Реклама

https://czrc.ru/about/eksperty/lesin-sergey-nikolaevich/

Ответы эксперта: Тихоненко Юрий Федорович

2 июня 2011 17:32

Имеются ли шаблоны расчета экономической эффективности реализации проектов энергосбережения с отраслевой привязкой расчетов?

Тихоненко Юрий Федорович,
Национальное Агентство по Энергосбережению и Возобновляемым Источникам Энергии

14 июня 2011 11:36

Таких шаблонов расчета экономической эффективности реализации проектов энергосбережения нет и вряд ли они появятся, а если и появятся, то доверять им нельзя. Одни и те же энергосберегающие проекты в различных условиях и на разных объектах могут объективно давать абсолютно разный результат. Оценивать их эффективность все таки надо индивидуально.
Показать полный ответ


10 июня 2011 11:31

Энергосервисный договор ведут добросовестные исполнители, Заказчик честно фиксирует и подтверждает экономию. Пришли к соглашению как ее разделить. А правила присвоения экономии существуют? Это немаловажное обстоятельство, особенно для деятельности бюджетных организаций. А потом, зачем каждый раз придумывать схемы и варианты, рискуя нарваться на ошибку или мошенника?

Тихоненко Юрий Федорович,
Национальное Агентство по Энергосбережению и Возобновляемым Источникам Энергии

14 июня 2011 11:35

Порядок распределения получаемой экономии энергоресурсов должен быть заранее оговорен и зафиксирован в энергосервисном контракте, а не становиться предметом для споров после реализации проекта.
Показать полный ответ


6 июня 2011 12:54

Энергосервис прежде всего организационно-финансовый инструмент менеджмента для решения проблем повышения энергоэффективности. Нужны правила обращения с этим сложным и интеллектуально насыщенным инструментом. Проще говоря, правила игры. Их сейчас нет. Кто в стране разрабатывает правила взаимодействия участников исполнения энергосервисных контрактов применительно к разнообразной специфике хозяйственных отношений при энергопользовании?

Тихоненко Юрий Федорович,
Национальное Агентство по Энергосбережению и Возобновляемым Источникам Энергии

14 июня 2011 11:34

По логике – это прерогатива Министерства экономического развития РФ, но пока это ведомство молчит.
Показать полный ответ


10 июня 2011 11:29

Чем можно гарантировать, что тарифы, заложенные в схему расчетов экономии по энергосервисному контракту будут учитывать инвестиционную составляющую на оговоренном уровне? На сегодняшний день тарифы в большей мере формируются исходя из политических соображений, чем из экономической целесообразности.

Тихоненко Юрий Федорович,
Национальное Агентство по Энергосбережению и Возобновляемым Источникам Энергии

14 июня 2011 11:33

Дело не только в тарифах. То что зачастую тарифы не соответствуют экономически обоснованным показателям, это печально, но не смертельно. Хуже, когда на объекте, где планируется реализация энергосервисного контракта, объем финансирования за потребляемые энергоресурсы заложен ниже требуемого, то есть запланировано недофинансирование соответствующей статьи затрат. Такие случаи встречаются...
Показать полный ответ


26 мая 2011 13:10

Якутск Сыромятников В.В.
Должна ли быть гарантия со стороны государства для энергосервисной компании при изменении назначения объекта, собственником которого является государство или муниципалитет: преобразование дома престарелых через год в другое учреждение или юридическое лицо (не правоприемник) из-за того что к примеру объект деревянный. По закону учреждение ( Заказчик) должно возместить расходы или выкупить работы ЭСК?

Тихоненко Юрий Федорович,
Национальное Агентство по Энергосбережению и Возобновляемым Источникам Энергии

14 июня 2011 11:32

Срок действия контракта должен быть четко зафиксирован в энергосервисном договоре, а также условия досрочного расторжения с выплатой компенсации стороне, понесшей убытки.
Показать полный ответ


6 июня 2011 12:49

Разрабатываемые муниципальные и региональные программы энергосбережения рассчитаны на мониторинг большого количества целевых показателей энергоэффективности. По сути это программы по управлению использованием бюджетных средств. Госпрограмма энергосбережения подразумевает подавляющее использование частных инвестиций (92,7%). Получается абсурдная ситуация, когда Постановление Правительства № 1225 от 31.12.2009 и №2446 от 27.12.2010 принципиально противоречат друг другу. Частные инвестиции с привлечением средств банков подразумевают бизнес-планирование. Может быть проще сразу составлять программы энергосбережения муниципального и регионального уровня в качестве набора инвестиционных программ с приложением технико-экономических образований? Тогда и энергосервисом можно будет определиться проще.

Тихоненко Юрий Федорович,
Национальное Агентство по Энергосбережению и Возобновляемым Источникам Энергии

14 июня 2011 11:31

Лучше всего, когда предметом и целью региональных программ является создание благоприятных условий для вовлечения внебюджетных источников в процесс энергосбережения. Но к сожалению сегодня в нынешних условиях на региональном уровне создать такую систему крайне сложно.
Показать полный ответ


6 июня 2011 13:14

Энергосервисные контракты имеют цель-экономить бюджетные деньги. Не вдаваясь в Закон о местном самоуправлении", можно сказать, что экономяться государственные деньги. Несомненно, присутствие частных инвестиций в проекте необходимо из-за масштаба нац.проекта. Каким образом возможна государственная поддержка (в т.ч. материальная) энергосервисного договора, если муниципалитет, либо муниципальная организация сами способны реализовать мероприятия по повышению энергоэффективности, а равно как и реализовать энергосервисный договор?

Тихоненко Юрий Федорович,
Национальное Агентство по Энергосбережению и Возобновляемым Источникам Энергии

14 июня 2011 11:29

Если речь идет о муниципалитете, то он по закону должен иметь муниципальную программу энергосбережения с обозначенными объемами и источниками финансирования, с конкретными целевыми показателями. В этом случае государственная поддержка возможна в соответствии с 9-м приложением принятой 27 декабря прошлого года Государственной программы повышения энергетической эффективности до 2020 года. Если...
Показать полный ответ


6 июня 2011 13:16

Энергосервисный договор предусматривает определенные случаи не выполнения условий его реализации. Каким образом энергосервисной организации можно застраховаться на случай ненадлежащего исполнения своих обязанностей по договору Заказчиком, являющимся бюджетной организацией?

Тихоненко Юрий Федорович,
Национальное Агентство по Энергосбережению и Возобновляемым Источникам Энергии

14 июня 2011 11:27

Если в энергосервисном договоре четко прописаны обязательства Заказчика, от действий которого зависит качество и сроки выполнения работ, и эти обязательства не выполнены, то это должно стать предметом судебных разбирательств. Если обязательства Заказчика в договоре не зафиксированы, то браться за такой договор не стоит.
Показать полный ответ


10 июня 2011 11:20

Проблемы, касаемые Энергосервиса;Мало того, что Минэнерго, довольствуясь приятными взаимоотношениями с АРИЭР МАЭН, выпустило "джина из бутылки", вернее наштамповало тупых и бездарных энергоаудиторов, идея энергосбережения постепенно, но уверенно теряет какой либо смысл. Присутствие на рынке большинства непрофессионалов, в сотношении 200 к 1 к тем спецам, что хоть как то пытаются сдержать лавину хаоса, позволяяет определить некоторый прогноз на скорое будущее. Поясню.Допустим "горе аудитор" якобы выполнил обследование и составил паспорт с мероприятиями, в которых ничего не понимает (я абсолютно уверен в правоте своих мыслей). Бюджетнику, тому же директору школы, фиолетово от того, кто и зачем чего то там делал. У него, а чаще у неё, головная боль-это учебный процесс. Те цифры, которые стоят в паспорте, для Заказчика, по большему счету ни чего не значат. Этой то ситуацией и пользуется основная( и я скажу больше, процентов 90) масса "энергоаудиторов". Вот и ответ на основной вопрос :-Почему имеет место дикий демпинг на рынке энергоаудита?А вот теперь энергосервисная компания, назовем её ЭСКО, пользуясь результатами обследования "горе аудиторов" приходит через электронные торги, в соответствии с 94-фз, в эту школу и что видит? А ничего она и не увидит! Она заведомо обречена на банкротство, потому, как потенциала энергосбережения нет, либо его доля ничтожна, а в паспорте все цифры привлекательные, но туфта. И вот проблема то в чем!!! Если уж так стало с энергообследованием, то хотя бы идею с энергосервисом не загубить на корню.

Реально, необходимо:

1) создать условия гарантии государства для ЭСКО от недостоверных данных по энергопаспорту и обязать выполнять эти гарантии Минэнерго, как допустившего ошибку.

2) создать государственный орган для регистрации и контроля за СРО в области энергосервиса, наверное это должно быть Минэкономразвития.

3) сделать поправку в 261-фз и исключить первый (я подчеркиваю) энергосервис (договор, контракт..) от действия требований гос.закупок по 94-фз.

4) до сих пор не существует четкого и здорового механизма вложения и возврата частных инвестиций из бюджета.

5) нет гарантий вложенным инвестициям, то есть ЭСКО не застрахована перед Заказчиком от того, что завтра Заказчика не расформируют, не реорганизуют и тд. тп. Тут еще и ребром 131-фз о местном самоуправлении.

6) срок реализации контракта должен быть в среднем составляет 5-7 лет, а БК РФ и прочая нормативка позволяет существовать договору лишь один год. За один год не то, что не получишь дохода от реализации договора, а даже не подсчитаешь реальную экономию от малозатратных мероприятий.

Прошу экспертов прокомментировать мое обращение.

Тихоненко Юрий Федорович,
Национальное Агентство по Энергосбережению и Возобновляемым Источникам Энергии

14 июня 2011 11:26

По п. 2: создать государственный орган для регистрации и контроля за СРО в области энергосервиса, наверное это должно быть Минэкономразвития. СРО как раз и призвана для контроля над тем или иным процессом, в частности за энергоаудитом. Эффективность такой формы контроля будет высокой только тогда, когда процесс самоконтроля формируется по инициативе самих организаций. Когда система СРО...
Показать полный ответ


10 июня 2011 11:24

В практике страхования сейчас нет понятия рисков характерных для деятельности энергосервисных компаний. Поэтому договориться со страховыми компаниями по учету этих рисков очень сложно. Они просто не понимают о чем идет речь. Какие перспективы введения понятий, связанных с энергосервисной деятельностью в практику работы страховых компаний и каковы перспективы развития страхования гражданской ответственности для исполнителей и заказчиков энергосервисных договоров?

Тихоненко Юрий Федорович,
Национальное Агентство по Энергосбережению и Возобновляемым Источникам Энергии

14 июня 2011 11:21

Мне кажется на начальном этапе реализации энергосервисных контрактов, когда правовое поле в этой области практически пустое, надеяться на страхование контрактов бессмысленно. Реально на что можно рассчитывать, это на государственные и муниципальные гарантии.
Показать полный ответ