«Инвестиционные программы сетевых компаний следует выносить на общественное обсуждение в первоочередном порядке. Однако, судя по всему, в Правительстве посчитали, что делать это пока преждевременно. Полагаю, что инвестпрограммы сетей могут не выдержать общественного аудита» - прокомментировал принятое на днях Правительством Постановление о проведении публичного и ценового аудита крупных инвестиционных проектов Василий Николаевич Киселёв, директор НП «Сообщество потребителей энергии».
Постановление Правительства №382 от 30 апреля текущего года принято для выполнения Указа Президента «О долгосрочной экономической политике», который был издан при его вступлении в должность год назад. Логика этих решений – повысить эффективность госинвестиций и экономики в целом. А одной из ключевых проблем нашей экономики является рост цен на электроэнергию. Напомню, что в 2012 году цены на электроэнергию в России уже превысили уровень США и приблизились к среднеевропейским значениям. При этом тариф на передачу за последние 7 лет вырос в 4 раза. В итоге составляющая тарифа на передачу в конечной цене электроэнергии для потребителей составляет уже больше 40%, тогда как доля этой составляющей в других странах составляет в среднем всего 15-20%.
Не секрет, что рост цен на электроэнергию во многом обусловлен растущими аппетитами сетевых компаний, подавляющее большинство которых принадлежат государству. По имеющимся в Партнёрстве данным, сумма утвержденных в Минэнерго инвестиционных программ ОАО «ФСК» и дочерних зависимых обществ ОАО «Холдинг МРСК» на 2012 – 2017 годы составляет порядка 1,1 трлн. рублей. При этом потребителям никто толком не может объяснить - с какой эффективностью были потрачены около 3 трлн. рублей, направленных на инвестпроекты сетевых компаний в предыдущие годы. В партнёрстве потребителей энергии убеждены, что общественное обсуждение, технический и ценовой аудит позволит сократить необоснованные затраты сетевых компаний, и тем самым выявить ресурсы для повышения эффективности их работы. У нас есть конкретные примеры строительства новых никому не нужных распределительных подстанций, простаивающих в полях с минимальной загрузкой. Есть также примеры по итогам общественной экспертизы инвестиционной программы ОАО «ФСК», впервые проведенной в этом году. Понятно, что на экономику страны такая инвестактивность влияет не самым лучшим образом.
Формально сейчас инвестиционные программы сетевых компаний не подпадают под критерии объектов обязательного публичного технологического и ценового аудита, утверждённые Постановлением Правительства. Государственный бюджет не является источником их финансирования. Средства на них, как правило, выделяются из тарифной выручки, либо за счёт займов. Тем не менее, и это было озвучено премьером, в течение 2013 года необходимы решения, которые позволят распространить практику общественного аудита на инвестпроекты с косвенным государственным участием. В сообществе потребителей энергии очень рассчитывают, что инвестпрограммы сетевых компаний станут объектом такого аудита в первоочередном порядке и откладывать это решение никто не будет.