Уважаемые участники заседания президиума Госсовета России!
Проблема энергоэффективности, обсуждаемая сегодня, для Архангельской области, как и для всех регионов, имеет первостепенное значение и становится приоритетной государственной задачей. Особое значение она приобретает в условиях кризиса, поскольку способна при принятии действенных мер государственного регулирования решить целый комплекс задач: снизить финансовую нагрузку на бюджеты всех уровней, стабилизировать энергетические тарифы, повысить конкурентоспособность экономики. Мы видим основные направления в повышении энергоэффективности, энергосбережения и в повышении экологической безопасности региона при производстве энергоресурсов, транспортировке энергоресурсов и, собственно, энергосбережении хозяйствующими субъектами и населением области, а также организации финансирования инвестиционных проектов в сфере энергоэффективности и энергосбережения.
Коротко о состоянии дел по данным направлениям.
Производство энергоресурсов осуществляется на региональных котельных: тепла – 22 процента, электроэнергии – ноль; дизельных электростанциях соответственно: 0,2 процента – тепла, 6,4 – электроэнергии; промышленных предприятиях области: 49 процентов и 39 соответственно, ТЭЦ "ТГК-2": 25,4 процента – тепла и 46 – электроэнергии. Единственная ЛЭП, соединяющая область с объединённой энергосистемой, позволяет получать из-за пределов области только 8 процентов потребляемой электроэнергии. Топливо для ТЭЦ, котельных и дизельных электростанций на 90 процентов поставляется из других регионов. Природный газ составляет в топливном балансе 27процентов, уголь – 18, нефтепродукты – 45, закупаемые по рыночным ценам с доставкой северным завозом на расстояние от 1700 до 4500 тысяч километров.
Отсутствие конкуренции на оптовом рынке среди генерирующих компаний и, как следствие, отсутствие её на розничном рынке сводит экономический эффект от энергосберегающих мероприятий потребителя на нет, так как снижение электропотребления с лихвой может перекрываться практически монопольной ценой на энергоресурсы. При этом максимальный эффект до 85 процентов энергосбережения и эффективности заложен в производстве и транспорте энергоресурсов.
Потенциал энергосбережения Архангельской области составляет не менее 1190000 тонн условного топлива, в том числе на источниках теплоснабжения – 928 тысяч тонн, в тепловых сетях – 132 тысячи тонн условного топлива, на жилых зданиях – 129.
В результате реформы энергетической отрасли в Архангельской области сформировалось больше количество тепло- и электросетевых организаций. Электросетевых – 56 компаний, теплосетевых – более 250. Их организационная и финансовая разобщённость увеличивает потери энергии в сетях и затраты на управление компанией, усложняет межсубъектный учёт энергоносителей, снижает качество предоставляемых услуг и ведёт к их удорожанию.
Создание конкурентных условий для поставок энергии хозяйствующим субъектам и населению области, снижение себестоимости производства энергии и услуг по её передаче, снижение потерь энергии в сетях – основа для повышения энергоэффективности и энергосбережения в нашей области, как и во всех других регионах страны. С 2011 года для всех потребителей, не установивших приборы учёта с контролем профиля мощности, устанавливаем минимальное число в 2000 часов использования мощности. В отношении бытовых потребителей необходимо ввести социальную норму потребления на одного человека с учётом климатических зон и нормативы при безучётном потреблении, установленные на 1 квадратный метр. Это примерно 100 кВт на метр.
Малообеспеченным слоям населения установку приборов учёта правительство области планирует обеспечить за счёт своего и муниципальных бюджетов. Действующий сегодня порядок нормирования удельных расходов топлива для котельных электростанций, а также потерь в тепловых электрических сетях крайне несовершенен. Достаточно сказать, что расчёты нормативов и их экспертизу заказывают сами энергоснабжающие организации. Согласование нормативов в Министерстве энергетики Российской Федерации осуществляет только 10 процентов организаций. Трудно ожидать от энергоснабжающих организаций высокую энергетическую эффективность, если неэффективность финансово поощряется гораздо лучше – чем больше потерь, тем больше денег у поставщиков.
Также необходимо полностью исключить правила и возможность поставщиков электрической, тепловой энергии, собственников электрических и тепловых сетей требовать оплаты сверхнормативных потерь в сетях с потребителей энергии. Возврат вложенных инвестиций в повышение энергоэффективности, энергосбережения в части использования возобновляемых альтернативных источников энергии должен осуществляться, по моему мнению, за счёт средств федерального бюджета. Возврат же вложенных инвестиций в снижение теплопотерь зданий и сооружений, в том числе в бытовом секторе, должен осуществляться за счёт средств регионального бюджета. Продвижение экономических, поведенческих, административных механизмов в области энергосбережения должно осуществляться через подготовленный ко второму чтению в Госдуме законопроект об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, разработанный во исполнение Указа Президента от 4 июня 2008 года номер 889, о котором Вы, Дмитрий Анатольевич, говорили. И закон этот надо безотлагательно принимать.
Предлагаем сделать федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности законом прямого действия, кодифицировав в нём доказавшие свою эффективность и правовые институты в области энергосбережения.
Второе. Законодательно закрепить полномочия Счётной палаты Российской Федерации по контролю за предоставлением из федерального бюджета субсидий, займов или бюджетных ссуд, связанных с реализацией энергосберегающей политики государства. Передать в ведение Ростехнадзора или специального государственного органа – Госэнергонадзора контрольные функции и функции государственной энергетической экспертизы с прямым его подчинением заместителю Председателя Правительства, курирующему теплоэнергетический комплекс.
В утверждённой стратегии развития энергосбережения в нашей области предусматривается к 15-му году сокращение энергоёмкости ВРП не менее чем на 21 процент, увеличение доли возобновляемых энергоресурсов – до 17 процентов, снижение потребления нефтепродуктов – на 30 процентов от сегодняшнего потребления, и эти цифры – результат точных наших расчётов.
Мы разработали и приступили к реализации территориального проекта "Энергия Белого моря", основанного на принципах государственно-частного партнёрства, где, с одной стороны, ответственность государства по созданию условий для развития бизнеса в ЖКХ, а с другой стороны, эффективность и социальная ответственность бизнеса перед населением. Проект реализуется в форме открытого акционерного общества с контрольным пакетом в уставном капитале правительства области в 51 процент. С целью формирования рационального и бережного отношения жителей области к создаваемой инфраструктуре и имущественному комплексу предусмотрен выпуск именных облигаций.
К настоящему времени в области проведена следующая работа. Создано областное агентство по энергоэффективности, образован фонд энергосбережения, достигнуты договорённости о привлечении кредитных средств из фонда кредитования датского правительства, открыта кредитная линия экологической финансовой корпорации северных стран, подписан меморандум о сотрудничестве и социальном партнёрстве в сфере развития и модернизации ЖКХ и теплоэнергокомплекса с чешским Экспортным банком, ОАО "Роскоммунэнерго" и чешкой компанией "Инком", подготовлена концепция проекта использования низкокачественной древесины, отходов лесопереработки и отходов сельскохозяйственных предприятий в производстве биотоплива. Этот проект получил одобрение на заседании у Зубкова Виктора Алексеевича, и фактически мы приступили уже к его расчётам.
Подготовлен проект "Микрофинансовая социальная карта Архангельской области" для централизации всех платежей и кредитования, для своевременных расчётов. Реализация проекта "Энергия Белого моря" позволит произвести ускоренное техническое перевооружение энергетической отрасли в нашей области. Благодаря техническому перевооружению коммунального энергетического комплекса области мы сможем к 2015 году полностью отказаться от субсидий и дотаций из федерального бюджета.
Я понимаю, что это очень серьёзное заявление, но когда речь идёт о коммунальном энергетическом комплексе, расчёты говорят о реальности выполнения этой задачи.
Исходя из вышеизложенного, предлагаем придать процессу энергосбережения в России статус национального проекта с соответствующей интегральной системой управления и координации участников. Учредить национальную премию Президента России за энергоэффективность, за разработку и внедрение передовых проектов в области энергоэффективности, вручаемую по итогам года лучшим производителям, потребителям, а также субъектам Федерации и муниципальным образованиям.