Ознакомившись со статьей А.П. Сидорова из г.Омска, направляем Вам для обсуждения профессиональным сообществом проект изменений в Федеральный Закон РФ №261-ФЗ от 23.11.2009г «Об энергосбережении…», подготовленный Некоммерческим партнерством «Региональный центр управления энергосбережением» совместно с Некоммерческим партнерством по содействию в области энергосбережения и энергоэффективности Сибири.
0. Предлагаем дополнить Статью 2 частью 13, 14 следующего содержания:
13. Энергетический паспорт – это документ, который отражает баланс потребления энергетических ресурсов, показатели эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности организации, потенциал энергосбережения, а также сведения об энергосберегающих проектах и мероприятиях.
14. Объект обследования – здание, строение, сооружение производственного или непроизводственного назначения, энергетическое оборудование, технологический процесс.
1. Считаем необходимым Статью 7 дополнить пунктом 9 следующего содержания:
«9) определение тарифов на электрическую и тепловую энергию с учетом экономически обоснованных затрат потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
2. Считаем необходимым Статью 9 дополнить пунктом N:
«N) Требований, обеспечивающих комбинированное производство тепловой и электрической энергии (когенерация), тригенерация и др.»
3. Если следовать действующей редакции части 1 статьи 13 261-ФЗ, то на сегодняшний день на территории Российской Федерации под учет электрической и тепловой энергии попадает лишь малая часть потребителей. Основные потребители энергоресурсов, которые попадают под учет, скрыты в сфере ЖКХ, в которой не каждая квартира имеет мощность потребления электрической энергии более чем пять киловатт и не каждый многоквартирный дом имеет максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет более чем две десятых гигакалории в час. Поэтому считаем необходимым ч.1 ст. 13 изложить в следующей редакции:
«1. Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года».
4. Основные потребители энергоресурсов, которые попадают под учет, скрыты в сфере ЖКХ, в которой не каждый многоквартирный дом имеет максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет более чем две десятых гигакалории в час. В отношении таких объектов следует, предусмотреть обеспечение групповых (на границе с централизованными системами) систем учета. Предлагаем статью 13 дополнить частью 13 следующего содержания:
«13. До 1 января 2012 года собственники объектов максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, которые объединены общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к системам централизованного теплоснабжения, обязаны обеспечить установку групповых (на границе с централизованными системами) приборов учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Порядок распределения расходов используемой тепловой энергии по показаниям группового прибора учета должен осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации».
5. Для усовершенствования учета тепловой энергии на объектах с установленным общедомовыми прибором учета тепловой энергии следует рассмотреть возможность применения индивидуальных приборов учета используемой тепловой энергии. Предлагаем статью 13 дополнить частью 14 следующего содержания:
«14. До 1 января 2015 года все собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки и согласии всех собственников. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии используемой тепловой энергии в срок определенный настоящим законом».
6. Для обеспечения доступности и простоты при сборе и использовании данных для программ в области энергосбережения предлагаем: Часть 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:
«2. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств – целевых средств, включаемых в структуру регулируемых тарифов (цен), и сроки проведения указанных мероприятий. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть в виде удельных комплексных величин, основанных на стандартизированных и статистических данных».
7. Для разработки качественной программы в области энергосбережения, необходимо разрабатывать и проводить анализ сводного топливно-энергетического баланса составленного на основании данных государственной статистической отчетности в ретроспективе за 5лет.
Предлагаем Часть 3 статьи 14 дополнить пунктом 4:
«4) анализ сводного топливно-энергетического баланса субъекта РФ, муниципального образования, составленного на основании данных государственной статистической отчетности в ретроспективе за 5лет».
Часть 3 статьи 14 дополнить пунктом 5:
«5) структуру потребления и потенциал энергосбережения в разрезе энергетических ресурсов и по секторам экономики (существующую, перспективную с учетом и без учета реализации программы)».
8. Необходимо четко определить уровень разработки муниципальных программ, т.к. в соответствии с требованиями действующей редакции разработка программ в области энергосбережения требуется от всех муниципальных образований, включая мелкие поселения. Предлагаем статью 14 дополнить частью 9:
«9. Муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны разрабатываться на уровне городских округов и муниципальных районов».
9. Законом не урегулирована следующая ситуация: В части здания (жилого дома) располагается поликлиника, библиотека или прочий объект бюджетной сферы. В здании расположены несколько собственников различных форм собственности, в том числе и муниципальной.
Предлагаем Статью 7 дополнить пунктом N:
«N) Установление порядка проведения и долевого участия в энергетическом обследовании зданий, строений, сооружений, которыми частично (на любом законном основании) владеют организации с участием государства или муниципального образования в сроки, установленные настоящим законом».
Часть 1 Статьи 15 изложить в следующей редакции:
«1. Энергетическое обследование может проводиться в отношении объекта обследования, продукции, юридического лица, индивидуального предпринимателя».
Часть 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:
Проведение энергетических обследований является обязательным для следующих лиц и объектов обследования:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
7) Здания, строения, сооружения, которыми полностью или частично (на любом законном основании) владеют организации с участием государства или муниципального образования.
Статью 16 дополнить частью 4:
«4. Источником финансирования энергетических обязательных обследований объектов бюджетной сферы являются средства федерального, областного и местных бюджетов в пределах сметных назначений организаций».
10. В целях получения объективных данных в ходе проведения энергетического обследования, считаем недопустимым проведение таких обследований организациями, осуществляющими продажу, поставку энергетических ресурсов на объектах которые имеют договорные отношения с ними, в части поставки энергоресурсов.
Предлагаем статью 16 дополнить частью 5:
«5. Организаций, осуществляющие продажу, поставку энергетических ресурсов не могут проводить энергетические обследования на объектах, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов на договорной основе».
Сами себя нельзя
11. В целях обеспечения наиболее качественных энергосервисных услуг, считаем необходимым Статью 19 дополнить частью 5:
«5. Энергосервисные организации вправе заключать договоры при соответствии следующим требованиям:
1) Энергосервисные организации должны быть официальным партнером фирм производителей используемого энергосберегающего оборудования.
2) Энергосервисные организации должны являться членами саморегулируемых организаций в области энергосервисных услуг».
12. Для обеспечения не дискриминационного доступа организаций к проведению энергетического обследования, а также осуществления иной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности считаем необходимым дополнить Главу 6 ст. 23 частью 7:
«7. Доступ к Государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также доступ к сопутствующим программным продуктам по сбору, проверке и передаче энергетических паспортов осуществляется на безвозмездной основе для всех организаций участвующих в проведении энергетического аудита».
13. Применение требования об обеспечении снижения в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента к различным объектам считаем не корректным, т.к.
Потенциал энергосбережения должен определяться на основании энергетического обследования, а сэкономленные средства необходимо оставить в распоряжении организации.
Предлагаем исключить часть 4, а части 1, 2 и 3 Статьи 24 изложить в следующей редакции:
«1. Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет с даты проведения обязательного энергетического обследования не менее чем на величину потенциала, определенного по результатам обязательного энергетического обследования.
2. Начиная с года проведения обязательного энергетического обследования, главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (оказание государственных и муниципальных услуг) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных бюджетными учреждениями в году предшествующему году проведения энергетического обследования каждого из указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, в течение пяти лет до даты проведения очередного обязательного энергетического обследования.
3. Экономия средств, достигнутая за счет снижения потребления бюджетными учреждениями указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций (оказания государственных и муниципальных услуг) соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).»
14. В целях стимуляции энергосбережения, считаем целесообразным осуществлять реализацию пилотных проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В целях поддержки малоимущих категорий потребителей предусмотреть предоставление субсидий.
Предлагаем статью 27 дополнить частями 5, 6:
«5. При ежегодном планировании бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и городских округов необходимо учесть статью затрат на реализацию пилотных проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах направлены на мотивацию установки групповых, общедомовых и индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах, демонстрацию возможности экономии денежных средств при установке приборов учета без проведения дорогостоящих ремонтных работ.
Субсидии предоставляются в соответствии с порядком отбора пилотных проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах и предоставления субсидий на реализацию данных пилотных проектов.
6. В целях поддержки отдельных категорий потребителей предусмотреть предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской федерации, муниципальных образований и городских округов на осуществление компенсационных выплат отдельным категориям граждан, связанных с установкой приборов учета энергетических ресурсов.
При этом под отдельной категорией граждан подразумеваются граждане, имеющие право на субсидии, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов, определенные законодательством субъектов Российской Федерации».
15. В целях стимуляции энергосбережения, считаем целесообразным осуществлять реализацию конкурсных отборов проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Предлагаем Главу 8 дополнить статьей N:
«Статья N. Конкурсный отбор проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
1. Федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации принимает решение о проведении Конкурсного отбора проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и размещает его не позднее 30 дней до дня окончания срока представления необходимого перечня документов, указанных в Правилах конкурса, на официальном интернет портале Федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в письменной форме доводит его до сведения органов исполнительной власти субъектов РФ.
2. Решение о проведении Конкурсного отбора включает в себя сроки и место представления документов, предусмотренных Правилами конкурса, объемы финансовых средств субсидии, а также плановые значения целевых показателей, которые необходимо достичь по итогам реализации проекта.
3. Правила конкурса разрабатываемые федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации должны устанавливать механизм отбора пилотных проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и механизм предоставления субсидий на реализацию пилотных проектов (далее - субсидии).
4. В Конкурсном отборе могут принимать участие проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Конкурсы могут проводиться между субъектами РФ, муниципальными образованиями, ресурсоснабжающими организациями, бюджетными учреждениями, многоквартирными домами и т.д.
5. За расходом выделенного объема субсидий производится контроль со стороны уполномоченного Федерального органа исполнительной власти Российской Федерации.»
16. В целях осуществления контроля, за расходом субсидий выделенных на реализацию проектов в области энергосбережении и повышения энергетической эффективности считаем необходимым Главу 9 дополнить статьей N:
«Статья N. Государственный контроль за расходом субсидий выделенных на реализацию проектов в области энергосбережении и повышения энергетической эффективности.
Государственный контроль за расходом субсидий выделенных на реализацию проектов в области энергосбережении и повышения энергетической эффективности проводиться в отношении организаций независимо от форм собственности, их руководителей, должностных лиц, а также физических лиц, которым выделены субсидии, осуществляется федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль), уполномоченными на осуществление такого государственного контроля, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации».
17. Считаем целесообразным ввести ответственность должностных лиц за несоблюдение условий и сроков финансирования проведения обязательных энергетических обследований в бюджетном секторе.
Предлагаем Часть 3 Статьи 37 дополнить пунктом 13:
«13. Несоблюдение условий и сроков финансирования проведения обязательных энергетических обследований в бюджетном секторе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц ответственных за формирование бюджета субъекта Российской Федерации, городского округа и муниципального района от десяти до пятнадцати тысяч рублей».
Дополнительно следует внести изменение в Налоговый кодекс РФ в раздел «Содержание себестоимости продукции» в части потребления энергоресурсов. В себестоимость продукции должны включаться затраты на ТЭР только по нормативам, как результата энергетического обследования. Остальное потребление всех видов энергии – за счет прибыли. Это даст значительное снижение доли энергетических ресурсов в ВВП.
Председатель Совета НП «СибЭЭ»,
Председатель Совета НП «РЦУЭС»,
Заслуженный энергетик РФ Яворский М.И.
Исполнительный директор НП «СибЭЭ»,
Заслуженный энергетик РФ Логинов В.М.