Грачев Иван Дмитриевич, Председатель Комитета по энергетике Госдумы
Действующий закон «Об энергосбережении …»:
• Явно не соответствует цели сокращения энергопотребления почти в 2 раза;
• Имеет явно зауженную сферу применения;
• Изначально репрессивен и слабо отражает возможности экономического стимулирования энергосбережения;
• Стимулирует бюрократическую имитацию энергоэффективного поведения и решения проблем. По факту, в настоящее время исполнение закона часто чистейшей воды профанация;
В связи с этим необходимо:
• Расширить сферу действия закона. Он не должен ограничиваться только ЖКХ;
• Внести поправки в Бюджетный Кодекс для того, что бы устранить препятствия регионам и муниципалитетам в реализации закона;
• В законе должен быть обеспечен дифференцированный подход к различным группам потребителей;
• Необходимо учесть особенности применения закона на полном жизненном цикле продукции, т.е. при длительных сроках окупаемости;
• На этапе становления саморегулирования роль государства в его формировании должна быть приведена в норму;
• Для ускоренного внесения поправок в действующее законодательство необходимо создать при депутате Грачеве И.Д. рабочую группу с включением в ее состав представителей Правительства, депутатов, бизнеса.
Булгакова Ирина Александровна, Минрегион, руководитель департамента реформирования ЖКХ.
• Региональные программы энергосбережения разработаны повсеместно;
• Муниципальные программы разработаны в 70% ОМСУ. Программы носят формальный характер;
• Финансовые показатели муниципальных программ как правило просчитаны. Привлечение частных инвестиций в реализацию программ энергосбережения явно не достаточно.
• Приказ Минрегиона о присвоении классов энергоэффективности зданий был отклонен Минюстом в связи с тем, что требуются дополнительные затраты на повышение энергоэффективности. Целесообразно учитывать то, что далеко не все мероприятия в сфере повышения энергоэффективности могут иметь малые сроки окупаемости. Критериии принятия решений должны учитывать полный жизненный цикл объектов применения закона и подзаконных актов, а так же совокупность всех статей, связанных с экономическими показателями эксплуатации;
• Темпы установки приборов учета дают основания полагать, что требования закона по установке приборов будут реализованы только к 2015-2020 году. Сейчас установка приборов учета невыгодна и поставщику и потребителю. Поэтому имеется тенденция саботажа исполнения законодательства об энергосбережении по установке приборов и сознательного вывода их из строя.
Свистунов Павел Валентинович - директор департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго.
• Логика действующего закона «Об энергосбережении …» в исполнении тезиса «Государство начни с себя..». Отработанные на государственных объектах инструменты и механизмы повышения энергоэффективности должны быть применены в дальнейшем в частном секторе.
• Минэнерго полностью приняло необходимые для реализации закона подзаконные акты;
• Для реализации программ энергосбережения в регионы в качестве субсидий было направлено 5,1 миллиарда рублей;
• По программе «Энергоменеджмент» было обучено 20 тысяч муниципальных служащих;
• По состоянию на 26 января зарегистрировано 129 СРО энергоаудиторов, в состав которых входит 4,5 энергоаудиторских компаний и 17 тысяч энергоаудиторов. В Минэнерго представлено 5700 паспортов. Только 700 паспортов зарегистрировано. СРО не выполняют свою функцию по контролю качества энергопаспортов;
• Качество самих энергоаудиторов вызывает серьезные нарекания. У Минэнерго нет полномочий по оперативному контролю деятельности СРО и качества энергоаудиторов. Необходимо ужесточить требования к регистрации СРО энергоаудиторов и соблюдению ими стандартов саморегулирования;
• В 2012 г. должно быть подвергнуто энергоаудиту 450 тысяч объектов. Эта работа должна быть исполнена весной и осенью этого года;
• Многие организации прекратили деятельность по организации проведения энергоаудита в ожидании ситуации, когда станет ясным, что энергоаудит принесет пользу;
• Минэнерго готов представить поправки к закону, устранить отмеченные негативные явления.
Липатов Юрий Александрович, депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике
• Закон «Об энергосбережении ..» несовершенен, в основном регулирует сферу отношений ЖКХ и практически не регулирует сферу производства;
• Необходимость регулирования законом отношений в сфере ЖКХ связана с трудным положением этой отрасли и реальных возможностей населения по оплате коммунальных услуг;
• Позаконные акты, которые должны обеспечить действие закона, практически не готовы;
• Закон «Об энергосбережении …» требует существенных доработок;
• Существенно переносить сроки установки приборов учета нельзя. Без организации учета исполнения закона добиться нельзя;
• Значительным достижением Госдумы 5-го созыва было принятие закона «О теплоснабжении». Благодаря принятому закону у регионов и муниципалитетов появилась возможность развития городов, увязав возможности и разных собственников на из территории.
• Большая проблема реализации принимаемых законом в том, что Правительством очень медленно принимаются необходимые для их исполнения подзаконные акты.
Цышевская Елена Витальевна, представитель Федеральной антимонопольной службы , Управление контроля электроэнергетики.
В сообщении было отмечено, что в рамках контроля за исполнением законодательства «Об энергосбережении …» в части установки приборов учета органы ФАС проводили соответствующие проверки. В соответствии с законом налагались штрафы в связи с неисполнением требований закона о необходимости установки приборов. Характерно то, что в течение 2011 г. количество нарушений законодательства и соответственно штрафов резко уменьшились, что свидетельствует о том, что закон начал исполняться. В настоящее время идет подготовка к проверке исполнения требований законодательства по заключению договоров на установку приборов учета ( в части навязывания требований со стороны ресурсоснабжающих организаций).
Завальный Павел Николаевич. Депутат Госдумы, член Комитета Госдумы по энергетике. Направление газовая промышленность
• Энергосбережение зачастую тождественно энергоснабжению или добыче, но в 3 раза дешевле по затратам.
• Газоснабжение составляет 52% в энергобалансе страны, Москва и Санкт-Петербург на 100% снабжаются электроэнергией и теплом за счет газа;
• Цена га газ будет расти до уровня равнодоступности по сравнению с ценами поставок на экспорт. На этот уровень планируется выйти к 2014-2015 году;
• Некоторые цифры. Общий объем потенциала экономии газа в стране 150-180 млрд кубометров, примерно 50% этого объема приходится на сферу ЖКХ. На эксперт идет около 150 млрд кубометров, нерационально используется в России 180 млрд. кубометров. КПД электрогенерации около 35 %, транспортирования газа – 30%, теплогенерации – около 80%. При общем объеме добычи Газпрома 540 млрд кубометров, на собственные нужды Газпром использует 50 млрд, в т.ч. 46 млрд на транспортировку;
• В газовой отрасли видят все технические возможности экономии газа, в т.ч. связанные с выработкой дополнительной электроэнергии. Но пока никак не удается решить проблему продажи излишков энергии и ее приема в присоединенные электрические сети. Для этого необходимо использовать механизмы экономического стимулирования, например налоговые льготы, субсидии.
Ишков Александр Гаврилович, руководитель департамента ОАО Газпром
• Проводимая в Газпроме работа по энергосбережению с 2001 г. сэкономила 28 миллионов тонн условного топлива;
• Обязанность отчетности по экономии заставили планировать работу по энергосбережению в конкретных цифровых показателях, что и делается во всех подразделениях Газпрома. Сейчас запланирована экономия 1,5 млрд рублей по сравнению с 2011 г. В 2011 г. сэкономлено 3 млрд кубометров газа.
• Пока закон действует только как кнут, который заставляет компанию составлять огромное количество отчетности и обязательно проводить энергоаудит. Только энергоаудит стоит компании 130 млн. рублей ежегодно. Никаких льгот и преференций закон компании не дает.
• Работа по использованию отводимого тепла от газотурбинных установок для выработки электроэнергии может дать сотни мегаватт дополнительной электроэнергии. Но эта деятельность не подпадает под определение возобновляемых источников энергии и не льготируется. Требуется ввести деятельность по использованию вторичных источников энергии в состав поощряемых государством путем предоставления льгот. Это относится и к обязательности приема выработанной в результате электроэнергии в присоединенные сети.
Валерий Козейкин, Вице-президент национального агентства малоэтажного строительства.
• Агентство участвует в строительстве энергоэффективных домов. З рубежом такая деятельность дотируется государством. Необходимо и в нашем законодательстве делать соответствующие поправки.
• В новом техрегламенте по пожарной безопасности запрещено использование для фасадов утеплителей с классами Г2 и Г4. Это исключение из оборота 70% утеплителей. При этом многие из запрещенных у нас материалов активно рекламируются и используются за рубежом.
Кожуховский Игорь Степанович, генеральный директор Агентства прогнозирования балансов электроэнергетики
• За два прошедших года был сделан огромный шаг в формировании новой государственной политики во повышении энергоэффективности. Деловая активность в этой сфере возросла. При этом стали ясны недостатки принятых нормативно-правовых актов.
• Необходимо убрать и преодолеть в рамках внесения поправок в закон засилье бюрократии в энергоэффективности. Необходимо усилить экономические стимулы по энергосбережению и энергоэффективности. Необходимо нацелить федеральный закон на реальный сектор.
• Для предприятий с малым уровнем энергопотребления обязательный энергоаудит необходимо заменить на предоставление энергетической декларации. Вообще энергоаудит необходимо делать не ради галочки, а под конкретные проекты.
• При реализации энергсервиса в бюджетной сфере необходимо обеспечить возможность бюджетным организациям гарантировать базовый уровень энергопотребления на весь период исполнения энергосервисного контракта.
• Приборы учета при их установке сразу должны включаться в автоматизированную систему сбора информации.
• Необходимо создать нормативную базу по формированию, регулярному формированию топливно-энергетических балансов как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. Без топливно-энергетических балансов и их регулярной процедуры формирования невозможно измерить энергоэффективность.
Туликов Алексей Викторович , руководитель департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики Российского энергетического агентства
• Задача закона «Об энергосбережении …» не в том, что бы разработать программы , а в том, что бы реализовать проекты повышения энерогоэффективности. И прежде всего проекты, которые финансируются из внебюджетных источников. Именно эту деятельность необходимо поощрять.
• В законодательстве для реального сектора и энергетики необходимо предусмотреть введение белых и зеленых сертификатов, отражающих одновременно сокращение потребления и сокращение выбросов.
• В РЭА готовится проект поправок к 261 закону, отражающий изменения в блоке приборов учета и информационного обеспечения.
• Рассматриваются различные решения, связанные с введением института операторов коммерческого учета и в целом совершенствование коммерческого учета и взаимодействие между потребителями, вот этими посредниками операторами и ресурсоснабжающими организациями. Плюс на основании поручения руководства страны прорабатывается вопрос создания единой системы учета потребляемых энергетических ресурсов как сегменты государственной информационной системы в области энергосбережения и как значимые структурные элементы коммерческого учета энергетических ресурсов в целом.
• Имеется проблема отсутствия нормативных актов Правительства по реализации налоговых льгот, рпедусмотренных законодательством об энергосбережении. Так же необходимо проработать вопросы субсидирования проектов через погашения части ставки по кредитам, связанным с финансированием проектов повышения энергоэффективности.
Семенов Виктор Германович, генеральный директор ВНИПИ Энергопром
• Имеются серьезные претензии к подготовке энергоаудиторов. Контрольный обзвон по возможности получения свидетельства энергоаудитора выпускником консерватории, показал, что такое вполне реально.
• Если проанализировать весь цикл производства и эксплуатации энергосберегающих ламп, то очевидно, что экономии энергии по сравнению с лампами накаливания нет никакой. Обследования спектра излучения показали, что люменесцентные лампы вдвое вреднее для здоровья, чем светодиодные светильники. Плюс к тому полное отсутствие решения проблемы утилизации вредных ртутьсодержащих отходов.
• В страну ежегодно ввозится 80 миллионов энергосберегающих ламп, на 95% из Китая. При этом техрегламента на лампы нет, поэтому качество и безопасность не контролируются. Замеры лабораторией "Леруа мерлене всех ламп, которые были в продаже, показали, что применять нельзя, всё 100 процентов.
• Необходимо снять запрет на использование ламп накаливания. Страна не готова к использованию энергосберегающих светильников, особенно по части ртути и спектра.
• В качестве критерия оценки эффективности энергосбережения нужно вводить мощность и стимулировать снижение мощности устройств на законодательном уровне;
• Если законом вводится запрет на использование чего-то, в частности ламп, это значит, что необходимо принимать отдельный законодательный акт, который регулирует отрасль, подвергшуюся запретам. Например принятие закона о свете
Зубакин Василий Александрович, заместитель начальника Главного управления энергетики ОАО "ЛУКОЙЛ"
• Энергосбережение должно являться частью корпоративной политики управления. В компании принят документ, который называется "Техническая политика в области энергоэффективности", где для каждого вида бизнеса. В нем даны рекомендации по применению предпочтительных технических и организационных мероприятий, а так же запреты на использование. Для исключения лоббирования техническая политика не определяет конкретных исполнителей и поставщиков, а обозначает направления развития.
• В инвестиционных проектах компании обязателен раздел энергоэффективность. В качестве корпоративного стандарта в компании планируется принятие документа на базе ISO 50001 «Энергоменеджмент». Некоторые осложнения имеются в связи с отсутствием аудентичного официального перевода этого документа на русский язык.
• В части стандартизации считаем необходимым введение обязательности исполнения национальных стандартов в сфере энергоэффективности, а так же обязательности их исполнения при госзакупках.
Агабабов Владимир Сергеевич, профессор Московского энергетического института
• В сообщении приведены данные о перспективах детандер-генераторных технологий.
• При организации деятельности рабочей группы при Грачеве И.Д. целосообразно ввести в состав секций специалистов, которые смогут оценивать возможность и качество исполнения поставленных задач. В качестве примера приведено то, что если разделить количество объектов, подлежащих обязательному энергоаудиту (450 тысяч) на количество энергоаудиторов, то получится, что на 1 энергоаудитора будет приходится 333 объекта в год, что совершенно невозможно.
Гашо Евгений Геннадьевич, президент НП "Энерго-эксперт инжиниринг"
• Страна очень большая и особенностей очень много. Поэтому создать закон учитывающий все особенности очень сложно. Поэтому нужно нивелировать деятельность в энергосбережении применительно к специфике регионов.
• Постановление Правительство № 1225 нужно изменить, поскольку из 88 показателей, на которые должны ориентироваться программы энергосбережения в регионах, только 6 непосредственно связаны с энергоэффективностью. Постановление необходимо согласовать с деятельностью Росстата.
• В закон необходимо ввести раздел о защите прав потребителей.
• Сроки установки приборов учета в жилищной сфере нужно скорректировать обязательно. Если этого не сделать, неустановка приборов учета станет дополнительным мотивом к неисполнению жилищного законодательства.
• Крайне необходимо дать разные формы энергопаспортов, отражающие специфику объектов обследований. Без этого заказчики не понимают что нужно от них, исполнители сидят без заказов.
• Очень важно обеспечить пропаганду энергосбережения. Это позволит компенсировать очевидные недостатки законодательства.
Байзаков Михаил Ефимович, председатель экспертного совета рабочей группы законодательных инициатив и поддержки предпринимательства
• В сообщении отмечена важность консолидации специалистов и экспертов, работающих на разных площадках (РСПП, Общественная Палата, ТПП и др.) для внесения предложений в Госдуму с целью доработки действующего законодательства в сфере энергоэффективности. Площадка предлагаемой рабочей группы при Грачеве И.Д. очень удобное для этого место.
• В ряде случаев необходимо вернуться к советскому опыту нормирования и управления ценами, который позволял снять диспропорции и учитывать возможности населения к реализации законодательства. Мнение потребителей сейчас не учитывается, но это не правильно.
Зазимко Вадим Николаевич - руководитель Экспертной группы по финансированию энергоэффективных проектов при Комитете по энергетической политике РСПП, директор Агентства инвестиционного консультирования.
• Есть проблема с определением стоимости энергоэффективносго оборудования. Считаю, что его стоимость должна определяться с учетом стоимости владения, т.е. эксплуатации. Это должно быть одним из показателей при государственных и муниципальных закупках.
• По части реализации энергосервисных контрактов в бюджетной сфере. Имеются сложности со статьей 223 бюджетной классификации. Требуются дополнительные инструкции от Минфина по применению этой статьи. Так же как по части разработки рекомендаций по многим другим вопросам, связанным с реализацией положений закона «Об энергосбережении …».
• В экспертной группе при РСПП собраны многие финансисты, которые могут помочь советам как быть в существующей ситуации. Приглашение к взаимодействию.
Либет Анатолий Анатольевич, руководитель рабочей группы Общественной Палаты России по энергообеспечению, энергосбережению и повышению энергоэффективности.
• За 2 года закона «Об энергосбережении ..» ни одна из целей, поставленных законом не достигнута. Лучше бы его оценивать исходя из директивной цифры 40% снижения, но данных нет. Поэтому определить направление дальнейшего развития очень сложно. Проведенный сайтом «Портал-Энерго.ru» опрос показал, что закон по пятибалльной шкале имеет оценку 2,23, сто даже на тройку с минусом не натягивает.
• О подзаконных актах. Правительство отчиталось о том, что все нормативные акты уже готовы. Но что на практике и каково качество? Только один аспект - это обучение. Обучение и энергоаудиторов, это обучение сети менеджеров и вообще тех людей, которые ставят задачи перед энергоаудитором, готовят технические задания. Там безграмотность, в этой сфере, беспредельная.
• Минэнерго отчиталось 148-м приказом, закрыло, что называется, это поручение. Приказ не прошел регистрацию в Минюсте и, более того, был впоследствии отменен. Замена этому документу нет никакого, и понимание, как это пойдет дальше, тематика непонятна. Спустя два года только провели обучение нескольких тысяч муниципальных служащих. Поэтому, когда мы говорим о том, что надо менять закон, я думаю, что нельзя упускать из поля зрения и подзаконные акты.
• Поэтому предлагаю рабочей группе, которая создана сейчас при Комитете по энергетике, взять вот под свой контроль и провести экспертизу подзаконных актов, в том числе и паспорта энергетического, пресловутого, который сейчас стал там как Библия 90 страниц. Потому что без вот детального анализа, просто изменением или как сейчас вот модное слово "перезагрузкой" этого закона дело изменить принципиально будет очень и очень сложно.
Коваль Сергей Петрович, директор сайта «Портал-Энерго.ru»
В течение полутора лет сайтом было проведено 7 интернет-конференций:
• по проблематике организации деятельности саморегулируемых организаций энергоаудиторов (количество участников 2500);
• по обучению специалистов, по организации энергосбережения (количество участников 3500);
• по разработке муниципальных и региональных программ энергосбережения (9800 участников);
• по учету энергоресурсов в жилищном фонде (28000 участников);
• по организации предоставления энергосервисных услуг (10500 участников);
• по организации энергосбережения в ЖКХ (56000 посетителей, из них около 21000 уникальных);
• по проблематике деятельности энергоаудиторов (около 12000 участников).
Проводимые сайтом интернет-конференции рассчитаны на самое широкое участие, бесплатны и преследуют две основные цели:
• создание в ходе конференции тематической подборки материалов по рассматриваемой проблематике, состоящей из статей и обзоров и ответов на поступающие от аудитории вопросы. К работе на конференциях приглашаются весьма квалифицированные и авторитетные эксперты. Со стороны организаторов конференций экспертам ставится задача давать рекомендации по разрешению возникающих проблемных ситуаций, о которых сообщают участники обсуждения проблем. По окончанию конференций все материалы сохраняются и свободно доступны для их использования.
• Мониторинг возникающих проблем и понимания требований законодательства в сфере рассматриваемой тематики. Поскольку вопросов возникает достаточно много, а ответов, содержащих рекомендации по разрешению существующих проблем, к сожалению, мало, результаты последних трех конференций (по энергосервису, проблемам энергосбережения в ЖКХ, энергоаудиту) разбирались в рабочей группе по энергосбережению Общественной Палаты России.
Необходимо отметить, что все поставленные задачи при проведении конференций удается достигнуть. Кроме одной – полноценных рекомендаций по преодолению возникающих проблем и созданию заинтересованности в результатах энергосбережения. Поскольку материалы конференций максимально доступны, их результатами пользуется огромное количество специалистов и актуальность накопленных конференциями материалов сохраняется минимум полгода. Отзывы о проводимой работе со стороны участников мероприятий весьма положительные.
Краткая информация по проведенным конференциям:
В целом на конференции поступило порядка 700 вопросов. Для обсуждения ставились неповторяющиеся вопросы, которые отражали отдельные проблемы, которые ставит жизнь. При проведении конференций эксперты старались дать ответы на все вопросы в виде рекомендаций. Если говорить формально, ответы были на большинство вопросов. Но фактически конкретные рекомендации к разрешению получали не более 20% поставленных проблем. Остальные вопросы получали ответы, суть которых сводилась к формуле «пока ясного ответа в действующем законодательстве нет, но мне кажется …». Если для бизнеса, который принимает решения сам, такой ответ еще может чем-то помочь, то для отношений в бюджетной сфере такие рекомендации или бесполезны, или опасны последствиями. То есть в 6 отмеченных сегментах отношений в сфере деятельности по повышению энергоэффективности по 550 фрагментам ситуация с толкованием законодательства неоднозначна. Но на сайте обсуждались далеко не все сферы организации энергосбережения.
Попытки привлечь к обсуждению проблем специалистов из министерств заканчивались практически безрезультатно. Справедливости ради необходимо отметить то, что в Минрегионе способствуют проведению конференций на сайте, помогают распространением информации о проводимых мероприятиях. За это большое спасибо. Но до рекомендаций по разрешению проблем ни в Минрегионе, ни в Минэнерго, ни в Минэкономразвития и других Федеральных ведомствах дело так и не дошло. Наверное, все таки нельзя проблемы организации энергосбережения решать на авось в рамках неотработанных и неопределенных понятий. Проведенный на нашем сайте опрос по оценке нормативно-правовой базы организации энергосбережения показал оценку качества конечного потребителя такого продукта, как законодательства. На двоечку с плюсом и не более! Так какого результата можно ожидать от исполнителей проектов и специалистов? Герои как всегда идут в обход этого же законодательства, реализуя проекты не без риска для себя. Остальные заняли выжидательную позицию. Данные опроса приведены на сайте вместе со всеми комментариями.
Сейчас нет смысла искать виноватых. Нужно дорабатывать законодательство до уровня понятного, несложного и выгодного для исполнения инструмента, активно адаптирующегося к изменяющимся условиям. Нужно внимательно и уважительно относиться к мнению специалистов, которые занимаются реализацией проектов повышения энергоэффективности, учитывать интересы всех сторон при принятии законодательных решений. За рубежом это так, и это приносит общеизвестные результаты.
Надеемся, что экспертный совет при председателе комитета по энергетике Госдумы станет центром притяжения для идей, которые с помощью привлеченных экспертов можно будет переплавить в действенное и эффективное законодательство в сфере энергосбережения. Сайт готов максимально способствовать этой деятельности обеспечивая удобную и оперативную обратную связь с конечными потребителями при формировании такого продукта, как законодательство. При этом, по нашему мнению, ориентация должна быть прежде всего на потребителя, поскольку бОльшая доля потенциала энергосбережения находится именно в сфере потребления, а не генерации. Какая доля? По утверждению доктора Вайдзеккера в США соотношение примерно 10% в генерации 90% у потребителя. В России пока до конца не понятно, но соотношения должны быть похожие.
Проект рекомендаций Круглого стола приведен в приложении к статье
Автор: Коваль Сергей Петрович