«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»

Шесть китов энергосбережения: (часть 1)

Шесть китов энергосбережения: (часть 1)

Виталий Ковальчук, референт Департамента промышленности и инфраструктуры Аппарата Правительства Российской Федерации

В статье текущее состояние энергосбережения в Россиирассматривается с точки зрения развития инфраструктуры, ведь именно она определяет, как и в каком объеме будут реализовываться энергосберегающие проекты и мероприятия. Статья написана по состоянию на середину октября 2015 года, и хочется надеяться, что через полгода она уже устареет, и мы сможем оценит, что выполнено, и какие появились новые задачи.

На мой взгляд, вся инфраструктура энергосбережения стоит на шести «китах»:

  • нормативно-правовая и методологическая база,
  • профессиональные исполнители,
  • адекватные, компетентные (понимающие, о чем идет речь) заказчики,
  • наличие и доступность финансовых ресурсов,
  • информационное обеспечение (пропаганда, реклама, агитация, обучение и т.д.),
  • учет и измерения.

Каждый из этих «китов» достоин еще более детального и подробного рассмотрения, но начнем с более общего обзора и анализа текущего состояния и перспектив изменения на ближайшие полгода.

Нормативно-правовая и методологическая база

Как я уже неоднократно говорил, мы за последние 6 лет (с момента принятия закона об энергосбережении) прошли путь, на который европейские страны, которые ставят нам в пример, потратили больше 30 лет (с момента энергетического кризиса 70-х). Отсюда отдельные огрехи и пробелы,недоурегулированность. Вместе с тем, можно констатировать, в целом нормативная база по энергосбережению создана. Самым главным подтверждением этому являются примеры успешно реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех отраслях (промышленность, ЖКХ, регулируемые ресурсоснабжающие организации, жилой фонд, бюджетная сфера и т.д.).

Какие наиболее важные сюжеты нам предстоит в ближайшие полгода увидеть?

Во-первых, это внесение изменений в Постановление Правительства РФ № 636. В первую очередь, появится возможность переуступки прав требования оплаты по энергосервисному контракту, что позволит вовлечь в энергосбережение дополнительные финансовые ресурсы по схеме факторинга. Кроме того, предполагается уточнение норм на случай частичного недостижения экономии, а также в части учета эффектов от реализации проектов по переводу источников энергии с одного вида топлива на другое. Все это позволит улучшить условия и правовую среду для энергосервиса в бюджетной сфере.

Во-вторых, в рамках подготовки изменений в жилищное законодательство Правительством Российской Федерации подготовлены инициативы, позволяющие учесть при заключении энергосервисных контрактов в жилом секторе льготников и нанимателей. Это позволит существенно улучшить экономику энергосервиса в жилом секторе и снизить риски заключения энергосервисными компаниями соответствующих договоров.

Кроме того, подготовлены изменения в 261-ФЗ, предусматривающие переход от системы обязательных энергетических аудитов к обязательным декларациям об энергопотреблении. Также этими изменениями планируется продолжить практику установления для государственных заказчиков и бюджетных учреждений ежегодных заданий на снижение потребления энергоресурсов и повышение энергетической эффективности.

В ближайшей перспективе нас ждетпринятие методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации энергоэффективных мероприятий. Принятие этой методики существенным образом увеличит количество пригодных для энергосервиса объектов.

Также ожидается расширение периода сохранения в распоряжении теплоснабжающих организаций экономии, образуемой от реализации проектов и мероприятий по энергосбережению на срок окупаемости плюс 2 года.Такое решение позволит запустить в реализацию множество проектов со сроком окупаемости более 5 лет.

Наконец, в ближайшее время будет завершена разработка Министерством экономического развития Методических рекомендаций государственным заказчикам и бюджетным учреждениям по заключению энергосервисных контрактов.

Профессиональные исполнители

К сожалению, у нас есть очень неудачный опыт массовой дискредитации хорошей идеи из области энергосбережения,речь идет об энергоаудите. Очень хорошая идея массового обязательного энергетического обследования в какой-то момент превратилась в историю, когда энергопаспорта стали чуть ли не поинтернету заказывать без выезда на место. В результате сама логика энергоаудита многими стала восприниматься исключительно в контексте профанации и «для галочки».

Учитывая это, подход к энергосервису потребовал гораздо более тщательного внимания. Ведь и ответственность, и потери в энергосервисе несоизмеримо выше, чем просто при проведении энергетического обследования. Именно по этой причине была в свое время создана Ассоциация энергосервисных компаний(РАЭСКО), которая начала консолидировать всех реальных живых игроков в этой сфере.В своей работе РАЭСКО тесно сотрудничает с федеральными и региональными органами исполнительной власти. Сегодня РАЭСКО объединяет более 30 реально действующих энергосервисных компаний России, совокупнаядоля рынка которых превышает 75%. Портфель реализованных членами РАЭСКО проектов и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности охватывает все отрасли экономики Российской Федерации, бюджетную сферу, ЖКХ. Участниками Ассоциации накоплен уникальный опыт отбора и реализации экономически эффективных проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет внебюджетного финансирования. Сформирована система критериев и экспертизы проектов для их последующего рассмотрения финансовыми институтами. Сегодня Ассоциация обладает уникальным коллективным уровнем технической и экономической компетенции в реализации как локальных проектов по энергосбережению отдельных объектов, так и комплексных проектов повышения энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, а также экстерриториальных проектов повышения энергетической эффективности систем энергоснабжения регионов.

В перспективе именно общественные организации наподобие РАЭСКО и должны стать локомотивами, законодателями трендов в сфере энергосбережения.

Адекватные, компетентные (понимающие, о чем идет речь) заказчики

ВАЖНО!!!Любой энергосервисный контракт по определению локальный. Он затрагивает конкретные объекты и имеет абсолютно локализуемые экономические, технические и социальные, политические последствия.ИЗ ОПЫТА:без активной, осознанной позицииЗаказчиков (региональных и местных органов власти, собственников) сегодня энергосервисные контракты на объектах ЖКХ и в жилом секторе практически не реализуемы.Реализация энергосервисного контракта – это совокупность административных, организационных, технических, экономических решений и компетенций. И только когда они синхронизированы, можно говорить об энергосервисном контракте.

Собственно проблема «Заказчика» – она ключевая. И на воспитание, образование, организацию, методологическую поддержку Заказчика требуется тратить много времени и сил.

В качестве примеров работы с заказчиками можно привести Проект РАЭСКО«Создание системы массовой подготовки и тиражирования проектов и мероприятий по энергосбережению на территории Центрального федерального округа Российской Федерации». Суть проекта в тотальной инвентаризации и подготовке проектов по энергосбережению на территории Центрального федерального округа. В рамках проекта создан проектный офис, целью которого является сбор и агрегирование первичной исходной информации по типовым мероприятиям (уличное освещение, модернизация котельных, водоснабжение, бюджетные учреждения, МКД и т.д.). Реализация проекта предусматривает 3 этапа:

I Этап – сбор и укрупненный анализ исходных данных по направлениям:

  • производство и распределение тепловой энергии,
  • водоснабжение,
  • уличное освещение,
  • потребление энергоресурсов бюджетной сферой,
  • потребление энергоресурсов жилым фондом.

II Этап – детальная проработка отобранных на первом этапе приоритетных направлений и территорий.

III Этап – структурирование проектов, заключение энергосервисных договоров. Сопровождение реализации проектов и контроль за ходом их исполнения.

Похожие по сути проекты в настоящее время потихонечку разворачиваются среди крупных ресурсоснабжающих организаций. Ведется активная работа по проработке возможности совмещения капитального ремонта и энергосберегающих проектов по схеме энергосервиса, что дает хорошую синергию по результатам и экономию средств жителей. И так далее.

Таким образом, мы рассмотрели трех из шести «китов», на которых держится реализация проектов повышения энергетической эффективности. В следующей части обратимся к остальным трем – наличие и доступность финансовых ресурсов, информационное обеспечение (пропаганда, реклама, агитация, обучение и т.д.), учет и измерения.

Источник http://www.energosovet.ru/

09.11.2015 08:53  |    комментарии 0
 

Обсуждение

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →