Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
25 марта 2011 18:07
В подобных случаях нужно понимать, что две стороны – сетевая компания, как владелец энергооборудования до границы дома (или до иной точки, например, до трансформаторной подстанции, которая может принадлежать жильцам – для этого и необходим акт границ раздела балансовой принадлежности) и собственники многоквартирного дома (напрямую в случае непосредственного управления или их...
Показать полный ответ
В подобных случаях нужно понимать, что две стороны – сетевая компания, как владелец энергооборудования до границы дома (или до иной точки, например, до трансформаторной подстанции, которая может принадлежать жильцам – для этого и необходим акт границ раздела балансовой принадлежности) и собственники многоквартирного дома (напрямую в случае непосредственного управления или их представитель в случае управляющей организации) – равноправные стороны и должны решить все вопросы установки ПУ на границе путем нахождения взаимоприемлемого решения. В т.ч. и зафиксировать эту границу на вводе в дом (акт границ раздела балансовой принадлежности) – ведь без такой фиксации в расчете не возникает как таковой внутридомовой сети (поскольку ближайшая существующая граница – на индивидуальном приборе учета, принадлежащем собственнику квартиры).
Да, 261-ФЗ говорит о том, что такие ПУ должны быть введены в эксплуатацию в течение месяца, но это не говорит о том, что ввод в эксплуатацию не ограничен иными условиями. Поэтому ввод в эксплуатацию или применение при осуществлении расчетов фактически может быть произведено и позднее этого срока. Вопрос только в величине и порядке применения санкций за отступление от этого пункта 261-ФЗ. Так, контрольная дата перехода на общедомовой учет – 1 января 2012 года.
В сферах хозяйственной деятельности, подчиняющихся общегражданскому законодательству, если две стороны не договорились о всех условиях, сделка может и не состояться. Т.е. если бы в энергетике всегда действовало общегражданское законодательство, и оно не было бы ограничено специфическими нормами, то сетевая компания просто отсоединила бы свои сети от многоквартирного дома до урегулирования всех вопросов. Но, поскольку сетевая компания является «естественно-монопольным» субъектом, т.е. жильцы не могут оперативно найти иную сетевую компанию и подключиться к ней, к тому же в многоквартирном доме существует хотя бы один добросовестный плательщик, поэтому действия сетевой компании ограничены. Ей необходимо до конца урегулировать вопросы установки учета и признания его коммерческим с собственниками дома или представляющей их интересы управляющей организацией.
Поскольку передача электроэнергии по сетям является регулируемым видом деятельности, то сетевая компания имеет право требовать от регулирующего органа возмещения выпадающих доходов при последующем расчете тарифа.
Но, очень часто бывает, что полезный отпуск, на который при расчете тарифа делится необходимая валовая выручка сетевой компании (чтобы получить тариф на передачу), формируется по статистике прошлых лет, т.е. учитывает расчеты не на вводе в дом, а индивидуально по квартирам. Таким образом, при переходе на ввод в дом, при последующем расчете тарифа, полезный отпуск по группе «население» необходимо увеличить (на величину выявленного внутридомового расхода, иногда на 10-20-30%), что приведет (при прочих равных условиях!) к снижению тарифа на передачу.
Необходимо также понимать, что переход на расчеты с использованием вводного прибора учета и распределение разницы между вводным прибором и суммой индивидуальных на жильцов добавкой к их индивидуальным показаниям (как требует жилищное законодательство) может привести к резкому всплеску недовольства, поскольку величина внутридомовых потерь может доходить до 20-30% и более. Это требует от управляющей организации, сетевой и энергосбытовой компаний проведения как разъяснительной работы, так и рейда по проверке наличия незаконных подключений к внутридомовым сетям.
Очень часто причинами очень высокой разницы (более 10-15%) между показаниями общедомового и индивидуальных приборов учета являются:
- наличие присоединений жильцов, а также прочих лиц на первых этажах, в подвалах и пристойках (сараях, гаражах), в обход прибора учета;
- неравномерность снятия показаний на вводе и по контуру дома (решается введением в эксплуатацию системы АСКУЭ);
- расчет жильцов, у которых отсутствует прибор учета, по нормативу (который в части электроэнергии, как правило, занижен – это большая проблема существующего законодательства);
- использование мощных (75-100 Вт) ламп накаливания в подъездах, не выключение их в дневные часы.