Кутовой Георгий Петрович,
Независимый эксперт
10 октября 2011 14:14
Во-первых, при определении необходимой валовой выручки (НВВ) регулирующим органом учитываются три, если говорить коротко, составляющие: - прямые производственные затраты РСО на обеспечение и поддержание в рабочем состоянии производственных мощностей (Энергоисточники, теплотрасы, рспределительные ТП, элеваторыи пр.необходимые производственные здания, сооружения , рем, оборудование до ввода...
Показать полный ответ
Во-первых, при определении необходимой валовой выручки (НВВ) регулирующим органом учитываются три, если говорить коротко, составляющие:
- прямые производственные затраты РСО на обеспечение и поддержание в рабочем состоянии производственных мощностей (Энергоисточники, теплотрасы, рспределительные ТП, элеваторыи пр.необходимые производственные здания, сооружения , рем, оборудование до ввода теплоносителя в дом);
- заработная плата производственного, включая ремонтный, персонала , а также зарплату и затраты административно - хозяйстенного персонала; - оплата покупного топлива (газ, уголь, дизтопливо и другой местный вид энергоресурса), объём которого определяется потребителями энергии или определяется РСО по аналогии с предшествующими годами (статистический метод);
- необходимой для РСО прибыли, величина которой устанавливается регулирующим органом. с учётом обоснованных капвложений РСО в модернизацию своих производственных фондов в целях обеспечения надёжного и качественного теплоснабжения своих абонентов - потребителей. Их интересы в данном раскладе защищает регулирующий орган, который обязан провести экспертизу заявок РСО, согласовать бизнес - план и собщить свое решение всем потребителям в зоне теплоснабжения конкретного РСО. Эта функция регулирующего органа публична.
Как следует из структуры приведенного платежа, энергосбережение у потребителей напрямую снижает затраты РСО на покупку топлива и, соответственно, снижает тариф на энергию ,т.к РСО в этом случае просто покупает меньше топлива и здесь нет конфликта интересов. Поэтому очень важно, чтобы потребитель знал структуру оплачиваемого тарифа и мог сам отслеживать по свом счётчикам сколько он потребил энергии и оплачивать только показания счётчиков. Вместе с тем, остальные составляющие тарифа должны быть постоянными и расчитываться под расчётные показатели (проектные или заявленные, но не ниже проектных) потребления тепла в каждом конкретном жилом или административном здании, для чего и нужны так называемые энергетические паспорта.
Таким образом, потребитель должен оплачивать тариф, состоящий как минимум из двух составляющих:постоянной и переменной, т.е. топливной.
В такой постановке вопроса становиться понятным, кто и в каком случае зантересован в энергосбережении. Если потребитель за счёт своих средств экономит расход теплоносителя , то он сам и определяет свою экономическую выгоду от своих затрат на снижение энергопотребления. РСО в данном случае получает компенсацию понесённых производственных затрат, свою зарплату и прибыль в расчётных и установленных регулирующим органом (муниципальным или региональным) размерах. Если же РСО за свой счёт (в счёт получаемой с потребителей НВВ) осуществит мероприятия, которые обусловят снижение производственных затрат, повысят производительность труда (увеличат зоны обслуживанияза счёт автоматизации технологических процессов), снизят потери п сетях и повысят эффективность сжигания (преобразования) топлива в энергоустановках, то здравый смысл говорит о том, что РСО должна получить компенсацию своих инвестиционных затрат с соответствующей прибылью в разумные сроки (окупаемость до 5-6 лет не более).
Что для этого нужно? Необходимо устанавливать постоянную часть тарифов с учётом индексации по годам таким образом, чтобы тарифы были стабильными до тех пор , пока РСО не окупит свои инвестиции и только после этого (не ранее) снижать постоянню составляющую тарифа для потребителя. Поэтому обоснованная мотивация вэнергосбережении как потребителя так и РСО может и должна быть законодательно защищена. К сожалению этот процесс в нашей стране пока законодательно отрегулирован очень плохо, хотя за рубежом это уже пройденный этап с боллее чем 20 -летним положительным опытом.
Энергосбережение только тогда станет движущим мотивом инновационной модернизации нашей энергосистемы, включаю и сферу энергопотребления как неразрывное единство, когда каждый участник этого человеко - машинного процесса будет чётко мотивирован экономически, опираясь на нормативно - правовую базу. А вот здесь у нас не всё благополучно. Мне представляется, нужен федеральный закон об энергосервисных контрактах , в котором как раз и нужно оговорить и нормативно закрепить механизмы реализации законных прав и экономические интересы всех участников энергосбережения.