Глава 2. В чем причина Томской неудачи?
Яворский Михаил Иосифович, директор Томского регионального центра знергоресурсосбережения, г. Томск, Колесников Александр Николаевич, к.т.н., руководитель службы PR ЗАО "ПромСервис", г. Димитровград,
Почему в Томске оказался не у дел "народный счетчик"?
Ознакомившись с исторической справкой, Вы либо запутаетесь в круговерти всеми повторяемой мантры "Виноваты Москва и Постановление Правительства №307 об оплате 1 12", либо поверите в заговор местных масонов, пожелавших угробить репутацию губернатора В.Кресса. Окончательно все замутили "желтые платежки", которые вызвали такую бурю протестов, что правящая элита готова призвать в виновники хоть дьявола, лишь бы скрыть от общества собственный непрофессионализм. Удивительнее всего то, что Томск является интеллектуальным центром Сибири. Как в высокообразованном регионе, в котором правит знающий и порядочный губернатор, где действует лучший в России "Центр энергосберегающих технологий" случился такой конфуз?
Томск, наверное, первый город страны, где практически во всех многоквартирных домах за счет бюджета были установлены коллективные приборы учета - всего около двух тысяч. За тепло "по факту" хотят платить многие. Именно этим мотивировали установку приборов учета. Кажется, все логично, понятно, а главное: неправильно!
Для начала напомним хорошо забытые азы.
Учет и регистрация отпуска и потребления тепловой энергии организуется с целью:
- контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребления;
- контроля за рациональным использованием тепловой энергии и теплоносителя;
- документирования параметров теплоносителя: массы (объема), температуры и давления;
- осуществления взаимных финансовых расчетов между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии;
- внедрения ресурсосберегающих мероприятий.
Коммерческий учёт воды и тепловой энергии должен создавать условия для гармонизации отношений между поставщиками и потребителями, для эффективного использования энергоресурсов, для энергосбережения.
Ни одна из этих целей достигнута не была.
1. Контроля за тепловыми и гидравлическими режимами как такового не было, так как не было определено исходное состояние системы теплоснабжения. Начинать надо было с энергетического обследования. Куда ставить приборы, куда не ставить. Когда запускалась программа "Народный счетчик", томичам обещали, что по приборам учета теплоэнергии они будут платить меньше. А меньше население платить не стало. Почему?
Во-первых, потому что по приборам учета счета населению никто в полном объеме еще не предъявлял. Во-вторых, в постановлении Госстроя России "Об эксплуатации жилого фонда" есть раздел "Теплоснабжение". Там сказано, что сотрудники жилищной организации должны обеспечить равномерный прогрев всего дома и учесть требования по энергосбережению. Дом должен быть отрегулирован так, чтобы температура в квартирах круглый год была 20 градусов. За это вы платите по статье "техобслуживание". На самом деле этого никто не делает. Приборы учета фиксируют, что один дом почти не греется, а другой все время перетапливается. Например, доподлинно известно, что наряду с домами, где идет большой перерасход тепла, есть дома, где приборы практически ничего не показывают. Потому что показывать нечего, тепло туда не поступает. Сначала надо сравнить показания счетчика с договорной нагрузкой на этот дом, привести их в соответствие, отрегулировать, и только после этого рассчитывать по прибору учета. Вот тогда люди действительно начнут платить меньше. Все приборы враз ввести в городе невозможно, это глупость. Если исходить из существующих правил и просто здравого смысла, надо было делать все поэтапно. Поставили теплосчетчик, тут же пришли с комиссией, проверили, все опломбировали, отрегулировали дом, и сразу же начали рассчитываться по прибору учета, не дожидаясь остальных домов. И так поочередно по всем домам, по каждой тепломагистрали отдельно. В конечном счете, именно так придется делать.
Именно по этому принципу построено освоение денег по постановлению №185: установка приборов учета -только часть энергосберегающих мероприятий, которые необходимо провести на ремонтируемом жилфонде.
2. Контроль за рациональным использованием тепловой энергии отсутствовал, потому что это было никому не нужно. Жители благополучных домов были обрадованы свалившейся с неба халявой (все было сделано на бюджетные деньги),а , когда система стала давать сбои, сильно не противились: хуже ведь не стало. Жители энергорасточительных домов вообще ничего не замечали- им выплачивались дотации из бюджета. Народный счетчик должен был стать отправной точкой энергосбережения. Ведь если цифры на нем зашкаливают сверх всяких разумных пределов, значит, дом нужно утеплять, а также вовремя регулировать подачу тепла. Похолодало на улице - настроить систему на один режим работы, потеплело - на другой. Для тех, кто может себе позволить, лучше вообще перевести все на автоматику, которая сама регулирует подачу тепла в зависимости от температуры наружного воздуха. Человек начинает контролировать процесс, когда может на него повлиять. Почему после установки квартирных электро- и водосчетчиков наблюдается заметное снижение потребления? Потому что легко регулировать и нагляден результат. В случае общедомовых приборов это не так. Достичь реальной экономии можно, избавившись от перетопов при использовании погодного регулирования. Но это уже этап следующий - из серии "совершенству нет пределов".
3. О документировании показаний разговор особый.
Собственно говоря, абсолютная величина количества потребленного тепла мало что дает: людей интересует соблюдение комфортных норм проживания, т.е. качество теплоснабжения. Все знают, что энергоснабжающие организации имеют привычку в холод недотапливать, а при плюсовой температуре за окном перетапливать. Задокументировано трехкратное превышение количества теплоты по сравнению с необходимым. Информация из центра сервисного обслуживания, который изначально и создавался под "народный счетчик", любопытна. Стоимость приборов учета, модема, компьютеров и других составляющих имущественного комплекса - около 300 миллионов рублей. Всего в городе было установлено порядка 1900 коллективных приборов учета, которые охватили все многоквартирные дома, где есть муниципальные квартиры, за исключением ТСЖ. Мы ведем речь о примерно 1400 счетчиках, каждый из которых был установлен на отдельный дом. ЦСО обслуживает всего порядка 700 штук, причем только 300 из них прошли обязательную специальную экспертизу (поверку). И только показания этих трехсот приборов могут сегодня официально учитываться. Всего же в этом году под поверку должны были попасть около 900 приборов! Но это очень дорого - работы по поверке одного узла учета стоят примерно 7000 рублей. Однако проблема не только в цене, но и в том, что счетчики по большому счету брошены.
4. Взаимные финансовые расчеты между потребителями и поставщиками оказались проваленными. Любой потребитель должен иметь возможность по запросу получить полную и доступную для понимания информацию о количестве и качестве предоставленных услуг и финансовых взаимоотношениях. Особый интерес представляет вопрос о добротности или истинности показаний.
В Томске есть фирмы, которые входят в сговор с потребителями и настраивают счетчики так, что они показывают заниженное по сравнению с реальным потребление тепла. Такие фирмы надо ловить и наказывать, лишать лицензии, а может и передавать в правовые органы. Но населению надо не подозревать энергетиков и ТКС во всех смертных грехах, не подкручивать счетчики в нужную сторону, а взять в привычку разбираться в том, что им предъявляется к оплате. Люди должны понимать, что в платежках значит та или иная цифра, а они этого знать не хотят.
Теперь по поводу тарифов. К любой продукции обязательно прилагается инструкция по применению. Региональная энергетическая комиссия выпускает тариф (тарифное меню), но нигде не объясняет, как им пользоваться, хотя это точно такая же продукция. А, например, в тарифном меню свердловского РЭКа все подробно расписано: какая цифра, откуда берется. Соответственно, жители свердловской области с большим доверием относятся к своим тарифам и энергетикам, чем жители Томской области. Власти в неэффективности программы "Народный счетчик" винят постановление правительства о взимании 112 части суммарного потребления за год предшествующий. На самом деле, причина в откладывании "на потом" диспетчеризации узлов учета: не имея надежной системы диспетчеризации невозможно оперативно отслеживать работу всей системы теплоснабжения. В итоге, добились полной непрозрачности системы расчета платежей, отсутствия контроля за качеством предоставляемых услуг и доказательной базы для судебных тяжб. Введение приборного учета в десятки раз увеличило количество расчетных операция, необходимых для выставления счетов. Существовавшая на тот момент система расчетов просто захлебнулась. За комплексный результат-достижение реальной экономии и гармонизация интересов - никто не отвечал.. Не была создана инфраструктура по обслуживанию приборов. Квинтэссенцией неразберихи являются слова главного инженера УК "Мой дом" Александра Трофимова: " Практически все счетчики на нашем фонде работают до сих пор, Другое дело, что весь год ими никто не занимался - не снимал показания и не ремонтировал.".
Нормативно-правовая база по энергосбережению в Томской области заслуженно считается лучшей в России. Тем не менее, практика выявила много не прикрытых правилами и инструкциями стыков. Не удалось разработать нормативно-правовые акты, позволяющие добиться баланса интересов поставщиков и потребителей энергоресурсов. Не было определено:
- в чьей собственности должны находиться узлы учета;
- кто должен оплачивать обслуживание;
- кто с кем должен заключать договор на установку прибора учета тепла;
- какие обязанности энергоснабжающей организации должны быть прописаны в договоре теплоснабжения;
- кто должен отдавать показания счетчика энергонадзору;
- кто должен каждой семье в подъезде счет отдавать;
- кто собственник приборов учета;
- и т.д. и т.п.
Эти вопросы должны были быть решены на муниципальном уровне. Наконец, отношения в сфере энергопотребления должны быть саморегулируемыми.
Главное, что должен понять потребитель - он равен в своих правах с энергоснабжающей организацией, и их отношения регламентируются только Гражданским кодексом. А это означает, что защиту ущемленных интересов и потребителям, которым предоставляют услуги ненадлежащего качества или несвоевременно выплачивают субсидии, и муниципалитету, который подвели подрядчики, и фирмам, с которыми не рассчитывались за оказанные услуги, следует искать в суде.
Вместо этого по старой советской привычке стали пачками слать жалобы во все мыслимые и немыслимые инстанции. Власть должна быть заинтересована в создании правового климата, в организации коммерческих фирм, которые оказывали бы юридическую помощь населению. Зимой 2007-2008 г.г. возник скандал из-за небаланса по теплу 40%, за который пришлось расплачиваться населению. А почему никто не обратился в суд ? Потому что нет не только "привычки судиться", но нет и договоров на обслуживание ни с одной из организаций. Либо власть с помощью юридических фирм должна разработать эти договоры, либо юрист по обращению гражданина. В этих документах должны быть четко прописаны права и обязанности сторон. И тогда не будет повода для пустого возмущения по поводу очередного необоснованного повышения тарифов и стояния в пикетах.
Сейчас все говорят, что приборы учета теплоэнергии еще более усугубили небаланс. Но ведь они для этого и поставлены. Вот, мол, появился небаланс неизвестно за счет кого. Правильно, а до этого его оплачивало население, а теперь должны поставщики тепла - надо выполнять свои функции по регулированию систем теплоснабжения. Для этого счетчики и появились, чтобы выявить недостатки. Прибор сам по себе экономии не дает, он лишь фиксирует реальное положение дел. Если много лет был бардак, и вы за него рассчитывались по расчетно-балансовому методу, то теперь вы рассчитываетесь по приборам.
Однако прибор тоже может показывать неверно, поэтому он должен быть легитимным. Каждый теплосчетчик должен быть поверенным и иметь сертификат. Конечно, надо учитывать российскую специфику. Если есть возможность что-нибудь хапнуть, то жулик никогда мимо этого не пройдет. Когда контролеры приходят раньше жулика, который чего-то уже подкрутил, а исправить не успел, то ловят этого жулика за руку.
Некоторые фирмы лишались лицензии. Для проверки создается комиссия, куда входят представители Госстандарта, Энергонадзора, энергоснабжающей организации, фирмы, которая ставила прибор, и потребители. Но для этого должна быть воля власти. Проводя проверку использования бюджетных средств, направленных на реализацию программы "Народный счетчик", контрольная палата областной думы в качестве технических экспертов привлекала специалистов Томского регионального центра управления энергосбережением. Отчет контрольной палаты стал причиной скандала, но основной упор депутаты и СМИ делали на финансовой части проверки. А между тем именно технические погрешности при установке теплосчетчиков снижают эффект дорогостоящей программы. Однако скандал благополучно замяли.
А власти Томска проигнорировали отчет контрольной палаты. Необходимо наказать административно и финансово виновных и заставить тех, кто поставил некачественные приборы, исправить свою недоработку. На 909 приборов сегодня нет сертификатов Госстандарта. Точнее, на данный тип прибора сертификат есть, но эти счетчики были поставлены в другой комплектации. А если хотя бы элемент прибора заменен, то он подлежит дополнительной сертификации. Изначально несертифицированных теплосчетчиков было больше. По многим узлам учета замечания были учтены, а по 909 приборам остались. Конечно, их показания могут быть правильными, но не факт . По закону нет юридического документа (сертификата), на основании которого с населения можно брать деньги по этим приборам. Допустим, согласно показаниям счетчика вам предъявили платежку за тепло. А вы узнали, что счетчик не сертифицирован. В этом случае вы можете отказаться платить по счетчику, и оплатить по нормативам.
Приборы учета сегодня находятся в собственности муниципалитета. Тот, в свою очередь, отдавал их в аренду энергетикам - сначала "Томскэнерго", затем ТКС, и те занимались их содержанием, выставляя через управляющие компании населению счет - 48 копеек с квадратного метра. Последний претендент на аренду - ТГК-11 - от счетчиков отказался, сославшись на высокую арендную плату. Действительно, она составляет 29 миллионов рублей в год, причем оплата населения - те самые 48 копеек с "квадрата" - ее даже не покрывает. Но основная причина в том, что энергетики попросту не заинтересованы в экономии ресурса.
Счетчики должны принадлежать собственникам, так как по закону это общее имущество дома. А уже они должны обеспечить готовность приборов. Компания, которая будет обслуживать дом или им управлять, автоматически становится исполнителем услуг. Снятие показаний с приборов, их ремонт и многое другое станут ее обязанностью. А когда есть исполнитель, то и есть с кого спросить. Об этом как раз и говорит закон, такова точка зрения Роспотребнадзора.
Да, вполне логично получается: народный счетчик отдать народу. Кстати, этого варианта придерживаются и сами УК. После того как исчез арендатор, они на такого исполнителя и претендовали, но счетчики в собственность жителей так и не были переданы. Заключать же договор на обслуживание с людьми, которые не имеют никакого отношения к приборам учета, юридически рискованно. Поэтому в ряде компаний поступили просто: закрыли приборы учета на замок и перестали выставлять населению 48 копеек. Энергетики, не получая показаний, выставляют людям норматив. Одним словом, счетчики работают, а никому до них дела нет.
Такая точка зрения очень привлекательна, проблема в том, что УК могут обанкротиться. В Томске уже был прецедент. Этот случай нигде в законодательстве не прописан. Мэрия сделала все возможное, чтобы сохранить жилой фонд, для этого пришлось объявить ЧС, дать полномочия администрациям района разрешить УК до проведения собраний в жилых домах обслуживать эти дома. Сегодня дома с отоплением, водой, но люди платили деньги. И где эти деньги на проведение капитального ремонта?
Тем не менее, хозяина народному счетчику ищут. Занимается этим муниципалитет, правда, у него несколько иная точка зрения. "Если счетчики окажутся в руках управляющих компаний, проблем не избежать", - говорит заместитель мэра Томска, директор городского департамента ЖКХ Сергей Панасюк. "Они начнут устанавливать разные тарифы на содержание приборов, и окажется, что в одном доме жители будут платить те же 48 копеек с "квадрата", а в другом - три рубля. В результате счетчик из народного превратится в антинародный. Кроме того, приборы устанавливали исходя из идеи централизованной системы сбора данных. Поэтому счетчики должны находиться в одних руках - нам, как и прежде, нужен арендатор".На роль такого хозяина претендует сам центр сервисного обслуживания, который ранее был подразделением энергетиков, а сейчас выделился в самостоятельную единицу. Впрочем, примут ли такой расклад дела городские депутаты - пока неизвестно. Вопрос, кто должен заниматься счетчиком, не решен до сих пор.
Вот как все сложно. А согласно приказу губернатора порядок в системе коммерческого учете должен быть наведен до 1 апреля.
Реализация коммерческого учета невозможна без согласованной работы органов исполнительной и законодательной власти, энергетиков, приборостроителей, коммунальщиков и потребителей. Этого невозможно добиться командно-административными методами - нужна правильная мотивация всех участников.
Из материалов 27-й конференции "Коммерческий учет энергоносителей", г Санкт-Петербург, май 2008 г.