Холдинг Теплоком

Определен план работы экспертной секции учета энергоресурсов

Определен план работы экспертной секции учета  энергоресурсов

Генеральный директор холдинга «Теплоком» Андрей Липатов принял участие в заседании экспертной секции «Учет и регулирование потребления энергоресурсов» при Комитете по энергетике Госдумы РФ

4 июня 2012 года прошло второе заседание экспертной секции «Учет и регулирование потребления энергоресурсов» Рабочей группы законодательных инициатив и поддержки предпринимательства при Председателе Комитета Государственной Думы РФ по энергетике. Участники экспертной секции – представители авторитетных рерсурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, финансово-кредитных организаций. Основная задача, которую поставил перед участниками председатель секции генеральный директор ЗАО «УК Холдинга «Теплоком» Андрей Липатов – сформировать максимально эффективную программу работы. А для этого обозначить актуальный круг вопросов, на которых следует сосредоточиться в ближайшие несколько месяцев. В качестве промежуточного этапа работы секции был назван конец июля – окончание работы весенней сессии Государственной Думы РФ.

Безусловно, вопросов для обсуждения более, чем достаточно. И для того, чтобы не увязнуть в бесконечных обсуждениях, важно обозначить круг наиболее острых вопросов.

По мнению Президента НП «Российское теплоснабжение» Юрия Ярового, следовало бы достаточно срочно урегулировать вопрос с ведомством, через которое будет проходить утверждение фактически уже полностью оформленных Правил коммерческого учета тепла.

- Может произойти довольно неприятная ситуация, как это было в свое время с правилами предоставления коммунальных услуг. Когда-то они утверждались правительством страны. Но затем эту задачу передали Министерству регионального развития. Все закончилось тем, что правила были утверждены в сильно урезанном виде. Фактически от полноценных Правил осталась лишь какая-то смешная часть. Потому что на стадии согласования с Минюстом была вынесена резолюция, что затронуты интересы слишком широкого круга лиц, - посетовал Юрий Васильевич. – Мы в свое время достаточно много говорили об этом. Сейчас над формированием правил коммерческого учета тепла идет серьезнейшая работа. Вложено много труда. И будет очень жаль, если и эти правила постигнет та же участь. Возможно, имеет смысл говорить о том, чтобы законодательно закрепить согласование этих Правил на уровне Правительства РФ, а никак не ниже.

По мнению присутствовавшего на заседании экспертной группы Председателя комитета ГД по энергетике Ивана Грачева, ссылка на орган власти, уполномоченный утверждать правила, должны быть обязательно. Потому что пока такой нормы нет совсем, ни в каком виде.

Председатель Совета директоров ООО «Теплоэнергоучет» Андрей Разговоров счел необходимым в принципе разобраться с вопросом разработки конкретных рекомендаций, которых ждут законодатели от практикующих участников рынка.

- Есть очень болезненная проблема, - считает Андрей Сергеевич. – Все те законы, которые сегодня уже приняты, если их пытаться исполнять, приводят к самым плачевным результатам. Когда мы говорим об учете энергопотребления, то, следуя установленным нормам и правилам, вместо учета получаем кассовые разрывы в дебете ресурсоснабжающих организаций. Мы получаем безумные проблемы управляющих компаний, которые никогда не смогут оплатить услуги ресурсоснабжающих организаций. Почему? Потому что никто не прописал в законе понятия «учет» и «измерение». Потому что информация до сих пор не является у нас коммерческим продуктом. Между тем, в Москве нормальные схемы работы, которые позволяют избегать разрывов, давно уже простроены. Есть большие пилотные зоны с удачным опытом. Можно заниматься в том числе и их изучением. На мой взгляд, нам стоит ответить на вопрос, что именно мы хотим получить в результате работы секции: точечные улучшения действующего законодательства или новую философию энергоэффективности и энергоучета, которая будет основана на иных принципах.

Столь жестко поставленный вопрос эксперта, тем не менее, не поставил в тупик участников заседания. Большинство сошлось во мнении, что работать нужно в обоих направлениях.

- Закон об энергоэффективности изначально написан не совсем «от жизни», - счел необходимым обозначить и свою позицию депутат ГД РФ, председатель Комитета по энергетике Иван Грачев. – Минусов очень много. Практика уже показала нежизненность многих его положений. Но отказаться от него совсем и сразу пойти в другом направлении тоже может оказаться не совсем правильно. Мы говорим о том, чтобы сделать энергоэффективность коммерчески выгодной. В краткосрочной перспективе – отдельным участникам рынка, а в долгосрочной – стране в целом. Бизнес должен получать свою выгоду. Иначе эффекта не будет.

После такой оценки Андрей Разговоров предложил начать с того, чтобы подготовить записку, в которой бы ретроспективно был показан опыт отдельных мировых держав во внедрении принципов энергоэффективности. И на основе такого документа продвинуться в обсуждении схем, приемлемых для России.

Коллегу поддержал и технический директор ООО «Теплоком Сервис М» Вячеслав Ромадов. Он напомнил экспертам, что в части, описывающей процедуру составления энергосервисных контрактов, законодательство совершенно не уделяет внимания вопросу подсчета эффективности результатов совместной деятельности сторон.

- Настолько нечетко прописаны правила игры, что я у разных крупных игроков видел как минимум пять вариантов расчета прибыли, которую получает предприятие по энергосервисному контракту. И это либо ужасающие, громоздкие, малопонятные формулы, либо беспомощная фраза «из прибыли». А где брать эту прибыль? Как ее фиксировать? Это те вещи, которые в законодательстве должны быть прописаны четко. Должна быть единая схема для всех игроков.

Наконец, самая болезненная тема, которую осознают эксперты – это назначенная с 1 июля текущего года установка приборов учета ресурсоснабжающими организациями. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что ресурсоснабжающие организации скорее всего проигнорируют данную норму. И вот по каким причинам.

Первое. У ресурсоснабжающих организаций нет на это денег. И взять их неоткуда.

Второе. Средства на установку приборов учета могли бы найтись в том случае, если бы законодательство предусмотрело условия получения прибыли от получаемой с их помощью информации. Но беда в том, что установка приборов учета для ресурсоснабжающих организаций означает… сокращение выручки! На таких условиях ни одна здравомыслящая коммерческая структура работать не станет.

Третье. Установка приборов учета – это высокотехнологичный процесс, который требует большого количества высококвалифицированных специалистов. Понятно, что редкая компания может похвастаться их наличием.

- Таким образом, первого июля не произойдет ровным счетом ничего, - подвел итог председатель секции Андрей Липатов. – Чтобы как-то сдвинуть ситуацию, нужно «наращивать» в стране рынок измерения, делать информацию коммерческой единицей. Для этого есть разные способы. Мы пристально изучали мировой опыт. В мире есть уникальные наработки, которые имеют все шансы прижиться и в нашей стране. Важно сосредоточиться и на этой работе.

Конечно, за скобками обсуждения в рамках заседания осталось еще множество вопросов. Как невозможно объять необъятное, так невозможно в рамках одной экспертной секции попытаться «залатать» все дыры действующей системы энергосбережения и энергоэффективности. Поэтому Андрей Липатов предложил коллегам сосредоточиться на обозримом круге тем, в рамках которого могут быть «отшлифованы» и мелкие детали, и несовершенства.

Схемы финансирования. Предметом обсуждения должны стать возможности для финансирования проектных и монтажных работ по установке систем учета энергии (тепловой, электрической и др.), в том числе лизингового характера. И прежде всего, конечно, совершенствование схемы энергосервисного контракта.

Конечным продуктом в данной части работы секции должны стать как предложения к совершенствованию действующего ФЗ, так и изменения, вносимые в нормативные акты Центрального банка РФ.

Законодательное закрепление особого статуса измерительных компаний. Здесь начинать нужно с самого понятия «измерительная компания», которое пока не предусмотрено в обсуждаемом законе. Следующий шаг – формирование и законодательное закрепление особого статуса и полномочий таких компаний. Речь идет о компаниях любой формы собственности (государственные или частные), которые обладают технологией, позволяющей своевременно и безопасно снимать показания приборов учета. А главное – обеспечивать независимость таких показаний.

- Аналогичные структуры есть в Германии, Австрии, других европейских странах, - уточнил Андрей Липатов. – Это лицензированный вид деятельности. Достоверность данных, получаемых измерительными компаниями, не подвергается сомнению. Соответственно, к ним самим предъявляются высочайшие требования. Каждая из таких компаний подвергается специфической проверке. И если в ходе аудита будет выявлено, что хотя бы один раз данные были искажены в угоду одному из участников рынка – компания лишается лицензии навсегда.

Что даст появление таких измерительных компаний? Их данные кладутся в основу любых расчетов, в том числе по энергосервисным контрактам. Их же данные подаются в суд при возникновении необходимости урегулирования споров. Наконец, на основе этих данных ведутся расчеты с потребителями энергии, которые, в конечном счете, не являются профессиональными участниками рынка.

- Если проводить аналогии, то измерительные компании – это аналог «Pricewaterhouse» и других независимых аналитиков в финансовой сфере. Без такого независимого звена сейчас мы не сможем продвинуться к цели. И это нужно закрепить на законодательном уровне.

В этом отношении должна родиться официальная формулировка, обозначающая статус, полномочия и формы деятельности измерительных компаний.

Оформление и согласование правил коммерческого учета тепла. Поскольку эта работа уже ведется, конечным результатом должно стать законодательное внесение дополнений в правила коммерческого учета.

Популяризации энергосберегающего поведения.

Утверждение, что потребители в целом понятия не имеют о том, что же такое энергоэффективность и энергосбережение, ни у кого из экспертов сомнения не вызвало. Повышать грамотность любых потребителей – будь то рядовые жители многоквартирных домов или крупные компании – задача пусть не первоочередная, но достаточно значимая. Ведь иначе все усилия законодателей, экспертов, участников рынка могут пойти прахом. Андрей Липатов предложил участникам секции подумать над тем, какие мероприятия можно было предложить в качестве «обязательных» в части пропагандистской работы. Какой может быть квота для собственников рекламных площадей? Какие можно предложить пиар-мероприятия и т.д.

- Все предложения по каждому из обозначенных направлений работы будут оформлены в виде протокола и разосланы участникам. На основе возражений и предложений продолжим работу в следующий раз, - резюмировал Андрей Липатов.

07.06.2012 23:19  |    комментарии 0
 

Обсуждение

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →