Министерство регионального развития РФ подготовило проект Закона России "О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами". Проектом Закона предусмотрено коренное изменение системы организации управления жилыми домами. В настоящее время организация управления жилыми домами обеспечивается органами местного самоуправления. Этим занимаются соответствующие управления ЖКХ в муниципалитетах.
Предлагаемые проектом нового закона новации предусматривают передачу организации управления многоквартирными домами саморегулируемым организациям управляющих жилищных компаний (СРО УЖК).
Требования к СРО УЖК
Проектом Закона предусмотрены обязательные требования к СРО УЖК:
- Вхождение в состав СРО не менее 100 юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, занимающихся усправлением многоквартирными домами;
- Обеспечение имущественной ответственности членами СРО;
- Обеспечение постоянства деятельности СРО УЖК (запрет на реорганизацию СРО УЖК).
Остальные требования к СРО предусмотрен Законом «О саморегулируемых организациях. Эти требования сводятся к наличию стандартов саморегулирования.
Требования к членам СРО УЖК
Управляющие жилищные компании при их вхождении в состав СРО УЖК обязаны обеспечить:
- Страхование гражданской (профессиональной) ответственности на сумму не менее, чем 500 тысяч рублей. Договоры страхования гражданской ответственности члена СРО УЖК должны действовать без перерыва срока;
- Соблюдение действующих правил, стандартов, норм по обслуживанию жилфонда, в том числе стандартов СРО УЖК.
При этом, членом СРО УЖК не может быть управляющая жилищная компания менее, чем три года до этого исключенная из другой СРО УЖК. Из состава СРО УЖК может быть исключена компания в случае неоднократного в течение одного года, нарушения действующих норм и правил обслуживания домов, в том числе стандартов СРО.
Контроль за деятельностью СРО УЖК
Ведение реестра СРО УЖК и надзор за их деятельностью должен осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В проекте Закона не назван этот орган, но можно предположить, что это будет Минрегион.
Текущий контроль за деятельностью СРО УЖК должен осуществляться национальным объединением СРО УЖК. Основные принципы деятельности этого объединения раскрыты в проекте Закона.
Краткая оценка законопроекта
Предлагаемый законопроект не содержит территориальных ограничений к членству в СРО УЖК. Поэтому УЖК из Калининграда может быть членом СРО УЖК во Владивостоке со всеми вытекающими из этого последствиями для потребителей.
В среднем по численности областном центре сейчас действует 25-30 УЖК, в районном центре, как правило, 1-3 УЖК. Таким образом, СРО УЖК может быть или одна на всю область, или одна на 2 соседних региона, или будет представлять из себя собрание УЖК из разных регионов. В настоящее время, бывшие МУП ЖЭУ, ставшие в одночасье ООО или ОАО, весьма слабо управляемы муниципалитетами. Каким образом из одного удаленного центра будут управляться 100 и более УЖК, не понятно. О порядке разрешения проблем жителей многоквартирных домов в СРО УЖК, в проекте Закона ничего не сказано.
Поскольку стандарты энергоэффективности и порядок обеспечения требований энергоэффективности входят в перечень обязательный условий деятельности управляющих жилищных компаний, организацией деятельности по управлению энергоэффективностью многоквартирных домов, энергетическими обследованиями, должна будет заниматься СРО УЖК с включением соответствующих требований в стандарты СРО.
Автор: Коваль Сергей Петрович