Збигнев Бжезинский: «Время жизни России – время жизни ее ЖКХ»
Мы живем в эпоху стремительных перемен и усложнений. Меняется уровень жизни, потребности, система ценностей, основные виды ресурсов и действующие механизмы. Значение комфорта среды обитания для развивающейся части мира растет с каждым годом.
В ближайшее время внимание к жилищно-коммунальному хозяйству, качеству и доступности жилищно-коммунальных услуг будет возрастать как с точки зрения снятия ограничений социально-экономического развития муниципальных образований, так и с точки зрения реализации возможностей личности и развития человеческого капитала.
Важность ЖКХ как основной сферы городского хозяйства отчетливо сознают власти на всех уровнях – федеральном, субъектов федерации, муниципальном. Накопившиеся за десятилетия и не решаемые в течение длительного времени проблемы свидетельствуют о системном кризисе в отрасли, которая обходилась без инвестиций и накапливала физический износ до 70% в среднем по отрасли, до 90 и даже почти 100% по ряду отдельных объектов.
В основе эксплуатируемой техники в основном использованы решения середины прошлого века, о моральном износе говорить просто бессмысленно, а уровень энергоэффективности в 2-3 раза ниже среднемирового и в 6-8 раз ниже уровня развитых стран, находящихся в сходных климатических условиях.
Возможности перехода к использованию технологий и техники нового поколения отчетливо осознается, ряд отечественных потребителей имеет возможность и использует их в современной России в индивидуальном порядке, однако для перехода к массовому использованию необходимо реформирование отрасли, проблемы которой стянуты в «гордиев узел» отечественного производства.
Пренебрежение особенностями развития социо-технических систем грозит появлением неолуддизма, когда системы ЖКХ или их части не используются или выводится из эксплуатации, одна часть экономики «пожирает» другую, а система переходит на траекторию самоуничтожения.
В настоящее время разработан ряд стратегических документов, задающих ориентиры, цели задачи стратегий и программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Документы дают основания и возможность вести активную и целенаправленную работу по реформированию ЖКХ
Значительное количество нормативно-правовых, распорядительных и методических документов свидетельствует, с одной стороны, о серьезности намерений власти, с другой – является подтверждением ситуации системного кризиса, в результате которого накопился ряд проблем, допускающем только комплексное решение.
Значительное количество проблем связано с процессами развития системы. Для регионов, в том числе Москвы, значительное количество проблем транслируется с федерального уровня, многие рождены в условиях коррупции и несформировавшегося правового государства. Тесная взаимосвязь проблем, статус города федерального значения, общие цели требуют совместного рассмотрения этих проблем и совместной работы в рамках соглашения федеральных и городских органов власти.
В качестве основных направлений реформирования на федеральном уровне выделены:
- развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда;
- развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства;
- завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму, составляющего основу реформы жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие системы ресурсо- и энергосбережения.
В качестве основных направлений реформирования в Стратегии Москвы-2025 выделены:
- Улучшение технического состояния жилищного фонда и необходимые объемы его капитального ремонта;
- Динамика стоимости услуг ЖКХ с учетом роста доходов населения и других факторов;
- Повышение условий проживания и коммунального обслуживания на территории города
Москва один из немногих регионов, использовавших для формирования стратегии развития, включая вопросы реформирования и развития ЖКХ, профессиональный потенциал институтов Российской Академии Наук. Москва должна стать ведущим национальным центром разработки и распространения инноваций, научным и образовательным центром мирового значения. В Москве планируется создание международного финансового центра. Эти стратегические цели налагают высокие требования к экологии городской среды, к качеству услуг городского хозяйства, обеспечению бесперебойного их предоставления в любое время суток. Поэтому Стратегия развития ЖКХ рассматривается как одна из важнейших частей Стратегии развития Москвы до 2025 г.
Стратегические цели развития Москвы, концентрация основных фондов ЖКХ, специфика ресурсов, концентрирующих научно-технические кадры страны и финансовые ресурсы и связанные с решением задач федерального уровня, обрекают Москву на роль центра реформирования, роль локомотива инновационного развития технологий и техники для ЖКХ и центра диффузии новейших технологий федерального уровня.
Значительное количество проблем требует формирования системы стратегического управления на федеральном и городском уровне (вертикали стратегического управления), привлечения институтов гражданского общества к процессам общественного контроля.
Необходимо провести актуализацию Стратегии Москвы-2025 с учетом влияния кризиса и посткризисного периода, активизацией реформы и энергосбережения на федеральном уровне, корректировкой целей и показателей повышения качества жизни и эффективности развития социально-экономического комплекса России и ЖКХ в частности.
Значимость и комплексных характер проблем требуют совместных усилий федеральных и городских органов власти, привлечения бизнеса в рамках частно-государственного партнерства и институтов гражданского общества.
Необходимо провести в опережающем порядке ряд дополнительных исследований развития реформ в ЖКХ в рамках направлений:
- Формирование СРО управляющих в сфере ЖКХ
- Развитие института независимых директоров в корпоративном управлении предприятий ЖКХ
- Конкурсы грантов на разработку стратегий и программ энергосбережения, инновационного развития и других вопросов реформирования ЖКХ
- НИР по направлению «Энергоэффективное общество»
- Формирование социального минимума потребления услуг в сфере ЖКХ
- Разработку социальных нормативов потребления
- Введение социальной экспертизы законопроектов в дополнение к антикоррупционной экспертизе
- ЖКХ в сетевом государстве и развитие прямой демократии в сфере практик систем жизнеобеспечения.
Более подробно с монографией можно ознакомиться в приложении к данной статье