Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Мнения экспертов

Энергосбережение в бюджетной сфере городов и областей Украины

Еще по теме: Энергосбережение в странах СНГ

Эта статья посвящается выполнению Указа Президента Украины №662/99 от 16 июня 1999 года "Про заходи щодо скорочення енергоспоживання бюджетними установами, організаціями та казенними підприємствами на 30%". Похожая задача, сокращения энергопотребления бюджетными организациями на 15% в течение 5 лет, поставлена в 2009 г. Президентом России при подписании нового Закона «Об энергосбережении …». Василий Анатольевич Степаненко, учредитель Ассоциации энергосервисных компаний Украины, директор компании ЭСКО ЭКОСИС, в своей статье, датированной 2002 годом, описывает состояние дел в Украине через 3 года после того, как «процесс пошел..».

Энергосбережение в бюджетной сфере городов и областей Украины

Предисловие к статье от 27 мая 2011 года.

Сергей Петрович Коваль, руководитель проекта ПОРТАЛ ЭНЕРГО.РУ попросил меня дать статью об ЭСКО и энергосервисе. Почти десять лет назад я написал эту статью, но ситуация за эти годы практически не изменилась в Украине. Думаю, что и в Российской Федерации ситуация с энергосбережением изменилось ненамного, полагаю, что эта статья будет актуальна и для российских коллег.

Актуальность проблемы

Энергосбережение в бюджетной сфере городов и областей Украины до сих пор находилось в нижней части рейтинга привлекательности для инвестиций и было отдано на откуп энтузиастам, или, мягко говоря, пущено на самотек.

Основным энергосберегающим мероприятием за шесть предыдущих лет здесь была установка счетчиков.

Кто хотел, тот уже установил приборы учета, убедившись еще раз в односторонней полезности расчетных методов учета для энергоснабжающих организаций (начавших терять источник дохода, не требующий затрат).

Но дальше снижения оплаты за неполученные энергоносители дело, как правило, не шло. Хотя ряд энергоаудитов, сделанных компаниями, входящими в АЭСКО, показывают на огромные масштабы потенциальной экономии. Основной причиной, по общему мнению, является отсутствие денег. Так ли это?

Несмотря на недофинансирование многих статей бюджета, расчеты с энергоснабжающими организациями начали осуществляться исправно, а старые долги сокращаться. Т.е., потоки денег из бюджетов в оплату за энергоснабжение бюджетных организаций стали достаточно стабильны и предсказуемы.

Можно представить грубую модель энергосбережения в бюджетной сфере, как экономию 25% платежей с 2-4 летним периодом окупаемости. Т.е., вложение средств в энергосбережение бюджетной сферы выгоднее, чем депозитные вклады у многих банков. Так, для Запорожской области реализация подобной модели означает, что через 3 года бюджет получит 45 млн. грн. дополнительного дохода ежегодно. Но при этом нужно вложить 90-100 млн. гривен. Для Украины ежегодный доход составил бы 1300 миллионов гривен. Вопрос для Кабинета Министров Украины - сколько денег нужно затратить, чтобы получить экономию 1300 миллионов гривен бюджетных средств ежегодно (25% от ежегодных энергозатрат).

Нельзя говорить о недостатке денег, дело вовсе в другом.

Сыр в мышеловке или карта сокровищ

Идея хорошего энергосберегающего проекта - это почти карта месторождения денег. И эта карта точна, если правильно перечислены (обоснованы) все правила (приемы) по добыче этих денег. Ошибка на карте приведет к напрасной трате сил и средств.

Когда меня спрашивают: "Какие в вашем городе (области) есть хорошие проекты сбережения энергии?" я слышу: "Где лежат деньги?". Многие люди наивны - они знают, что без карты месторождения денег не найти, но купить себе карту не хотят, ждут бесплатных советов.

Больницы, школы, детские садики и т.п. можно рассматривать под извращенным углом зрения энергоменеджера, как небольшие (??) залежи "мертвых" денег - но в каждой области их очень много. Определить, где лежат деньги, какие деньги, когда окупятся затраты можно только проведя энергетический аудит.

Ведь никто не станет строить шахту, пока не проведет детальную оценку нового месторождения. Но еще более важно поднять эти "мертвые" деньги (присвоить, получить). В бюджетной сфере "победившего социализма" при экономии затрат УМЕНЬШАЮТ ЛИМИТЫ на эти затраты. И никакой Бюджетный Кодекс этих принципов пока не изменил.

Поэтому энергосбережение в бюджетной сфере Украины - это сыр в мышеловке и ничего больше. Каждый проект, реализованный сегодня, НЕ ПРИНОСИТ ЭКОНОМИИ НИКОМУ - только вред, таков парадокс нашей действительности.

Много энтузиастов размахивают флагами процентов будто бы полученной экономии при реализации энергосберегающих проектов. А покажите, где накапливаются деньги от этой экономии, кто конкретно их получил в феврале, апреле, мае …!? И энтузиасты начинают прозревать, оглядываться, начинать удивляться, что деньги потрачены, но получить "живую" отдачу невозможно. И начинают понимать, что их энтузиазм и находчивость служат красивой ширмой для дядей из меняющихся, но безответных правительств, дядей от политики и даже от энергосбережения.

А король-то голый

Большинство экспертов утверждают о том, что энергозатраты в Украине в 4-5 раз выше, чем в развитых странах - снижение платежей за энергоносители на 75-80% и есть достижимый потенциал энергосбережения в Украине. А как в жизни осуществляется энергосбережение?

Приведем пример: главврач больницы нашла деньги для ремонта сантехники и снизила втрое потери и платежи больницы за питьевую воду. Вопрос для читателя - через сколько месяцев ей срежут лимиты по платежам за воду на величину полученной экономии? И еще один вопрос - в соседней больнице утечки воды и лимиты остались старыми. Какому главврачу будет легче жить и хозяйствовать?

Еще пример: 25% экономии платежей за питьевую воду и стоки в бюджетной сфере Запорожской области - это 7 миллионов гривен ежегодно. Можно: повысить зарплату, сделать ремонт сетей, поставить итальянскую сантехнику и кафель, счетчики на каждый бачок - на выбор. Можно, но в Украине предпочитают журчащие санбачки и избыточные платежи за сверхнормативное потребление.

Если кто-то скажет вам, что нельзя проверить десяток тысяч санбачков в вашей области - не верьте. Можно измерить, сколько воды в 2 часа ночи потребляет каждая больница, школа, садик и т.д. - это и будет утечка (денег?!). Можно, но зачем…?

Экономия энергоресурсов у нас зачастую известна, лежит под ногами. Банк, у которого достаточно денег для финансирования энергосберегающих проектов - через дорогу. Желающих заработать деньги - не счесть. Руководители у нас все с высшим образованием. А король-то голый….!

Где лежат деньги

Мне по роду деятельности приходится убеждать начальников управлений, директоров школ, главных врачей, главных энергетиков начать работы по энергосбережению - вон ведь сколько денег теряется ежегодно. Они внимательно слушают меня и, как правило, разводят руками - НЕТ ДЕНЕГ.

Тут надо внимательно вслушаться - они говорят, что даже если предлагаемый проект будет реализован, то они не получат денег от экономии, а получат только хлопоты.

Один простой главный инженер мне прямо сказал: "А где здесь экономия?! Я просто начну меньше неплатить за электроэнергию!"

То есть, ответ на вопрос: "Где лежат деньги на финансирование проектов?" лежит в плоскости ответа на вопрос: "Что мы будем иметь от этого проекта?".

Немного иначе ставят вопрос банки - залог вашего ликвидного имущества, как условие получение кредита для реализации проекта, отвечает для них на вопрос: "Что мы будем иметь от этого проекта?".

Год назад, читая статью Ширли Хэнсен об ЭСКО в США ("…американские ЭСКО разбивали в кровь кулаки, стучась в двери банков…"), я увидел, что и на Западе финансирование энергосбережения требовало усилий и не шло так просто.

Экономия должна быть … какой?

Экономика должна быть экономной и если вы усмехнетесь - все уже в прошлом, то зря.

В бюджетной сфере Украины все осталось по прежнему, стимулов к экономии энергоресурсов нет ни для кого. Есть, правда, небольшая палка, но при нынешних зарплатах на нее надежд мало.

Экономия энергозатрат измеряется процентами или деньгами, но … ее не удается получить на руки (отложить на счете, реинвестировать, купить, наконец, для больных мыло в палаты).

Мы начали расследование -

куда девается экономия денежных средств, полученных от энергосберегающих проектов в бюджетной сфере. Ведь были же эти проекты, пусть немного, пусть силами энтузиастов, пусть в отдельно взятых больницах - но ведь были же? И если эта экономия была, то кому она досталась? Угадаем с трех раз …:

В больнице осталась эта экономия - скажете вы. Нет, больнице срезали лимиты.

Эти деньги сэкономил бюджет - вряд ли. Бюджет - это бухгалтерия, там все строго, все по счетам. Нет такого счета в наших бухгалтериях - экономия средств в платежах за энергоносители.

Эти деньги сэкономило государство - тут уж улыбнутся самые доверчивые наши читатели. Государство - это уже давно не мы.

Тогда мы выдвинули тезис - экономия энергоресурсов в бюджетной сфере (и денег) не подчиняется обобщенному закону Ломоносова-Лавуазье. Она возникает из ниоткуда и исчезает бесследно - то есть, она всегда относительна.

Такой подход объяснил многое, если не все - если мы не создаем базу экономии, то ее величина будет безразмерна (то-то все любят выражать экономию в процентах).

Украина - игра без правил

Из лекций и статей Ширли Хэнсен, переводов книг и материалов энергетических агентств США, я понял, что в большинстве проектов энергоэффективности в США справедливо делят деньги, получаемые от экономии энергоресурсов. Справедливо, потому что в разделе экономии участвуют, например:

  • банк, выделивший кредитные ресурсы на реализацию проекта;
  • страховая компания, контролирующая и уменьшающая риски;
  • сам клиент, например, больница, где реализуется проект;
  • субклиент, например, муниципалитет, за счет бюджета которого содержится эта больница;
  • и, конечно же, ЭСКО - компания, которая всех свела, все рассчитала и обеспечила, управляет реализацией проекта и является гарантом его успеха для всех задействованных партнеров.

Сколько, кто и за что получает - это предмет договоренности в каждом конкретном случае, до начала проекта, но одна общепринятая норма известна - предметом дележа между участниками проекта являются 70% фактически получаемой экономии за 10 лет (срок действия проекта и перфоманс-контракта).

Справедливые (читай, выгодные) правила игры для всех игроков - вот, что катализировало развитие энергосбережения на Западе - они научились распоряжаться (играть) будущим капиталом - именно этого сегодня не хватает в энергосбережении Украины.

Их государства и общество постоянно совершенствуют правила игры, являются основными судьями на поле, а также основными получателями выигрыша - они богатеют от развития энергосбережения, получая свои 30% от экономии бюджетных платежей.

70% экономии за 10 лет - это капитал, привлекательный для всех игроков, практически в любом проекте бюджетной сферы - от замены окон и утепления зданий (термореновация) до полной замены энергетического оборудования.

А можно ли собрать аналогичных игроков на поле энергосбережения в Украине? Можно, но это будет игра без правил - по старым, доставшимся в наследство от социализма, законам, где термин "энергосбережение" не употреблялся.

И здесь мы приходим к не очень приятному для нас обобщению - схемы финансирования проектов энергоэффективности - это зеркало состояния общества, его валентный уровень. Финансово-организационная кооперация обеспечения проектов энергоэффективности на основе перфоманс-контрактов (управление потоками будущих денег), принятая в США, пока недоступна для Украины с ее переходным состоянием экономики, хозяйственным и договорным правом, бухгалтерским учетом и, наконец, ментальностью руководителей, разучившихся мыслить категориями пятилеток и заботами о будущем.

Не случайно был так ограничен в Украине (России и т.д.) набор схем финансирования проектов энергоэффективности в эти 10 лет - нам пока не удалось привить веточки позитивного американского опыта на дереве украинского энергосбережения, полагаю, по объективным причинам.

Наша компания не раз пыталась предлагать непрямые схемы финансирования (лизинг, перфоманс-контракт, софинансирование и др.), но дело не шло.

Сегодня, годы спустя, я понимаю, что правила игры в энергосбережение, принятые на Западе, пока не существуют в Украине. Но для истории хочу сказать, что и украинские ЭСКО разбивали в кровь кулаки, стучась в двери банков, правительства и законодательных структур, но услышаны не были.

Кто сегодня даст слово (гарантию), что будет 10 лет выплачивать 70% фактической экономии?

На халяву

16 июня 1999 года Президент Украины подписал Указ № 662 "Про заходи щодо скорочення енергоспоживання бюджетними установами, організаціями та казенними підприємствами", где поставлена главная цель - за 5 лет снизить энергозатраты в бюджетной сфере на 25% по сравнению с базовым, 1998 годом. Нужнейший Указ и даны поручения Кабмину по обеспечению его реализации.

Остановимся и сделаем небольшой расчет. Финансирование бюджетной сферы Украины по энергозатратам составляет 5.2 млрд. гривен в год. Согласно Указу ежегодная экономия должна составлять 5-6% или 250-300 млн. гривен, а всего за 5 лет должна достигнуть величины 1300 млн. гривен.

Чтобы получить эту экономию, нужно затратить деньги. Срок окупаемости проектов в бюджетной сфере, в лучшем случае, в среднем будет 2 года. Итого, для реализации Указа, Министерство финансов и Министерство экономики должны были предусмотреть в бюджетах 2000-2004 гг. ежегодное выделение 250-300 млн. гривен.

Фактически было выделено 25 млн. гривен на 2001 год (на бумаге - дали не все) .

Постановление КМУ № 2183 от 30 ноября 1999 года "Про скорочення енергоспоживання бюджетними установами, організаціями та казенними підприємствами" можно смело назвать более коротко, по названию этого раздела - здесь уже совсем забыли про деньги, которые нужны, чтобы начать экономить.

Распоряжения губернаторов по областям Украины были еще короче - лимиты снизить на 5-6% ежегодно - все, приехали!

Мы с тобой, уважаемый читатель, понимаем - Указ и не собирались исполнять (само утихнет), или же действительно обрезать энергопотребление на 25% - народ все стерпит.

И еще - кто-то, наверное, очень жадный, - установил, что период экономии должен быть не более 3 лет. Из какого справочника взята эта цифра? Богатые американцы используют в бюджетной сфере десятилетний период экономии. Годовую экономию нам оставил в наследство социализм.

По данным Госкомэнергосбережения (как суммарный отчет по докладам с мест) за период 2000-2001 гг., экономия энергозатрат в бюджетной сфере Украины составила 19.2% (1001 млн. гривен ежегодно). Как тут не порадоваться, ведь за 3 оставшихся года, определенных Указом, нужно сэкономить всего 5.8%, по 2% в год. Само пойдет!

Если бы еще эта экономия была на самом деле от эффективного использования энергии.

Похоже, что у нас, в Украине, впервые в мировой практике изобретен новый вид энергосбережения - БЕЗЗАТРАТНЫЙ.

И тоже вопреки обобщенному закону Ломоносова-Лавуазье. Этот новый вид в украинском энергосбережении так и называется - НА ХАЛЯВУ.

Интересно, какую модель энергосбережения имел в виду Президент Украины, подписывая свой Указ.

Затерянный мир

Те, кто в детстве читал Конан-Дойла, помнят изобретательного профессора Челленджера со спутниками, открывшего затерянную страну. Бюджетная сфера городов и областей Украины представляет собой сегодня затерянный (для энергосбережения) мир. Этот мир очень нуждается в своем открытии, в изобретательных энергоменеджерах, которые смогли бы направить денежный водопад, оплачивающий сегодня потери энергии на колесо мельницы реконструкции систем энергоснабжения наших больниц, школ, детских садиков, административных зданий.

В областном бюджете только Запорожской области (520 млн. грн.) платежи за энергоснабжение составляют 36% (187 млн. грн.). По существу, это рынок энергосбережения (45 млн. грн. ежегодно) с потенциалом экономии более 500 млн. грн. за 10 лет. Для Украины эти цифры будут в десятки раз выше.

Целью этой увлекательной игры в энергосбережение бюджетной сферы городов и областей Украины должно стать перераспределение денежных потоков: от оплаты за потери энергоресурсов в сторону финансирования энергосберегающих проектов. Так, например, сегодня бюджет Запорожской области финансирует 50-60 млн. грн ежегодно на прямые потери энергоресурсов. Задачей игры на бюджетном поле Запорожской области будет направление этих "потерянных" денег в сторону энергосбережения. И вдруг мы увидим новый рынок энергосервиса объемом около 50 млн. гривен ежегодно - сколько новых рабочих мест?

Правила для игры

В основе новых правил игры в энергосбережение на бюджетном поле должно быть создание правовых гарантий справедливого раздела полученной экономии (вспомним американскую формулу энергосбережения - 70% экономии за 10 лет).

В России принята формула "окупаемость + 1 год". Кого-то (где годовая экономия окупает риски, проценты по кредитам и достаточна для нормы прибыли на уровне 20-30%) это может и удовлетворить, но таких проектов крайне мало - средняя окупаемость проектов в бюджетной сфере колеблется от 2 до 5 лет.

Здесь, в ключевой компоненте формулы энергосбережения, я на стороне американцев - 70% экономии за 10 лет - это предмет настоящей игры. Сказано - скупой платит дважды. На этом поле нужны серьезные, не копеечные игроки. Правильный выбор формулы энергосбережения - это выбор формулы успеха. Если мы (Украина) узаконим американскую формулу энергосбережения, то банки встанут в очередь на кредитование энергосберегающих проектов. И наоборот - по формуле Кабмина (3 года) очереди не возникнут, что мы и наблюдаем за 2 прошедших года. И что ведь обидно - никто не заставит ответить за это потерянное время жадных чиновников - они Родину берегут.

Считаю необходимым подготовку нового и принципиально дееспособного постановления КМУ в отличие от Постановления КМУ № 2183 от 30.11.99 г., выпущенного в исполнение Указа Президента Украины № 662/29 от 16.06.99 г.

Грустно читать Постановление Правительства, обязавшего всех субъектов бюджетной сферы снизить за 5 лет энергозатраты на 25% и совсем не выделившего на эти цели денег? Не создавшего условий для их займа. Не разрешившего использовать полученную экономию средств для увеличения этой же экономии. Вот это-то я и называю игрой без правил.

Новое Постановление Правительства должно стать дееспособной моделью для адекватных распоряжений председателей гособладминистраций и мэров городов.

Не очередная кампания, а принципиальный поворот в политике и хозяйствовании в сторону энергосбережения должен быть в основе этого нормативного документа.

Основными положениями этого нормативного документа должно стать следующее:

  • обязательность энергетических аудитов субъектов бюджетной сферы с итоговой оценкой потенциала энергосбережения каждого сектора бюджетной сферы городов и областей;
  • прозрачность основных положений формулы энергосбережения и ежемесячного мониторинга фактической экономии средств от реализации энергосберегающих мероприятий;
  • порядок предоставления гарантий возврата займов и инвестиций из средств, получаемых от экономии энергоресурсов;
  • ввод в действие договорной основы энергетических контрактов - особых договоров, где расчеты со сторонами осуществляются за счет средств, получаемых от экономии энергоресурсов;
  • порядок реконструкции существующей нормативно-правовой базы энергосбережения в бюджетной сфере для областей и городов Украины (с переходом от социализма к капитализму);
  • правовая основа залога коммунальных имущественных прав при кредитовании энергосберегающих проектов;
  • объемы стартовых средств при формировании государственного бюджета и порядок их целевого использования на основе обязательного софинансирования проектов с использованием средств областных и местных бюджетов;
  • контроль эффективности и целевого использования бюджетных средств при реализации энергосберегающих проектов;
  • ввод в действие региональных и муниципальных аккумулирующих фондов энергосбережения с принципом действия на возвратной (револьверной) основе;
  • множественность разрешенных способов финансирования энергосберегающих проектов, в т.ч., лизинг, энергетический контракт, кредитование на основе овердрафта, кредитование пула проектов, софинансирование. При этом, страхование рисков реализации проектов должно стать принятой нормой обеспечения работ;
  • обязательность долгосрочной защиты статей областных и местных бюджетов, предусматривающих финансирование энергосберегающих программ и проектов на возвратной (револьверной) основе с использованием кредитных ресурсов (или прямых инвестиций) при расчетах из фактической экономии средств, получаемых в будущие периоды;
  • передачу полномочий индустрии энергосервиса.

И хотя игра должна начинаться с Центра, основным ее полем будут города и области Украины, для начала наиболее подготовленные и желающие.

Дать, чтобы взять

Кто-то недоверчивый заметит, что нельзя давать деньги просто так - даже на энергосбережение, даже из госбюджета, даже под честное слово - и это действительно так.

Условием финансирования энергосберегающих проектов из бюджетных денег должен быть возврат еще больших денег - в назначенные сроки и с гарантией.

Опять остановимся - допустим, мы дали N-ской области по 50 млн. гривен ежегодно в течение 5 лет. Какие гарантии, что снижение платежей составит эту же сумму.

И здесь мы убеждаемся, что подготовка условий для возврата инвестиций - это большая и сложная работа, тоже требующая времени и средств.

Нужны гарантии - и обязательность энергоаудитов уже не вызывает вопросов. И когда мы поставим вопрос, что энергоаудитор, получивший деньги за свою работу, должен своим имуществом перед заказчиком (как перед банком) гарантировать величину и сроки получения экономии - мы поймем, каким должен быть энергоаудит.

Сегодня необходимо заново создать нормативно-правовую базу для обеспечения предлагаемых правил игры в энергосбережение в бюджетной сфере.

Силами энергосервисной компании "Экологические Системы" на основе Законов Украины и опыта многих стран, прежде всего, США и России, сегодня готовятся проекты ряда документов, необходимых для развертывания подобной программы и кооперации, в том числе:

  • проект "Положения "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и питьевой воды на территории Запорожской области"" для областного Совета депутатов;
  • проекты распоряжений главы облгосадминистрации Запорожской области, в т.ч.:
  • "О реализации мер по энергосбережению и повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и питьевой воды на территории Запорожской области";
  • "Об организации услуг энергосервиса населению, организациям бюджетной сферы и коммунальным предприятиям, финансируемым полностью или частично из областного и местных бюджетов" в Запорожской области;
  • "О создании регионального и муниципальных фондов энергосбережения в Запорожской области и порядке контроля целевого использования средств этих фондов";
  • "О порядке обязательного энергетического обследования (аудита) коммунальных предприятий и организаций бюджетной сферы Запорожской области на период 2002-2005 гг.";
  • проект "Руководящие материалы по созданию кооперации при подготовке и реализации проектов энергосбережения на предприятиях и организациях, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов в регионе Запорожской области".
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →