9 октября 2011 11:03
Амурск. Гаврилов Г.Г.
Цены на газ и экологические проблемы заставляют задумываться об альтернативных источниках энергии. Собственно говоря и искать особо ничего не нужно: Солнце светит и греет, нужно собрать тепло и дальше его использовать. Современные технологии это позволяют делать по приемлемой цене. В Украине, Германии, других странах процесс перехода на другие источники энергии идет полным ходом. Наступит время, когда аппетиты наших сырьевиков будут полностью обращены на внутренний рынок. Имеются ли планы перехода на альтернативные виды энергоснабжения домов? Как организована эта работа и каковы поставленные цели?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
27 октября 2011 12:13
Альтернативное энергоснабжение домов – довольно дорогостоящее мероприятие, которое наших климатических условиях не решит проблему энергоснабжения. Солнечные панели в наших широтах максимум на что способны – обеспечить внутриподъездное освещение и освещение общих помещений (подвалов). Но для этого нужны дорогостоящие аккумуляторы и светодиодные светильники. Установка ветряков...
Показать полный ответ
Альтернативное энергоснабжение домов – довольно дорогостоящее мероприятие, которое наших климатических условиях не решит проблему энергоснабжения.
- Солнечные панели в наших широтах максимум на что способны – обеспечить внутриподъездное освещение и освещение общих помещений (подвалов). Но для этого нужны дорогостоящие аккумуляторы и светодиодные светильники.
- Установка ветряков возможна только рядом с индивидуальными домами, для многоквартирных – это довольно сложно – при установке на крыше вибрация ветряка может привести к трещинам в стенах и крыше.
- Малые ГЭС имеют ограниченное применение.
- Пеллетные котлы могли бы устанавливаться на крыше многоквартирного дома, но высокая цена пеллет и необходимость места под склад также ограничивают применимость этого способа.
- Тепловые насосы, возможно, являются одним из перспективных способов. Но, с ликвидацией перекрестного субсидирования тариф на электроэнергию для населения и приравненных к ним потребителей потенциально вырастет в 2 раза.
- Газовые микротурбины, вырабатывающие тепло и электроэнергию, достаточно сложны и дорогостоящи, их использование ограничено «пропускной способностью» газовой трубы (о которой достоверно знают только газовики), но также в будущем может стать перспективным направлением.
Свернуть ответ
13 октября 2011 23:22
Нижний Новгород Алексеенко
В нашем ТСЖ земля около дома оформлена в собственность жильцов. Через эту территорию проходят теплотрасса, водопровод, канализация для обеспечения нужд других домов. Хозяева у этих коммуникаций имеются. У нас есть потребности в средствах по проведению энергосберегающих мероприятий. Если через нашу территорию проходят коммуникации, которые позволяют получать доход коммунальщикам, можем ли мы требовать платежей за прохождение коммуникаций по нашей территории? Если да, то на каком основании и в каком размере возможны наши запросы? (Такой же вопрос по дому без ТСЖ, но с оформленной землей – прим.модератора)
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
27 октября 2011 12:10
Если руководствоваться общегражданскими нормами, то собственник земли имеет право взимать плату с третьих лиц, которые хотят что-либо разместить на его земле. Но посмотрите на это с другой стороны: насколько возрастет плата за все ресурсы, если собственники всех участков, по которым проходят коммуникации, будут требовать за это плату? К тому же Ваше ТСЖ не приобретало эту землю – ее вам...
Показать полный ответ
Если руководствоваться общегражданскими нормами, то собственник земли имеет право взимать плату с третьих лиц, которые хотят что-либо разместить на его земле.
Но посмотрите на это с другой стороны: насколько возрастет плата за все ресурсы, если собственники всех участков, по которым проходят коммуникации, будут требовать за это плату?
К тому же Ваше ТСЖ не приобретало эту землю – ее вам «подарили» в совместное владение при приватизации квартир внутри дома. Насколько этично будет требовать дохода с собственников коммуникаций?
Свернуть ответ
15 октября 2011 19:42
Московская область. Величко Л.М.
В соответствии с действующим законодательством капитально-восстановительный ремонт обязаны вести собственники домов, накапливая соответствующие средства в соответствии с решением Общего собрания. Такие работы, как утепление фасадов и подвала стоят недешево. Средства нужно накапливать. Существует ли практика использования средств из накопительных фондов для финансирования мероприятий энергосбережения?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
27 октября 2011 12:07
Я не уверен в эффективности накопления средств на каком-либо счете, путем отчислений туда жильцов или УК. Во-первых, это довольно непросто – нужно убедить жильцов перечислять средства за будущие работы, что сложнее, чем за фактически выполненную работу. Во-вторых, возникает проблема – когда начинать работу? Когда накоплено 100% суммы? Или когда набралась сумма для первого этапа...
Показать полный ответ
Я не уверен в эффективности накопления средств на каком-либо счете, путем отчислений туда жильцов или УК.
Во-первых, это довольно непросто – нужно убедить жильцов перечислять средства за будущие работы, что сложнее, чем за фактически выполненную работу.
Во-вторых, возникает проблема – когда начинать работу? Когда накоплено 100% суммы? Или когда набралась сумма для первого этапа работ, внесения аванса?
В-третьих, нужен механизм отдельного контроля за состоянием и размещением этих средств – а организовать жильцов на контроль за чем-либо довольно сложно.
Поэтому я вижу путь либо энергосервисных контрактов, где от жильцов не нужно вносить средства заранее, либо выполнения работ по договору подряда и последующего включения их стоимости частями в счет за жилье.
Свернуть ответ
28 сентября 2011 09:38
Коротков М.И.
Приведу вполне конкретный пример из своей практики. На собрании жильцов планировались мероприятия по ремонту дома за счет средств фонда реформирования ЖКХ. Инициатором выступала управляющая компания. Изучив состав работ и стоимость предложения по отдельным видам, предложил не завышать цены в 3-4 раза, а установить нормальные рыночные цены, высвободившихся денег хватает на полное утепление дома и замену окон в подъездах . Такая постановка вопроса сразу охладила желание управляющей компании заниматься нашим домом, на чем все и закончилось. Сейчас нет арбитра в определении стоимости работ и управляющую компанию ничем не проймешь, если она ничего не хочет делать. Но состав работ общеизвестен и стоимость материалов так же уже сложилась. Может быть на федеральном и региональном уровне принять рекомендации по стоимости работ, связанных с повышением энергоэффективности на домах? Тогда и денег на эти проекты будет хватать, и о заоблачных сроках окупаемости сказки прекратятся.
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
27 октября 2011 12:04
Управляющая компания хочет получить маржу на выполнении этих работ. Попробуйте подойти к этому с пониманием (поставьте себя на место УК!), но оговорите, что она должна быть, например, 20-30% от стоимости ремонта. Остальное тратится на мероприятия по энергосбережению внутри дома. Управляющую компанию и ее руководителей могут подвергнуть штрафу из-за отсутствия мероприятий по энергосбережению...
Показать полный ответ
Управляющая компания хочет получить маржу на выполнении этих работ. Попробуйте подойти к этому с пониманием (поставьте себя на место УК!), но оговорите, что она должна быть, например, 20-30% от стоимости ремонта. Остальное тратится на мероприятия по энергосбережению внутри дома.
Управляющую компанию и ее руководителей могут подвергнуть штрафу из-за отсутствия мероприятий по энергосбережению внутри дома. По крайней мере, на эту сумму невзысканного штрафа можно договориться об объеме мероприятий.
Свернуть ответ
19 октября 2011 21:08
Согласно п.2 ст.16 261-ФЗ РФ энергетические обследования объектов бюджетной сферы необходимо проводить не реже чем один раз каждые пять лет. Указанные мероприятия весьма затратны, проблем с поиском подрядных организаций не возникает. По результатам указанного обследования необходимо залючение энергосервисного контракта. Расчеты по этим договорам будут производитьcя за счет экономии при внедрения энергоэффективных технологий. Будут ли интересны энергосервисным компаниям небольшие детские сады, сельские клубы в глубинке, в которых сэкономленные в течение года средства на энергосбережении вряд ли выразятся даже в трехзначые цифры ?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
27 октября 2011 12:03
Я вижу несколько путей обеспечения клуба, фельдшерского пункта, школы в глубинке (удаленном селе) доступом к мероприятиям по энергосбережению. Использование потенциала Гарантирующих Поставщиков электроэнергии. Для этого необходимо включение в их сбытовую надбавку целевых инвестиций (найм и обучение персонала, приобретение передвижных лабораторий) на некий стандартный согласованный перечень...
Показать полный ответ
Я вижу несколько путей обеспечения клуба, фельдшерского пункта, школы в глубинке (удаленном селе) доступом к мероприятиям по энергосбережению.
- Использование потенциала Гарантирующих Поставщиков электроэнергии. Для этого необходимо включение в их сбытовую надбавку целевых инвестиций (найм и обучение персонала, приобретение передвижных лабораторий) на некий стандартный согласованный перечень мероприятий – энергоаудит, типовые энергосервисные мероприятия. В конечном росте тарифа это будут незаметные величины (до 1% из ожидаемого роста в 10-15%), но это будут целевые средства на обеспечение доступа к услугам повышения энергоэффективности удаленных небольших потребителей.
- Выставление на конкурс (энергоаудит, энергосервис) не отдельных объектов, а «пакетов объектов», чтобы «невкусные» объекты «добавить в нагрузку» к «вкусным».
Свернуть ответ
27 сентября 2011 08:28
В настоящее время весьма слабо на законодательном и информационном уровне обеспечивается мотивация к энергосбережению организаций и населения. Какие практические шаги нужно предпринять к устранению такой ситуации?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
25 октября 2011 12:50
Практические шаги я вижу такими: Включение в бюджеты средств на пропаганду энергосбережения для населения, установки ПУ, разъяснение требований законодательства. Приглашение для диалога с жильцами ресурсоснабжающих организаций. Думаю, активнее откликнутся гарантирующие поставщики. Установка в подъездах щитов для информации и объявлений в части энергосбережения и установки приборов учета. Не...
Показать полный ответ
Практические шаги я вижу такими:
- Включение в бюджеты средств на пропаганду энергосбережения для населения, установки ПУ, разъяснение требований законодательства.
- Приглашение для диалога с жильцами ресурсоснабжающих организаций. Думаю, активнее откликнутся гарантирующие поставщики.
- Установка в подъездах щитов для информации и объявлений в части энергосбережения и установки приборов учета. Не исключаю, что организации, предоставляющие услуги по установке ПУ и мероприятиям по утеплению, остекленению окон и балконов, сами профинансируют изготовление таких щитов.
- Институт «старшего по дому/подъезду». Обучение таких активных жильцов, выплата им агентского вознаграждения за привлеченных клиентов по установке индивидуальных ПУ, сбору подписей по установке общедомового учета, реализацию жильцам энергосбер.ламп и материалов для утепления квартир и т.п.
Свернуть ответ
9 октября 2011 20:29
Ярославль Уткина Н.С.
Среднестатистический износ и состояние объектов ЖКХ общеизвестно. Перечень первоочередных мероприятий по модернизации с целью обновления специалистам так же неплохо известен. А вот цены – как кто с кем договорится. Может быть проще поступить: регулярно публиковать перечень первоочередных и наиболее распространенных мероприятий по модернизации объектов ЖКХ с указанием цен и итоговых показателей энергоэффективности. Уверена, что такой перечень существует. Разработки Фонда реформирования ЖКХ отчасти содержат такие рекомендации. При таком подходе можно заранее определить котировки и избежать многих ошибок, да и деньги не малые сэкономить.
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
25 октября 2011 12:46
Согласен, это предложение можно направить по итогам вебинара в РЭА, предложив ему организовать сбор такой информации и размещение ее в открытом доступе. Например, можно рассмотреть типовые проекты оптимизиции внутридомового освещения для домов разных серий. Эту работу нужно сделать один раз, чтобы каждая УК, аудиторская компания не проводили сотни параллельных опытов с разными типами и...
Показать полный ответ
Согласен, это предложение можно направить по итогам вебинара в РЭА, предложив ему организовать сбор такой информации и размещение ее в открытом доступе. Например, можно рассмотреть типовые проекты оптимизиции внутридомового освещения для домов разных серий. Эту работу нужно сделать один раз, чтобы каждая УК, аудиторская компания не проводили сотни параллельных опытов с разными типами и световыми потоками светильников и расположением датчиков движения или освещенности.
Свернуть ответ
29 сентября 2011 08:48
По личному опыту можно сказать, что энергосбережение да и вся реформа ЖКХ провалится если не решиться основной вопрос о тарифах и вертикали управления в ЖКХ.
Вопрос: Возможно ли формирование тарифов на энергоресурсы с учётом интересов управляющих организаций ( с учётом того что законодательство РФ всё больше склоняется к установке общедомовых счетчиков и возложения за снабжение жильцов на УК) и установки разницы для них в при обретении энергоресурсов по общедомовым счетчикам и счетчикам собственников в многоквартирном доме?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
25 октября 2011 12:44
Вопрос сводится к следующему: могут ли управляющие компании зарабатывать на перепродаже жильцам энергоресурсов? Я считаю, что это нежелательно. Во-первых, если УК будет иметь маржу на продаже жильцам энергоресурсов, она не слишком будет заинтересована в снижении объема этих ресурсов (т.е. в энергосбережении). Во-вторых, это увеличит плату для жильцов, при этом картина получится сложной и...
Показать полный ответ
Вопрос сводится к следующему: могут ли управляющие компании зарабатывать на перепродаже жильцам энергоресурсов?
Я считаю, что это нежелательно. Во-первых, если УК будет иметь маржу на продаже жильцам энергоресурсов, она не слишком будет заинтересована в снижении объема этих ресурсов (т.е. в энергосбережении). Во-вторых, это увеличит плату для жильцов, при этом картина получится сложной и непрозрачной – мало того, что начисление внутридомовых потерь – непростая задача, так тут еще и разница в тарифах будет….
Более прозрачный способ – это включать в тариф на содержание жилья целевые статьи затрат на оприборивание и мероприятия снижения внутридомовых потерь. Поскольку УК обязаны обеспечить установку ПУ и мероприятия по энергосбережению, возможно, стОит рассмотреть вариант, когда УК может без созыва общего собрание включить некий норматив затрат на такие мероприятия в плату за содержание жилья, а требовать согласия жильцов – только если хочет включить сверх норматива.
Свернуть ответ
1 октября 2011 21:48
Здравствуйте уважаемые эксперты!
В какой мере Региональные энергетические комиссии должны учитывать при регулировании тарифов на коммунальные услуги выводы и рекомендации энергетического обследования? Имеется ли обязанность такого учета у РЭКа? (прим. вопрос отредактирован модератором)
г. Вологда
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
25 октября 2011 12:43
Выводы и рекомендации энергообследования предприятия ЖКХ должны быть учтены в программе энергосбережения этого предприятия, которая должна быть представлена на согласование регулирующему органу. И он принимает решения о включении затрат на энергосбережение в тариф. РЭК, даже если включит эти затраты, должен оставаться в рамках предельного уровня (или предельного роста) тарифа.
Показать полный ответ
Выводы и рекомендации энергообследования предприятия ЖКХ должны быть учтены в программе энергосбережения этого предприятия, которая должна быть представлена на согласование регулирующему органу. И он принимает решения о включении затрат на энергосбережение в тариф. РЭК, даже если включит эти затраты, должен оставаться в рамках предельного уровня (или предельного роста) тарифа.
Свернуть ответ
11 октября 2011 22:42
Почему для расчета тарифов в существующих методических указаниях при определении потерь тепловой энергии на транспортировку пара по паропроводу учитывается только потери с его утечкой и через изоляцию, но не учитывается расход энергии на преодоление гидравлического сопротивления паропровода?
7 октября 2011 13:41
Дополнительный вопрос к ранее заданному http://portal-energo.ru/webinarsquestions/details/id/2237
Вопрос, на который пытался ответить Школьников Александр Владимирович, не праздный, он, видимо, немного о другом -- позвольте немного дополнить его формулировку, для более корректного и внятного изложения проблемы.
Газовая котельная отапливает в деревне детский сад, частный магазин и школу. Других потребителей нет и не будет.
1. Объём необходимой валовой выручи ресурсоснабжающей организации (РСО) делится на фактический объём товарной продукции -- так определяется тариф. Т.е. снижение объёма потреблённой энергии потребителями на 15% ведёт к увеличению тарифа на 15% -- объём платежей не сокращается, а затраты потребителей на энергосбережение не несут им экономических выгод.
2. При этом энергосбережение в РСО, проводимое за счёт вложений РСО или за счёт привлечённых РСО средств, не несёт экономических выгод самой РСО, а сокращает тариф для потребителей.
Где логика и экономический смысл вести энергосбережение? Почему нет алгоритма получения выгод для финансирующего мероприятия по энергосбережению?
Если вкладывает потребитель -- ни кому ни каких существенных экономических выгод от полученного эффекта. А если вкладывается РСО -- выгоды приобретает потребитель, а не тот, кто проводит и финансирует проект, давший эти выгоды.
Чем мотивирован в описанной ситуации субъект, принимающий решение о бюджетировании, о направлении средств на энергосбережение?
Ведь в такой ситуации для потребителей при из затратах на энергосбережение объём их платежей за тепло не сокращается. А для вложений в энергосбережения со стороны РСО, выгодоприобреобретателем от полученного эффекта стоновятся потребители ресурса.
Наверное, этот вопрос имеет право быть рассмотренным
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
7 октября 2011 13:43
1. В примере газовой котельной и 3-х потребителей в результате экономии будет сэкономлен газ и потери тепла, и на потребителей нужно будет распределить только увеличенные постоянные затраты. Т.е. от снижения потребления на 15% регулируемый тариф возрастет, к примеру, на 7%. Далее, при 3-х потребителях не все снизят точно на 15%, например, снижение распределится -30, -10, -2%. Все равно первый...
Показать полный ответ
1. В примере газовой котельной и 3-х потребителей в результате экономии будет сэкономлен газ и потери тепла, и на потребителей нужно будет распределить только увеличенные постоянные затраты. Т.е. от снижения потребления на 15% регулируемый тариф возрастет, к примеру, на 7%.
Далее, при 3-х потребителях не все снизят точно на 15%, например, снижение распределится -30, -10, -2%. Все равно первый получит значительный эффект снижения платежа, а второй - совсем немного, 10%-7%=3%.
Но это крайний случай, для большинства потребителей тепла, которые подключены в городах от централизованных источников, эффект энергосбережения практически весь ими будет и получен, т.к. все потребители города на 15% не сократят потребление тепла.
2. Энергосбережение в РСО все равно может оставаться выгодным. Пример: рост тарифа сетевой компании на 2012 год ограничен 12%, а потери при регулировании учитываются в размере 100 млн. кВт.ч. Если компания по факту потеряет 95 млн. кВт.ч., то сэкономленные примерно 5млн*1,5 руб/кВт.ч. = 7,5 млн. руб. она сможет потратить на свои нужды. При этом если экономия была в прошлом периоде, и ей уже включают в тариф потреи 95 всместо 100, то при 12% росте у нее все равно есть шанс отыграть это ростом постоянных затрат и инвестиций.
Если снижаются удельные расходы топлива у РСО, то она также сможет "добрать" постоянными затратами и инвестициями эту экономию при тарифном регулировании. Разумеется, тут есть риск, что региональный регулятор отдаст эту экономию потребителям, снизив рост тарифа. Но это уже риски регулирования, которые в части энергосбережения не самые крупные - так, РСО, реализующее программу энергосбережения, которая дает результаты, имеет шанс выбить себе больше средств на целевые инвестиции в новые мероприятия по энергоэффективности.
Свернуть ответ
27 сентября 2011 09:15
Правовое и организационное обеспечение оборота ртутьсодержащих ламп сегодня совершенно не мотивирует к сбору вышедших из строя ламп. Залоговая стоимость для КЛЛ - гарантия защиты здоровья населения. Альтернативы нет! Нужно немедленное решение!
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
5 октября 2011 15:36
Для сбора отработанных люминесцентных и КЛЛ (особенно у населения), необходимо одновременное соблюдение 3-х условий: Наличие в регионе организации-переработчика отработанных ламп. Наличие сети точек по приему таких ламп (несколько в областном центре, 1-2 в районных центрах, по одному в крупных селах), оборудованных контейнерами и местами сбора, ответственным за сбор; наличие...
Показать полный ответ
Для сбора отработанных люминесцентных и КЛЛ (особенно у населения), необходимо одновременное соблюдение 3-х условий:
- Наличие в регионе организации-переработчика отработанных ламп.
- Наличие сети точек по приему таких ламп (несколько в областном центре, 1-2 в районных центрах, по одному в крупных селах), оборудованных контейнерами и местами сбора, ответственным за сбор; наличие специализированного автотранспорта, забирающего по графику заполненные и привозящего чистые контейнеры;
- Наличие способов стимулирования населения сдавать лампы в утилизацию:
- Скидка на приобретение последующих ламп, приборов учета и т.п.;
- Экологический талон, выдаваемый за сданную лампу, отдав который можно получить скидку в магазинах, присоединившихся к акции;
- Залоговая стоимость КЛЛ, т.е. в цене КЛЛ содержится наценка, возвращаемая после ее сдачи.
Ответственность за организацию системы сбора и утилизации КЛЛ лежит на муниципалитетах.
Обсуждается несколько схем организации:
- Заставить заниматься сбором ламп магазины, продающие электротовары. Законных полномочий у муниципалитета принудить частного собственника нет, такие требования могут быть оспорены в суде.
- Заставить управляющие компании организовать сбор ламп. Поскольку УК частные, случай, аналогичный магазинам, к тому же несет риск, что УК разместит контейнер для сбора ламп в месте, где его опрокинут и разобьют дети. К тому же УК не охватывает районы с индивидуальными домами.
- Привлечь организации с сетью офисов (например, Гарантирующий поставщик электроэнергии). Для оборудования контейнерами, местами их установки, автомобилем, финансирования программы стимулирования и рекламы, потребуется включить эти средства целевым образом в сбытовую надбавку. Многие ГП будут согласны, ведь им выгоден дополнительный приток населения в их офисы, которые параллельно заплатят за свет.
- Создать с нуля специализированную организацию с автомобилями для транспортировки и сетью точек приема. Но это самый дорогой вариант.
По моим подсчетам, эффективная (включая стимулирование, сбор и утилизацию) программа сбора КЛЛ у населения обойдется в 10-30 руб/лампу, что вполне сопоставимо с разбросом цен на сами КЛЛ, а стоимость КЛЛ+затраты на ее утилизацию все еще существенно дешевле светодиодных источников (даже в варианте прогноза их 2-3-х кратного удешевления).
Свернуть ответ
24 сентября 2011 20:50
Краснодарский край. Кондратюк А.П.
Сложилась такая ситуация, когда управляющие компании совсем не заинтересованы в проведении мероприятий по энергосбережению. Попытка их испугать при помощи закона «Об энергосбережении …» и Административного Кодекса, ни к чему не привела. А сам эффект от проведения энергосберегающих мероприятий и повышения энергоэффективности им попросту не нужен и даже вреден с экономической точки зрения. Другое дело, когда есть возможность попилить бюджетные деньги. Здесь под заказ можно что - нибудь установить или заткнуть за двойную-тройную цену. Как заинтересовать управляющие компании в честном бизнесе на экономии энергоресурсов? Как перевести эту деятельность из лукавых схем использования бюджетных средств в нормальное русло оплаты улучшений жителями?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
5 октября 2011 15:32
Думаю, что постепенно УК начнут заниматься энергосбережением. К этому их будет подталкивать совокупность следующих факторов: Рост тарифов и задолженности перед ресурсоснабжающими организациями; Постепенное формирование нормального конкурентного рынка управляющих компаний, повышение доли крупных, относительно финансово устойчивых компаний на этом рынке; Административный кодекс, который рано или...
Показать полный ответ
Думаю, что постепенно УК начнут заниматься энергосбережением. К этому их будет подталкивать совокупность следующих факторов:
- Рост тарифов и задолженности перед ресурсоснабжающими организациями;
- Постепенное формирование нормального конкурентного рынка управляющих компаний, повышение доли крупных, относительно финансово устойчивых компаний на этом рынке;
- Административный кодекс, который рано или поздно начнут применять «по полной», включая штрафы на должностных лиц;
- Формирование опыта таких мероприятий у ресурсоснабжающих компаний (тут первыми скорее всего будут Гарантирующие поставщики, возможно, крупные водоканалы);
- Возрастающая активность жильцов – тот же штраф путем применения Административного кодекса – удобный способ «наказать» управляющую компанию и ее руководителей за бездействие.
Свернуть ответ
3 октября 2011 22:46
Вопрос через опросный лист
Хотелось бы понять, на какое соотношение затрат и эффекта от мероприятий энергосбережения рекомендуется ориентироваться в ЖКХ (деньги и энергия) ? Меж кем и как распределяется результат энергосбережения? Кто основной выгодоприобретатель? Какую часть выгоды получает собственник объекта?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
4 октября 2011 18:43
Соотношение затрат и эффектов определяется приемлемыми сроками окупаемости. Приемлемыми для тех, кто инвестирует средства, с учетом риска. Обычно это срок не более 5-7 лет. Некоторые не готовы инвестировать при сроке окупаемости более 3 лет. Результат энергосбережения (снижение платежа за потребленные энергоресурсы как внутри квартиры, так и в общедомовом имуществе) по существующим в...
Показать полный ответ
Соотношение затрат и эффектов определяется приемлемыми сроками окупаемости. Приемлемыми для тех, кто инвестирует средства, с учетом риска. Обычно это срок не более 5-7 лет. Некоторые не готовы инвестировать при сроке окупаемости более 3 лет.
Результат энергосбережения (снижение платежа за потребленные энергоресурсы как внутри квартиры, так и в общедомовом имуществе) по существующим в российском законодательстве принципам полностью уходит в снижение платежа жильцов индивидуальных и многоквартирных домов. Снижение потерь в сетях и в оборудовании до балансовой границы дома – это эффект ресурсоснабжающей организации.
Проблема состоит в том, чтобы «вклинить» в получение эффектов от энергосбережения управляющую компанию (если она тратит/инвестирует собственные средства) и энергосервисную компанию.
Свернуть ответ
3 октября 2011 22:51
Вопрос через опросный лист.
Объём необходимой валовой выручи ресурсоснабжающей организации (РСО) делится на фактический объём товарной продукции -- так определяется тариф. Т.е. снижение объёма потреблённой энергии потребителями в два раза ведёт к увеличению тарифа в 2 раза -- объём платежей не сокращается, а затраты потребителя на энергосбережения не несут ему экономических выгод. При этом энергосбережение в РСО не несёт экономических выгод самой РСО, а сокращает тариф для потребителей. Где логика и экономический смысл вести энергосбережение? Почему нет алгоритма получения выгод для финансирующего мероприятия по энергосбережению?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
4 октября 2011 18:41
Эта логика в корне неверна по нескольким причинам: 1) Рост регулируемых тарифов на уровне исполнительной власти ограничивается определенным процентом (например, на 2011 год он составляет 15%) – в данном примере рост в 2 раза невозможен – все равно 15%. 2) Энергосбережение не сократит потребление в 2 раза – в самых оптимистичных оценках темпы прироста потребления, например,...
Показать полный ответ
Эта логика в корне неверна по нескольким причинам:
1) Рост регулируемых тарифов на уровне исполнительной власти ограничивается определенным процентом (например, на 2011 год он составляет 15%) – в данном примере рост в 2 раза невозможен – все равно 15%.
2) Энергосбережение не сократит потребление в 2 раза – в самых оптимистичных оценках темпы прироста потребления, например, электроэнергии, замедлятся до близких к нулевым – рост потребления вновь присоединяющихся потребителей перекроет снижение потребления от мероприятий энергосбережения. Для сравнения: достаточно в одном доме установить электроводоподогреватель, чтобы «убить» эффект снижения энергопотребления в десятках домов от энергосберегающих ламп.
3) Энергосбережение замедляет рост спроса на первичные энергоресурсы – уголь, газ, нефть, что приводит к замедлению роста цен на вторичные – электроэнергию, тепло, воду.
4) Наконец, энергосбережение приводит к снижению потребности в инвестициях – а именно потребность в инвестициях является основным фактором прироста тарифов на электроэнергию и газ.
Но есть один фактор энергосбережения, который влияет на рост цен на энергоресурсы – более энергоэффективный потребитель готов платить за энергоресурсы больше и оставаться конкурентоспособным.
Свернуть ответ
29 сентября 2011 08:42
По вопросам установки приборов учёта и проведению мероприятий по энергосбережению в МКД в средствах информации всё время звучит, что Управляющая компания обязана, должна то-то и то-то. При этом не звучит, что затраты на выполнение этих мероприятий должны нести собственники, а УК - только организовать выполнение этих мероприятий. Точно так-же не озвучиваются и другие обязанности собственников в МКД, в отличие от их прав.
При таком подходе у собственников формируется убеждение, что такие затраты должны нести УК, государство и т.д. (т.е. кто угодно, но только не они...).
Как в такой ситуации Управляющей компании организовать эту работу? Планируется ли в СМИ освещение вопросов касающихся обязанностей собственников МКД и ответственности за их надлежащее исполнение?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
4 октября 2011 15:05
Региональные власти должны организовать информационную компанию по энергосбережению, в рамках которой в том числе разъяснять обязанности собственников в многоквартирном доме. Можно попробовать организовать серию писем от управляющих компаний должностным лицам, ответственным за энергосбережение, с просьбой предусмотреть цикл статей в прессе, интервью и обсуждений на местном ТВ и радио, с...
Показать полный ответ
Региональные власти должны организовать информационную компанию по энергосбережению, в рамках которой в том числе разъяснять обязанности собственников в многоквартирном доме. Можно попробовать организовать серию писем от управляющих компаний должностным лицам, ответственным за энергосбережение, с просьбой предусмотреть цикл статей в прессе, интервью и обсуждений на местном ТВ и радио, с разъяснением обязанностей собственников в многоквартирном и индивидуальном доме.
Но в любом случае, все риски остаются на управляющей компании: см. ст. 9.16. Кодекса об административных правонарушениях
4. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
5. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Свернуть ответ
29 сентября 2011 08:45
Как избежать при проведении мероприятий по энергосбережению заведомо лишних и дорогостоящих услуг навязываемых муниципалитетами?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
4 октября 2011 15:04
Если Ваша управляющая компания не аффилирована с муниципалитетом, и не претендует на расходование муниципальных средств, в т.ч. по программе энергосбережения, то установку приборов учета и мероприятия по энергосбережению вы можете проводить независимо, ориентируясь на свои потребности и своих поставщиков. Иначе – Вам решать, конфликтовать ли с муниципалитетом. Если вам навязывают того...
Показать полный ответ
Если Ваша управляющая компания не аффилирована с муниципалитетом, и не претендует на расходование муниципальных средств, в т.ч. по программе энергосбережения, то установку приборов учета и мероприятия по энергосбережению вы можете проводить независимо, ориентируясь на свои потребности и своих поставщиков. Иначе – Вам решать, конфликтовать ли с муниципалитетом.
Если вам навязывают того или иного поставщика или решение, официальным письмом попросите предоставить документы по организации конкурса, в соответствии с которым был выбран этот поставщик, или обоснование, почему он является единственным источником. Вы можете объявить собственный конкурс, в котором пропишите требования к качеству и объему работ, которые требуете от поставщика.
Свернуть ответ
29 сентября 2011 23:04
Вопрос через опросный лист
Решение об установке общедомовых приборов учета должно приниматься общим собранием собственников помещений. В то же время Законом «Об энергосбережении ….» ч.5 ст.13 261-ФЗ предусмотрена принудительная установка приборов учета после 01.07.2012. Закон 261ФЗ явно противоречит нормам Жилищного Кодекса. Так какой закон исполнять?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
4 октября 2011 15:03
Ситуация, когда после 01.07.2012 ресурсоснабжающая организация принудительно установит Вам прибор учета и потребует оплаты, в т.ч. через суд, возможна. Попробуйте договориться с ресурсоснабжающей организацией следующим образом: «у нас пока нет решения собственников и его сложно получить, поэтому мы не сможем оплатить вам за установку прибора учета. Можете ли Вы перенести установку или...
Показать полный ответ
Ситуация, когда после 01.07.2012 ресурсоснабжающая организация принудительно установит Вам прибор учета и потребует оплаты, в т.ч. через суд, возможна. Попробуйте договориться с ресурсоснабжающей организацией следующим образом: «у нас пока нет решения собственников и его сложно получить, поэтому мы не сможем оплатить вам за установку прибора учета. Можете ли Вы перенести установку или дать рассрочку на 5 лет?»
В случае же установки ПУ без решения собственников и доведения дела до суда, его исход непредсказуем.
Свернуть ответ
2 октября 2011 10:37
За счет какого источника можно будет осуществить оплату за установку энергосберегающего оборудования в местах общего пользования в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании управляющих компаний ?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
4 октября 2011 15:01
За счет собственника (общедомовое имущество принадлежит всем собственникам), возможно также за счет бюджета (целевых программ энергосбережения) или полученной прибыли УК (если эта прибыль есть), возможна частичная оплата в энергосервисном контракте, за счет будущей экономии энергоресурсов (но такие контракты в ЖКХ недостаточно отработаны).
Показать полный ответ
За счет собственника (общедомовое имущество принадлежит всем собственникам), возможно также за счет бюджета (целевых программ энергосбережения) или полученной прибыли УК (если эта прибыль есть), возможна частичная оплата в энергосервисном контракте, за счет будущей экономии энергоресурсов (но такие контракты в ЖКХ недостаточно отработаны).
Свернуть ответ
2 октября 2011 10:47
При переходе собственников жилых помещений в многоквартирных домах на расчеты за водопотребление и водоотведение по квартирным счетчикам воды наблюдается снижение фактического потребления воды и увеличение разницы между общим водопотреблением по жилому дому и суммарным объемом индивидуального водопотребления. Основной причиной не соответствия баланса домового и квартирных приборов учета воды является недостаточная чувствительность квартирных счетчиков воды. При этом возможные неучитываемые расходы воды из-за небольших утечек вследствие технических характеристик квартирных водомеров (15 л/час) могут достигать 45,9% от общей подачи воды в дом.
Есть ли техническое решение данной проблемы учета? Какие мероприятия можно предусмотреть жителям, жилищным и водоснабжающим организациям для исключения данной метрологической составляющей?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
4 октября 2011 14:58
Думаю, что все же доля утечек воды, не учитываемых прибором учета из-за нахождения их величины в пределах погрешности, крайне мала и не оказывает большого влияния на небаланс. Причинами высоких небалансов, скорее всего, является то, что часть жильцов еще не установила счетчики и платит по нормативу, который ниже их фактического расхода. Это как раз та группа жильцов, которым счетчик не...
Показать полный ответ
Думаю, что все же доля утечек воды, не учитываемых прибором учета из-за нахождения их величины в пределах погрешности, крайне мала и не оказывает большого влияния на небаланс. Причинами высоких небалансов, скорее всего, является то, что часть жильцов еще не установила счетчики и платит по нормативу, который ниже их фактического расхода. Это как раз та группа жильцов, которым счетчик не выгоден, т.к. по нормативу они платят меньше, чем платили бы по факту (один прописанный и много проживающих, протекающие краны и унитаз и т.п.)
Свернуть ответ
2 октября 2011 12:07
Санкт-Петербург.Юлия
Нашему дому 98 лет капремонт никогда не делали. И вот теперь на всю эту рухлядь установили внутридомовые приборы учета,безусловно есть перерасход воды так как трубы то везде старые и местами протекают. Хочется выделить то что квартиры в доме коммунальные,большие от 8 комнат, большая часть жильцов наниматели(соцнайм) есть и люди которые десятилетиями неоплачивают счета за коммуналку,свет и т.д.
1.Правомерно ли устанавливать приборы учета на ветхие трубы(в подвале заменили но все остальное такогоже возраста как и дом)?
2.За чей счет должны меняться коммуникации в доме,за счет жильцов, за счет жэка, за счет нанимателей,(вопрос о капремонте может поднять только собственник а я например наниматель и немогу созывать собрание жильцов...)
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
4 октября 2011 14:57
Согласно ст. 13, п.5 ФЗ-261, 5. До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод...
Показать полный ответ
- Согласно ст. 13, п.5 ФЗ-261,
5. До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 197-ФЗ)
Здесь не оговаривается состояние внутридомовых сетей, т.е. предполагается, что если трубы настолько ветхие, что не позволяют установить прибор, то должны быть заменены и трубы. Вообще, логика законодателей, требующих установки общедомового прибора учета и оплаты внутридомового расхода энергоресурса, в т.ч. потерь в ветхих сетях как раз сводится к тому, что возросшие платежи по прибору учета стимулируют собственников заняться внутридомовыми сетями (или жёстче контролировать ТСЖ, управляющую компанию).
- За счет собственника, возможно также за счет бюджета или полученной прибыли УК, ТСЖ (если эта прибыль есть), возможна частичная замена в энергосервисном контракте (но это пока дело будущего).
Свернуть ответ
27 сентября 2011 08:15
П.4 ст.12 261-ФЗ: "...органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно..." Означает ли это, что администрация должна довести до сведения управляющей компании некий перечень мероприятий по энергосбережению, а управляющая компания обязана проводить эти мероприятия наряду с самостоятельно запланированными. Если это так, то как поступить управляющей компании в случае непредоставления администрацией городского поселения указанного перечня мероприятий?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
4 октября 2011 14:55
Да, администрация субъекта должна утвердить перечень обязательных мероприятий, и мероприятий, которые она дополнительно рекомендует к проведению внутри многоквартирного дома. Если такого перечня нет, можно обратиться в областную администрацию с просьбой его принять, со ссылкой на указанный Вами пункт закона. Но даже если такой перечень не принят, это не освобождает управляющую компанию от...
Показать полный ответ
Да, администрация субъекта должна утвердить перечень обязательных мероприятий, и мероприятий, которые она дополнительно рекомендует к проведению внутри многоквартирного дома.
Если такого перечня нет, можно обратиться в областную администрацию с просьбой его принять, со ссылкой на указанный Вами пункт закона.
Но даже если такой перечень не принят, это не освобождает управляющую компанию от ответственности самой разработать и провести или предложить собственникам профинансировать мероприятия по энергосбережению (ст. 12, п.7). Например, из того перечня, который ежегодно обязаны предлагать ресурсоснабжающие организации (Ст. 12, п.5,6) .
Свернуть ответ
27 сентября 2011 08:39
Москва Балалов В.В.
Каким образом можно внедрить систему энергетического менеджмента в сфере ЖКХ? Каковы должны быть компетенции поставщиков и потребителей энергоресурсов?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
4 октября 2011 14:53
Могу лишь порекомендовать обратиться в организации, продвигающие новый стандарт энергоменеджментаISO 50001. Зачатки энергоменеджмента есть во многих успешных предприятиях ЖКХ, но, возможно, кто-нибудь рано или поздно напишет более подробные рекомендации по энергоменеджменту в сфере ЖКХ и в частности, применения принципов международного стандарта ISO 50001 в этой сфере. На базе этого уже будут...
Показать полный ответ
Могу лишь порекомендовать обратиться в организации, продвигающие новый стандарт энергоменеджментаISO 50001. Зачатки энергоменеджмента есть во многих успешных предприятиях ЖКХ, но, возможно, кто-нибудь рано или поздно напишет более подробные рекомендации по энергоменеджменту в сфере ЖКХ и в частности, применения принципов международного стандарта ISO 50001 в этой сфере. На базе этого уже будут организованы семинары и тренинги.
Свернуть ответ
28 сентября 2011 12:56
Ярославль. Давыдова Н.М.
Существуют ли методические пособия по разработке бизнес-планов реализации проектов повышения энергоэффективности в ЖКХ? Если да, то каким образом можно отразить гарантии возврата средств через бюджетное софинансирование и обязательства регулирующих органов по долгосрочному планированию уровня тарифов?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
4 октября 2011 14:52
Необходимо вначале определиться, кто может разработать такой примерный (типовой) бизнес-план и как его реализовать? Если это муниципальные органы власти, то они могут заказать такую услугу (разработка методических указаний), при условии наличия средств в бюджете. Также муниципалы могут организовать семинары (в т.ч. совместно с ресурсоснабжающими организациями – например, гарантирующими...
Показать полный ответ
Необходимо вначале определиться, кто может разработать такой примерный (типовой) бизнес-план и как его реализовать?
Если это муниципальные органы власти, то они могут заказать такую услугу (разработка методических указаний), при условии наличия средств в бюджете. Также муниципалы могут организовать семинары (в т.ч. совместно с ресурсоснабжающими организациями – например, гарантирующими поставщиками) по энергосбережению в сфере ЖКХ.
Если это управляющие компании, то можно посоветовать им, при создании СРО и иных объединений управляющих компаний, поручить такую методическую работу данным организациям.
Гарантии возврата средств через бюджетное софинансирование, по-моему, наиболее полно могут быть реализованы только в случае предоставления таких средств ресурсоснабжающим организациям (каждой на свой ресурс) – такие организации относительно прозрачны, поскольку регулируются региональными органами власти, и на них существует рычаг воздействия (при формировании тарифов). Управляющие компании и собрание собственников в МКД, по-моему, реально возврат средств гарантировать не могут, т.к. отсутствуют действенные рычаги воздействия на собственников и УК, реально отсутствует имущество, которое можно взять в залог или истребовать в случае невозврата средств.
Обязательства регулирующих органов по долгосрочному планированию тарифов могут быть увязаны с предоставлением и корректным освоением средств на повышение энергоэффективности.
Свернуть ответ
2 октября 2011 15:22
Омск Федоров
Сфера ЖКХ на сегодня очень слабо затронута рыночными преобразованиями. Менеджмент в ЖКХ остался на уровне задачи латания дыр и создания видимости деятельности, а не рационализации использования всех ресурсов в связи с конкуренцией. Поэтому о современных технологиях управления в комплексе ЖКХ как правило и не слыхивали. Не от того, что специалисты плохие и глупые, в этом просто нет потребности. В результате от деятельности естественных монополий в ЖКХ нет качественного продукта, который в свою очередь является результатом качественного менеджмента. На каком уровне и какие решения должны быть приняты для того, что бы добропорядочный бизнес пришел в сферу ЖКХ? Имеется ли в стране практика выгодной для бизнеса деятельности в сфере ЖКХ, когда не ущемляются права потребителей и результат деятельности зависит от рыночных условий, а не от сговора с местными чиновниками?
Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
4 октября 2011 14:50
Я вижу несколько ключевых отличий сферы ЖКХ от иных отраслей, которые мешают организации нормального эффективного бизнеса и приходу в эту сферу массового инвестора: 1) Регулируемый тариф. Предприятия ЖКХ постоянно зависят от воли регулятора, который главной своей задачей в большинстве случаев видит именно сдерживание тарифа, путем потери качества услуг и износа оборудования, не ищет способов...
Показать полный ответ
Я вижу несколько ключевых отличий сферы ЖКХ от иных отраслей, которые мешают организации нормального эффективного бизнеса и приходу в эту сферу массового инвестора:
1) Регулируемый тариф. Предприятия ЖКХ постоянно зависят от воли регулятора, который главной своей задачей в большинстве случаев видит именно сдерживание тарифа, путем потери качества услуг и износа оборудования, не ищет способов достижения оптимального соотношения «цена-качество». В случае успеха инвестора (например, проведения мероприятий повышения энергоэффективности, позволяющих снизить себестоимость производства и передачи воды или тепла, к примеру), регулятор в большинстве случаев воспользуется этим, чтобы снизить или замедлить рост тарифа, не дав инвестору получить прибыль от своих инвестиций.
2) Затруднено взыскание средств за поставленные услуги и энергоресурсы. Суд и прокуратура очень часто на стороне жильца, позволяя ему фактически бесплатно пользоваться энергоресурсами (например, многоквартирный дом не может быть отключен на вводе, отключение отдельных потребителей тепла внутри дома технически невозможно и т.п.). Такого нет ни в одной отрасли – везде за товар или услугу требуют деньги сразу, и действуют по принципу «нет денег – нет товара (услуги)». Это огромные риски для инвестора.
3) Очень плотный контроль со стороны местных властей, иногда местные власти преследуют собственный корыстный или политический интерес во взаимоотношениях с предприятиями ЖКХ.
Значит ли это, что в сфере ЖКХ невозможно рыночные отношения? Нет, не значит. На практике мы видим, что успешными или неудачными в ЖКХ могут быть как муниципальные (региональные) компании, так и частные компании. По-моему, на 90% эффективность компании на рынке ЖКХ, муниципальной или частной, определяется качеством ее высшего менеджмента – директора, главного инженера, ответственного за финансово-экономический блок и ответственного за выписку счетов и сбор средств с населения. Частная компания тут имеет преимущество – ее собственники могут жестче подходить к стимулированию и назначению этих четырех лиц. Конечно, при условии, что такая компания изначально настроена на стратегическую работу, а не на текущий распил финансовых потоков.
Свернуть ответ