
Сегодня мы проводим первый круглый стол в рамках работы экспертной секции «Региональная и отраслевая политика энергосбережения».
Современный этап развития процесса энергоэффективности в нашей стране проходит под лозунгом сокращения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году по отношению к 2007 году.
Этот лозунг акцентирует внимание на низкую эффективность нашей экономики. Он не определяет, в какой степени повышение энергетической эффективности в стране может повлиять на изменение энергоемкости ВВП и имеется ли прямая зависимость показателя энергоемкости ВВП государства от уровня энергоэффективности в экономике. Но самое главное, общий показатель энергоемкости ВВП не был дифференцирован по регионам, а была предпринята попытка инициировать разработку региональных программ энергосбережения с одинаковым целевым показателем снижения энергоемкости ВРП на 40% к 2020 году, что и пришлось наблюдать в 2010 году, когда все регионы были обязаны к 1 августа разработать и утвердить свои программы энергосбережения.
Таким образом, вся государственная политика выстраивалась не на основе глубокого анализа и оценки эффективности потребления энергоресурсов в регионах, муниципалитетах и энергоемких отраслях экономики, а на попытке навязать повсеместно одинаковое задание по сокращению энергоемкости ВВП, не оценив реальных резервов экономии и способов их реализации. Это больше напомнило скорее очередную кампанейщину, чем продуманную и взвешенную программу действий, нацеленную на реальный результат, поэтому и доверия к процессу энергосбережения у всех возможных участников не возникло. Спустя пять лет реализации норм закона №261-ФЗ так и не удалось достичь каких- либо значимых достижений в вопросах энергосбережения. Причин несколько:
Исходя из этого становится очевидным, что не стоит ожидать сверху конкретных целевых ориентиров для регионов, которые с одной стороны учитывали бы специфику и возможности каждого региона в отдельности, а с другой стороны в совокупности позволяли добиться уже запланированного показателя энергоемкости ВВП.
В период действия первого закона «Об энергосбережении» №28-ФЗ от 3.04.1996 г. во многих регионах были созданы центры и фонды энергосбережения. Там, где эти центры тесно сотрудничали с региональной властью и совместно формировали и реализовывали региональную политику энергосбережения, в этих регионах действительно можно было наблюдать оживленный и продуктивный процесс. Иными словами опыт прошлых лет убедительно доказал, что любой процесс, а тем более такой масштабный и разноплановый может успешно осуществляться только при правильно организованной системе управления, сформированной на профессиональной основе.
Сегодня становится абсолютно понятным, что если не будет сформирована структура управления, опирающаяся на профессионалов, то рассчитывать на выполнение тех целей, которые поставило перед собой наше государство бессмысленно.
Цель.
Выработать оптимальную структуру управления процессом энергосбережения, как основу региональной политики энергосбережения. Дать четкое обоснование в ее необходимости и подготовить законодательные инициативы для закрепления этой структуры на законодательном уровне.
Задача.
Сформировать рабочий орган экспертной секции из представителей региональных центров энергоэффективности. Изучить действующие системы управления энергосбережением на региональном уровне и роль действующих центров энергоэффективности, разработать модель управления энергосбережением, рассматривая региональные центры энергоэффективности в качестве центров компетенции, определить ключевые функции центров, их роль в мониторинге текущего состояния, разработке и актуализации ТЭБов, управлении программами энергосбережения, формировании сбора необходимой информации, обосновании необходимости корректировок региональных программ энергосбережения, запуск и обслуживание информационных ресурсов по сбору необходимой информации, отражающей истинную картину происходящих процессов в регионе, которая может стать материалом для обобщенных результатов в целом по стране.