Реклама

Станок присадочный пневматический под шканты присадочный станок под шканты. . пошив скатертей на заказ цена

Главная / Аналитика / Объекты энергосбережения / Многоквартирные дома

Томск. В энергосбережении главное энергосберегающий образ жизни

После публикации статьи «Энергоэффективные многоквартирные дома в России. Первые эксперименты и первые результаты» http://portal-energo.ru/articles/details/id/696 сайт Портал-энерго. Ru получил развернутый отзыв на статью из Томска. Поскольку направленная информация может принести существенную пользу специалистам, планирующим мероприятия по энергосбережению, представляем текст письма и предложений наших уважаемых посетителей и авторов.

Томск. В  энергосбережении главное энергосберегающий образ жизни

Отзыв на статью «Энергоэффективные многоквартирные дома в России. Первые эксперименты и первые результаты»

Уважаемый Сергей Петрович!

Вы совершенно правильно ставите вопрос о целесообразности мероприятий по энергосбережению, об их эффективности. Однако они не имеют смысла до тех пор, пока не будет сформирован энергосберегающий образ жизни населения в стране.НП «РЦУЭС» в каждую свою программу, начиная с первой (которая быларазработана в 1996г.), будь то региональная или муниципальная программа, включал раздел о формировании энергосберегающего сознания населения.В порядке примера приводим раздел о формировании энергосберегающего образа жизнинаселения одного из муниципального образования Томской области.Если у кого-то есть по этому поводу вопросы, обращайтесь в НП «РЦУЭС» по электронному адресу: es@es.tomsk.ru

Заслуженный энергетик РФ Яворский М.И.
Эксперт НП «РЦУЭС» Петрова А.Ю.

Формирование энергосберегающего сознания населения АСИНОВСКОГО района

Законодательное и правовое обеспечение пропаганды энергосбережения

Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности имеет три аспекта:

- организационный;

- технический и технологический;

- гуманитарный.

Реализация основных положений Федерального и региональных законов об энергосбережении и формирование энергосберегающего образа жизни невозможны без гуманитарной составляющей, которая реализуется по средствам пропаганды энергосбережения. Это закреплено ФЗ №261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», где в главе 6 ст. 22 «Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:

1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;

2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пропаганда энергосбережения подразумевает под собой решение целого ряда взаимоувязанных задач. Прежде всего, это информационное обеспечение энергопотребителей и руководителей, ответственных за принятие решений о возможностях и выгодах экономии энергии, наличии и стоимости различных типов энергосберегающего оборудования, приборов и услуг по энергосбережению. При этом адаптированная информация должна быть адресована в разные сферы:

  • § учреждения администрации;
  • § учреждения здравоохранения, культуры и спорта;
  • § образовательные учреждения;
  • § управляющие компании;
  • § бытовые потребители.

Успешное развитие программы энергосбережения возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в ее реализации максимального числа потребителей энергоресурсов, а также руководителей.

Механизмы пропаганды энергосбережения

Пропаганда - (от лат. рropaganda - распространение) деятельность, направленная на распространение знаний и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей.

Пропаганда должна соответствовать следующим требованиям:

1. Быть направленной на конкретную целевую аудиторию;

2. Привлекать внимание этой аудитории и соответствовать ее интересам;

3. Преодолеть шум, исходящий от других сообщений, с помощью повторения;

4. Соответствовать представлениям целевой аудитории и избегать конфликтной информации;

5. Удовлетворять интересы и потребности данной целевой аудитории.

Для преодоления психологической защиты, которую выстраивает человек, сознательно пытаясь оградиться от пропаганды, необходимо создать определенное настроение с одновременной передачей пропагандистской информации. Одно из основных правил пропаганды гласит: в первую очередь нужно обращаться не к разуму, а к чувствам человека.

Эффективное информационное воздействие на среднестатистического человека осуществляется через значимых и знакомых ему авторитетных людей, которыми могут быть неформальные лидеры, политические деятели, деятели культуры, науки, спортсмены, и т.д. - для каждой категории населения находится свой авторитет. Неофициальные мнения и слухи для людей более значимы, чем официальные сообщения СМИ.

Люди выключают радио- или телепрограмму, если слышат информацию, противоречащую их точки зрения. Чтобы иметь успех, пропагандист должен уметь заставить слушать себя. Любая пропаганда должна быть комбинацией развлекательного, информационного и убеждающего компонентов.

Один из самых эффективных способов пропаганды - неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли. Для восприятия сообщения его длительность должна быть 4-10 секунд, остальная информация отбрасывается памятью.

Энергорасточительство в глазах общественности надо искусственно привязывать к чему-то такому, что воспринимается массовым сознанием как очень плохое, например, как отсутствие патриотизма, загрязнение общегородской среды обитания и т.д. И наоборот, энергосбережение связывать с чистым воздухом, социальной защищенностью и т.д.

Для участия аудитории в пропаганде необходимо создать «обратную связь» в различных формах: звонки в студию во время прямого эфира, выбор по телефону варианта ответа на поставленный вопрос, интерактивное голосование и др., что призвано создать у массовой аудитории иллюзию участия в информационном процессе.

Пропаганда энергосбережения для бюджетной сферы

Мероприятия, направленные на решение задач по снижению потребления энергоресурсов в бюджетной сфере, могут быть реализованы только в случае их качественной информационной поддержки. Лимитирование энергопотребления и стимулирование к энерго- и ресурсосбережению приведут к реальному снижению их потребления только в случае выполнения нескольких обязательных условий:

  • информационное обеспечение руководителей, ответственных за принятие стратегических и инвестиционных решений;
  • информации о наличии энергосберегающих технологий и возможности их применении в районе;
  • наличие плана мероприятий по энергосбережению и сроки их проведения;
  • наличие квалифицированного персонала в области энергосбережения.

Для обеспечения оперативного доступа к информации необходимо использовать (создать) городской сайт, где можно сосредоточить максимальную информацию по энергосбережению, о практических результатах энергосберегающих программ, проектах и мероприятий.

Для повышения эффективности пропаганды, необходимо ввести рейтинговую систему по результатам мониторинга энергопотребления в бюджетной сфере.

Понимая, что лица, ответственные за потребление ресурсов в организациях бюджетной сферы (директора школ, главные врачи и т.д.), имеют представление об энерго- и ресурсосбережении на бытовом уровне, для них необходимо организовать курсы повышения квалификации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

Для руководителей бюджетных учреждений рекомендуется разработать или использовать разработанные информационные бюллетени («Энергосбережение в здравоохранении», «Энергосбережение в образовании» и т.д.).

Пропаганда энергосбережения в образовательных учреждениях

Система образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должна решить ряд основных задач: распространение знаний по проблеме в широких массах, начиная с раннего детства; воспитание сознательного стремления и умения реализовывать энергосберегающие мероприятия; формирование энергосберегающего образа жизни за счет мотивации рационального энергоиспользования; и т.п.

Для формирования энергосберегающего сознания школьников необходимо вооружиться методической литературой: книги, пособия, энциклопедии, буклеты и т.д., позволяющее разработать темы уроков, классных часов, школьных проектов, темы рефератов, сочинений и др.

Рекомендуем разработать или использовать уже существующее пособие по энергосбережению для учителей, которое должно стать настольной книгой. Например, в НП «РЦУЭС» разработана «Азбука энергосбережения»,имеющая большой спрос в школах г.Томска.

В течение учебного года возможно проведение конкурсов стихов, сказок, сочинений, рисунков и т.д. на тему «Энерго- и ресурсосбережение». Созданные детьми работы желательно использовать для наглядной агитации и наружной рекламы, девизов (слоганов) к пропаганде энергосбережения, участия в межрегиональных конкурсах и т.д.

Для количественного предоставления пользы энергосбережения рекомендуется практиковать индивидуальные задания с получением конкретного значения (процента) от энергосберегающего мероприятия. Задание могут выдавать на неделю (кроткосрочные) или на лето (обстоятельные). Для успешного выполнения индивидуального задания у детей должен быть соответствующая теоретическая подготовка и некоторый практический опыт решения конкретной задачи,

Необходимо обеспечить справочную информацию: основные понятия об энергоресурсах и их использовании, интересные факты из истории энергопотребления, результаты творческих заданий школьников. Справочная информация может выдаваться индивидуально каждому школьнику (н.р., памятка основных определений) или размещаться в библиотеке.

Развлекательной формы пропаганды в данной сфере является проведение брейн-рингов, олимпиад, дискуссий, конкурсов рефератов или школьных проектов и т.д.

Детские творческие проекты и педагогические разработки в сфере энергосбережения – актуально и результативно в настоящее время. Привлекается внимание педагогов и детей к проблеме разумного и рационального использования энергетический ресурсов, а через детей влияние оказывается на членов их семьи.

Конференции по энергосбережению среди образовательных учреждениях – актуальное мероприятие в наше время, направленное на формирование энергосберегающего образа жизни. Возраст участников не органичен. Проекты могут создавать в паре с родителями.

В качестве примеров приведены страничка из детской разукрашки и агитационный плакат, представленные на конференции среди детей от 5-17 лет, созданные воспитанниками детского садика г. Томска.

Томск р.1

Пример странички из детской разукрашки по энергосбережению

Тоск р2

Пример агитационного плаката «Энергосбережение в быту»

Пропаганда энергосбережения в учреждениях здравоохранения, культуры, спорта

Для большинства учреждений здравоохранения, культуры и спорта в настоящее время существует основная проблема – оплата за потребленные энергетические ресурсы. В данных учреждениях пропаганда энергосбережения должна быть направлена на две группы: сотрудники и посетители.

Для посетителей наиболее эффектной будет наглядная агитация в виде плакатов, в которой должна передаться основная мысль: экономия энергетических ресурсов должна быть как дома, так и в общественных местах – свет, когда не нужен нужно выключать, краны закрывать, тепло сохранять и т.д. В качестве агитационных плакатов можно использовать детские рисунки.

Томск р3

Пример агитационного плаката

Для сотрудников рекомендуется оформить памятки по энергосбережению: не забудь выключить электрические приборы в конце рабочего дня; выключи свет, когда светло и т.д.

Учреждения здравоохранения, культуры и спорта также должны информировать посетителей о проведении (проведенных) энергосберегающих мероприятий, проектов, программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории учреждения.

Обучение и повышение квалификации

Обучение и подготовка специалистов в области энергосбережения, образовательные программы в сфере рационального использования топливно-энергетических ресурсов – важная часть любой программы энергосбережения. Проведение обучения руководящих и ответственных работников объектов энергообеспечения, жилищно-коммунальной сферы, строительного комплекса, работников бюджетной сферы и т.д. Т.е. необходима общенациональная образовательная программа для представителей местной администрации и органов местного самоуправления по осуществлению национальной энергосберегающей политики. Это позволит достичь следующих целей:

  • научить руководителей учреждений бюджетной и жилищной сферы использовать различные финансовые механизмы для реализации мероприятий по энергосбережению;
  • научить специалистов самостоятельно внедрять и разрабатывать мероприятия по энергосбережению.

Организации в области энергосбережения, энергетической и экологической эффективности должны быть сертифицированы в системе добровольной сертификации, включенных в единый реестр Ростехрегулирования с целью:

  • определения уровня готовности объектов сертификации работать в режиме повышенной энергетической эффективности;
  • определения качества производимых работ и услуг;
  • поиска новых форм взаимоотношений между потребителями и производителями ТЭР;
  • системного взаимодействиями с объектами сертификации.

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов в области энергосбережения, энергетической и экологической энергоэффективности должна проводиться квалифицированными специалистами. Возможно обучение на кратковременных курсах с получением свидетельства (удостоверения) или заочное обучение. Результат пропаганды энергосбережения зависит от количества грамотных специалистов в этом вопросе, поэтому обучение желательно проводить в ближайшие сроки.

Рекомендуется разработать и утвердить систему проверки знаний (аттестация) для госслужащих, руководящих и ответственных работников объектов энергообеспечения, жилищно-коммульной сферы, строительного комплекса и т.д. на знание ФЗ №261 от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Возможный вариант агитационных материалов

Предлагаем следующие слоганы:

«Энергосбережение – дело для всех - польза для каждого»

«Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!»

«Энергосбережение – новый подход к решению старых проблем»

«Занятие энергосбережением дает доход и власти уважение»

«Берегите электричество в любых количествах»

«И только тот достоин уважения, кто занимается энергосбережением»

«Выключить также легко, как и включить»

«Мы поем не песнь, а оду тем, кто экономит воду»

Предлагаем следующие рекламные щиты:

Томск р4

Энергосбережение – это не столько сбережение энергоресурсов, но и их рациональное использование. Необходимо донести до потребителей важность и необходимость рационального использования энергоресурсы как в быту, так и в учреждениях, показать все достоинства современных энергосберегающих технологий и мероприятий

По мировой статистике каждый вложенный рубль в энергосбережение и повышение энергетической эффективности дает от эффект от 2,5 до 4 рублей годовых. Это касается всех, от жителей до промышленности. Экономим и преумножаем местный бюджет!

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →