«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»

Б.А. Суденко. Необходимо заменить цель «Энергосбережение» на «Новое развитие»

Б.А. Суденко. Необходимо заменить цель  «Энергосбережение»  на «Новое развитие»

Из доклада: Гипотетическое достижение поставленных целей энергосбережения (снижение энергоемкости экономики на 40%) нанесет сопоставимый по величине экономический ущерб главной бюджетообразующей отрасли – ТЭК

На прошедшем в Аналитическом центре при Правительстве РФ 29 февраля 2016 г. заседании Круглого стола «Совершенствование механизмов энергосбережения и повышения энергетической эффективности» Председатель Правления СРО Некоммерческое Партнерство «Совет энергоаудиторских фирм нефтяной и газовой промышленности» Борис Андреевич Суденко предложил альтернативную программе «Энергосбережение» программу «Новое развитие». Суть предложения изложена в тезисах представленного для обсуждения доклада. Предлагаем материал для ознакомления и дискуссии.

  • Причины, по которым невозможно достичь поставленной цели энергосбережения – снижение энергоемкости ВВП на 40% - имеют объективный экономический характер и напрямую не связанны с ошибками и просчетами в деятельности Минэнерго РФ, так как последнее вполне рационально решает свою главную задачу: защита интересов ТЭК.
  • Главный экономический интерес ТЭК заключается в увеличении объемов реализации выпускаемой им продукции (ТЭР) или, как минимум, в недопущении уменьшения этих объемов, что достигается за счет двух основных факторов:

- поставки ТЭР на экспорт (фактор исключительно волатильныйи с каждым годом все меньше зависящий от политических и лоббистских возможностей ТЭК);

- стабильно высокое внутреннее энергопотребление (фактор, управляемый ТЭК посредством целенаправленной политики через Минэнерго РФ).

  • Гипотетическое достижение поставленных целей энергосбережения (снижение энергоемкости экономики на 40%) нанесет сопоставимый по величине экономический ущерб главной бюджетообразующей отрасли – ТЭК.

Причины:

- Отсутствие реальных перспектив продажи образовавшихся «излишков» ТЭР на экспорт.

- Отсутствие реальных перспектив восполнения внутреннего потребления ТЭР, как минимум, на величину сэкономленных 40%, за счет ввода в эксплуатацию новых производств и потребителей.

  • Снижение объемов экспорта ТЭР и падение цен на нефть в 2015 – 2016 гг. создали серьезные проблемы для наполнения госбюджета, в связи с чем, возможное снижение внутреннего потребления ТЭР за счет энергосбережения, реализация которого, в свою очередь, требует немалых затрат, нанесет вред экономике государства в целом.
  • Из 40% теоретического потенциала энергосбережения Российской экономики – 20% это «трудноизвлекаемые» и 60% «неизвлекаемые» запасы (по аналогии с нефтедобычей)

Причины:

- Устаревшая выпускаемая продукция, не пользующаяся спросом даже на внутреннем рынке. Исключение: продукция ТЭК (нефть, природный газ, электроэнергия и т. д.)

- Устаревшие технологии для выпуска устаревшей продукции.

- Ветхое технологическое оборудование и энергетическая инфраструктура.

- Устаревшие: организационная структура предприятий, методы управления и формы производственных отношений между работниками.

- Отсутствие системы государственного надзора за рациональным и эффективным использованием ТЭР.

- Прогрессирующий непрофессионализм на всех уровнях управления промышленностью, энергетикой, ЖКХ, экономикой в целом.

ПРЕДЛАГАЕТСЯ

1. Исключить из повестки дня задачу «Энергосбережение» в сегодняшнем его значении, как утратившую актуальность за 20 лет безуспешных попыток ее решения.

2. Включить в повестку дня задачу «Улучшение благоприятных условий для развития и передачи социально и экологически значимых технологий» (ст. 66 п. d «Рамочная конвенция об изменении климата» Париж, 2015 г.) при экономически обоснованном сочетании традиционных и возобновляемых источников энергии.

- Развитие биоэнергетики.

- Не воспрепятствование развитию собственной генерации.

- Реализация принципов «Новая индустриализация» и «Новое гражданское строительство».

3. Для решения задачи по п. 2, создать специализированное вневедомственное структурное подразделение (служба, агентство) прямого правительственного подчинения.

  1. Провести в стране всеобщую обязательную энергетическую инвентаризацию с целью получения достоверных исходных данных о состоянии энергетической инфраструктуры: генерация, передача, распределение, потребление ТЭР;

- привлечь к работам по инвентаризации «выжившие» СРО по энергообследованиям;

- аттестовать и закрепить СРО за конкретными отраслями и территориями.

5. Организовать радикальный, но «безударный» переход от устаревшей концепции «Энергосбережение» к перспективной концепции «Новое развитие».

ф1 Суденко

02.03.2016 13:47  |   
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →