Реклама

https://czrc.ru/services/pozharnyj-sertifikat-na-kabel-kanaly/

Разработка муниципальных и региональных программ энергосбережения. Проблемы, мнения, рекомендации

Государственно-частное партнерство - важный инструмент

Государственно-частное партнерство - важный инструмент

И.А.Вдовин, сопредседатель Комитета по государственно-частному партнерству и инвестиционной политике РСПП

Тезисы выступления на семинаре-совещании "Энергоэффективная экономика: региональный аспект" 1 декабря 2009 г.

Ключевую роль в процессе реализации закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" будут играть региональные власти. Государственно-частное партнерство - один из наиболее важных инструментов в реализации политики повышения энергоэффективности.

  1. После принятия базового закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо переходить к принятию подзаконных актов, обеспечивающих его реализацию.
  2. Необходимо обеспечить формирование структур управления политикой энергосбережения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Требуется ускорить разработку и принятие технических регламентов, стандартов и нормативов, устанавливающих требования по энергетической эффективности в отношении энергетических устройств и оборудования, зданий, сооружений.
  3. Изменения в нормативной правовой базе, системе техрегламентов, стандартов и нормативов будут значительными. Пример – строительный сектор. За небольшим исключением, здания, строения и сооружения должны будут соответствовать требованиям энергетической эффективности. При этом закон прямо запрещает ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт зданий, не соответствующих требованиям энергетической эффективности.

    Перечень требований широк:показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям и ряд других.

    Кроме того, законом предусмотрены жесткие требования по оборудованию как новых, так и существующих зданий и сооружений приборами учета.
  4. Ключевую роль в процессе реализации закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" будут играть региональные власти. В их функции в соответствии с законом входит не только реализация в регионе федеральной политики, но и в пределах своей компетенции:установление требований к программам в области энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах;координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением бюджетными учреждениями и ГУПами субъекта РФ и ряд других мер.
  5. Региональные программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности будут распространяться на жилищный фонд; коммунальную инфраструктуру; организации с участием государства или муниципального образования, транспортный комплекс, а также стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности.
  6. Очевидно, что без полноценного государственно-частного партнерства закон не будет реализован.
  7. Для устойчивой работы системы ГЧП необходимы следующие условия: квалифицированные кадры в институтах ГЧП, которые смогут оценивать специфические проекты в сфере энергосбережения и повышения эффективности. Закон об энергосбережении предусматривает содействие в осуществлении образовательной деятельности в данной сфере;источники финансирования проектов. Федеральный бюджет будет дефицитным, большинство региональных бюджетов будут ограничены в средствах;не обременительная для бизнеса, но эффективная система контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
  8. Существующие институты ГЧП не полностью удовлетворяют спрос по поддержку проектов по повышению энергоэффективности. При этом закон предусматривает целый ряд областей, перспективных для развития ГЧП:содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности и ряд других.
  9. При этом нельзя делать повышение энергоэффективности обязательным условием поддержки проекта институтом ГЧП – только дополнительным критерием при прочих равных показателях. В противном случае есть риск ухудшения условий работы для компаний, которые уже реализовали программы по повышению энергоэффективности.
  10. Система ГЧП в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности может выглядеть следующим образом:
  11. Проекты крупного бизнеса – привлечение для их финансирования средств Инвестфонда (необходимо прямо зафиксировать, что его средства могут использоваться для финансирования проектов по повышению энергоэффективности) и ВЭБа. В законе упоминается возможность господдержки в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
  12. Инфраструктура - Инвестфонд участвует в финансировании проектов, повышающих энергоэффективность инфраструктуры по сравнению с уже существующей.
  13. Малый и средний бизнес - начать создание на региональном уровне специализированных институтов поддержки, ориентированных на проекты по повышению энергоэффективности. Участвовать в их финансировании сможет как бизнес, так и государство (федеральный и региональные бюджеты).
  14. В соответствии с законом планируется оказывать поддержку региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающих, в частности, достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такая поддержка будет более эффективна, если будет оказываться с привлечением институтов развития, а не напрямую из бюджета

    ВЭБ сможет предоставить часть средств для программ стимулирования внедрения энергоэффективных технологий и оборудования малым и средним бизнесом в соответствии с уже отработанным алгоритмом участия в реализации проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.
  15. Республика Татарстан – один из наиболее продвинутых и эффективных российских регионов, как в сфере повышения энергоэффективности, так и использовании механизмов ГЧП. Именно на его площадке можно реализовать пилотные проекты по применению механизмов ГЧП в сфере энергосбережения.
09.10.2010  |