Европа импортирует около 60% всей потребляемой энергии и по некоторым прогнозам эта цифра может возрасти до 80% в течение ближайших 20 лет. Зависимость энергоснабжения европейских стран от внешних источников стала главной причиной развития европейского законодательства, направленного на стимулирование развития энергосберегающих технологий и процессов.Основным инструментом регулирования вопросов энергетической эффективности в ЕС являются Регламенты, Директивы и стандарты. Краткое описание структуры европейского законодательства в сфере энергоэффективности по разделам «Маркировка» и «Экодизайн» в статье экспертов ВНИИМАШа Г.И.Грозовского, В.А.Попова, Е.А.Поляковой

Энергоэффективность. Техническое регулирование. Часть1.  Европейское законодательство




Повышение энергоэффективности — это наилучший способ одновременного достижения целей по модернизации, в том числе в энергетическом секторе. Оно способствует росту экономики, рациональному использованию различных ресурсов и уменьшает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе выбросы парниковых газов.
В области энергосбережения наибольший опыт накоплен странами – членами Европейского союза. Европа импортирует около 60% всей потребляемой энергии и по некоторым прогнозам эта цифра может возрасти до 80% в течение ближайших 20 лет. Зависимость энергоснабжения европейских стран от внешних источников стала главной причиной развития европейского законодательства, направленного на стимулирование развития энергосберегающих технологий и процессов.

Международный опыт

• Крупнейшей организацией, формирующей мировую политику в области энергетической эффективности, является Международное энергетическое агентство (далее — МЭА). МЭА предложило ряд политических мер по энергетической эффективности участникам саммитов «Большой восьмерки» в 2006, 2007 и 2008 гг. Сводный комплекс рекомендаций этих саммитов, касающийся 25 сфер деятельности в семи приоритетных областях:
• межотраслевая деятельность;
• здания;
• бытовые приборы;
• освещение;
• транспорт;
• промышленность;
• системы электроснабжения
был обобщен МЭА в 2009 году в Рекомендациях «Политика энергоэффективности».

Рекомендации МЭА могут и должны быть основой для формирования политики энергетической эффективности в отдельных странах и регионах.

МЭА проявляет большой интерес к вопросам энергетической эффективности и в России. Результатом этого стало опубликование более 10 документов в области энергетики и энергосбережения, касающихся России. С целью проведения совместных координированных работ в области энергетики и энергетической эффективности в 2007 году между МЭА и Минпромэнерго России был подписан меморандум о взаимном сотрудничестве, а в 2009 году с Минэнерго России заявление, в котором приоритетным было выделено взаимодействие в решении следующих вопросов:
• энергетическая безопасность,
• энергетические технологии;
• экологически чистое использование топлива;
• энергетическая статистика;
• энергетическая эффективность и др.
Взаимодействие с МЭА, несомненно, создает благоприятные предпосылки использования международного опыта повышения экологической и энергетической эффективности в стране.
Следует отметить, что из всего мирового сообщества наиболее значительных достижений в области энергетической эффективности достиг Европейский союз (далее — ЕС), в том числе и на основе применения методов технического регулирования. Опыт в области энергетической эффективности ЕС представляет для России наибольший интерес. Это связано с тем, что у Российской Федерации с ЕС налажены тесные торговые отношения, а объем товарооборота с ЕС превышает объем товарооборота России с другими странами и регионамимира.
Основными видами нормативных правовых документов, используемых в ЕС, являются следующие:
• регламенты — являются полностью обязательными и прямо применяются во
всех государствах-членах;
• директивы — являются обязательными для государств-членов в части результатов, которые должны быть достигнуты, и подлежат отражению в национальной правовой базе;
• решения — являются обязательными только для тех субъектов, которым они адресованы;
• рекомендации и заключения — не имеют обязательного характера и являются декларативными документами;
• стандарты — применяются на добровольной основе, но ЕС применяются различные меры по стимулированию их применения.

Формирование политики энергоэффективности в ЕС началось в 1990-х годах с принятием ряда Зеленых книг в области энергетики. Вслед за Зелеными книгами были приняты Белые книги ЕС, содержащие конкретные предложения по изменению законодательства ЕС в области энергоэффективности.

В настоящее время в ЕС действует значительное количество Регламентов и Директив, направленных на реализацию положений, определенных Зелеными и Белыми книгами. В странах-участницах ЕС действуют нормативно-правовые акты, содержащие положения, способствующие выполнению требований Директив. Конкретные требования, нормы
и правила установлены в стандартах, применяемых на добровольной основе в целях
соответствия продукции и процессов законодательству ЕС.

Основным инструментом регулирования вопросов энергетической эффективности в ЕС являются Регламенты, Директивы и стандарты. В практике технического регулирования энергетической эффективности в ЕС применяются 2 основных метода:
• маркировка энергетической эффективности;
• установление требований по экодизайну продукции (экологически-ориентированное проектирование).

Общий порядок принятия нормативных актов ЕС в сфере технического регулирования


Исследование продукции
В ходе исследования изучаются данные рынка, технологический статус и другая важная информация. После окончания исследования, Комиссия разрабатывает Предложение (рабочий документ) на основании выводов и рекомендаций, сделанных в ходе исследования.

Консультативный форум и Предложение
Предложение (рабочий документ) Комиссии направляется экспертам и иным заинтересованным лицам государств_членов. Стороны встречаются в рамках Консультационного форума для обсуждения Предложения. По результатам обсуждения Консультационного форума и
исследования воздействия продукции на окружающую среду Комиссия разрабатывает проект Регламента (Директивы).

Проект Регламента (Директивы)
После разработки Комиссией проекта Регламента (Директивы) он передается в Регулятивный комитет, в который входит по одному представителю от каждого государства — члена ЕС.

Принятие Регулятивным комитетом
После принятия предложенного проекта Регламента (Директивы) большинством членов Регулятивного комитета документ направляется в Европарламент для изучения. Документ также представляется в ВТО для ознакомления.

Принятие Регламента (Директивы)
Следует процедура формального принятия Регламента (Директивы) Комиссией и опубликования его в Официальном Вестнике ЕС, после
чего Регламент (Директива) вступаетв силу.

Маркировка энергетической эффективности


В 1992 году в ЕС была принята Директива 92/75/ЕС, касающаяся маркировки и стандартной информации по потреблению энергии или других ресурсов бытовыми
приборами, установившая общие требования в отношении маркировки энергоэффективности данного оборудования. Модель маркировки, принятая в странах ЕС, предполагала информирование потребителей об экономичности продукции, ее эксплуатационных характеристиках и разделение однородных бытовых электрических приборов на 7 классов, начиная от самых энергозатратных (класс G) и заканчивая наиболее эффективными (класс А).

Заменившая с 18 июня 2010 года новая Директива № 2010/30/ЕС по маркировке этикеткой энергетической эффективности расширяет сферу регулирования на промышленные и торговые приборы и оборудование. Новая Директива охватывает продукцию, которая сама не потребляет энергию, но может оказать значительное прямое или косвенное воздействие на ее экономию (например, ограждающие конструкции зда_
ний и сооружений).
Вводятся и три новых класса энергоэффективности: А+, А++ и А+++. Если продукция имеет высший класс энергоэффективности (А+++), низшие классы (E — G) из этикетки для такого продукта исключаются. Во исполнение основной Директивы планируется принятие Директив, устанавливающих требования к маркировке этикеткой энергетической эффективности конкретных групп товаров, в том числе к изменению вида самой этикетки в части замены буквенных обозначений пиктограммами с целью ее унификации.
Например для холодильника:

Новая этикетка ЕС

В 2010 году принято 3 Директивы, устанавливающие новые виды этикеток:
— Директива 1060/2010 «Маркировка бытовых электрических холодильников,
морозильников и комбинированных холодильников_морозильников»;
— Директива 1061/2010 «Маркировка бытовых стиральных машин»;
— Директива 1059/2010 «Маркировка бытовых посудомоечных машин».

Также в 2010 году принята Директива, устанавливающая вид и содержание этикетки энергоэффективности для телевизоров. До вступления в силу настоящей Директивы для телевизоров были установлены только жесткие требования к характеристикам, влияющим на их энергетическую эффективность.
Проведенный анализ действующих и разрабатываемых Директив в области маркировки энергетической эффективности:

Структура директив ЕС

Повышение энергоэффективности зданий


О нормативном обеспечении и планах повышения энергоэффективности зданий можно ознакомиться в статье О планах повышения энергоэффективности зданий в Евросоюзе и России, опубликованной на сайте «Портал-Энерго.ru».


Экодизайн (Экологически ориентированное проектирование продукции)


Принятая в 2005 году Директива ЕС 2005/32, установила требования, касающиеся экологической конструкции энергопотребляющей продукции. В соответствии с ней производители такой продукции обязаны предпринимать меры для уменьшения потребления энергии и других негативных воздействий на окружающую
среду на всех стадиях жизненного цикла продукции. Этот подход получил название «экодизайн».

Экодизайн

В целях расширения сферы вышеуказанной директивы в 2009 году была принята Директива 2009/125/ЕС по экодизайну, предусматривающая включение в нее не только энергопотребляющей продукции, но и некоторых изделий, влияющих на энергопотребление (например,сантехники).
Для каждого этапа жизненного цикла продукции (определение сырья и материала, проектирование, производство, упаковка, транспортировка, реализация, установка, использование, обслуживание, утилизация) экологические аспекты должны
быть оценены по следующим параметрам, установленным Директивой:
• ожидаемый расход сырья, материалов, энергии и других ресурсов, например, таких как пресная вода;
• ожидаемые выбросы в атмосферу, воду или почву;
• загрязнения через физические факторы среды, такие как шум, вибрация, излучения, электромагнитные поля;
• возможность для повторного использования, рециркуляции и утилизации материалов и/или энергии.
При этом существующие требования к маркировке продукции этикеткой энергетической эффективности, а также добровольное нанесение экологической этикетки продолжает применяться наряду с требованиями, установленными Регламентами по экодизайну.

В соответствии с Директивой до октября 2011 года будет опубликован План, определяющий перечень приоритетных товаров, на которые будет распространяться действие Директивы. В этот перечень предполагается включить все товары, имеющие существенное влияние на окружающую среду и соответственно на энергоресурсосбережение.

В ЕС уже приняты Регламенты по экодизайну для 11 конкретных групп товаров, более 10 проектов находится в разработке.

Структура НПА ЕС экодизайн

Таким образом, в ЕС наблюдается тенденция к расширению номенклатуры продукции и оборудования, способных повлиять на сбережение энергии и ресурсов, а также на установление минимальных требований к энергетической и экологической эффективности продукции.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →