В ходе круглого стола «Совершенствование государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг в жилищном фонде» эксперты обсуждали поправки в Жилищный кодекс РФ и ряд федеральных законов, и в первую очередь в федеральные законы 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Поправки предусмотрены утвержденным в конце прошлого года Правительством РФ Планом мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг.
Об истории вопроса и выводах, сформулированных Аналитическим центром, участникам круглого стола напомнила заместитель руководителя Дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра Наталья Павлова. По ее словам, широкому применению энергосервисных контрактов в многоквартирных домах препятствует ряд барьеров, вызванных несовершенством нормативной правовой базы. Это отсутствие правопреемственности по энергосервисным договорам (смена собственника жилья не предполагает соблюдение этого договора новым собственником) и законодательно закрепленного кворума собрания собственников дома, необходимого для заключения контракта (по разных законодательным актам, оно возможно при количестве голосов от 50 до 100%). Кроме того, необходимость подписания энергосервисного договора каждым собственником помещений в доме делает это подписание практически нереальным, если в доме несколько сотен квартир, приватизированных всеми членами семьи. Требуется также добавление в нормативную правовую базу условий предоставления при оплате коммунальных услуг льгот и субсидий на экономию в результате реализации энергосервисных мероприятий. Следующий барьер - отсутствие энергосервисных услуг в структуре платы за ЖКХ.
У экспертов большинство поправок не вызвало сомнений и нареканий. Основная дискуссия развернулась в связи с внесением энергосервисных услуг в Единый платежный документ – должны ли они стоять отдельной строкой, к чему склоняется большинство экспертов, или быть в составе другой услуги. Дело в том, что по своей структуре энергосервисные услуги не относятся ни к жилищным, ни к коммунальным. По мнению исполнительного директора Ассоциации ТСЖ и ЖСК Евгении Юнисовой, логичнее всего занести эту услугу в графу «капитальный ремонт и обслуживание дома».
Также Юнисова считает, что пришло время пересмотреть договорные отношения в сфере ЖКХ в сторону равноправия всех их участников, чтобы ресурсоснабжающим организациям было невыгодно поставлять некачественные услуги и производить действия, ведущие к повышению их стоимости. «Не хотелось бы, чтобы ресурсоснабжающие организации были кастой неприкасаемых», - сказала эксперт. Модератор круглого стола руководитель Дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра Мария Шилина сообщила, что это предложение в текущих условиях инновационно и прийти к нему нужно постепенно, по мере решения острых проблем.
Мероприятие состоялось в рамках работы Аналитического центра по обсуждению Плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг, утвержденного в ноябре 2014 года Правительством Российской Федерации.