Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в странах СНГ

Запорожье. Планы реконструкции системы уличного освещения

Еще по теме: Города и населенные пункты

Не взирая на политические потрясения в Украине, не прекращается работа по планированию повышения энергоэффективности и поиску наиболее рациональных способов производства и потребления энергии. Это вполне естественно в условиях роста цен на природный газ. В Запорожье эта работа ведется весьма активно. Большое внимание уделяется созданию благоприятной инвестиционной среды для реализации планов повышения энергоэффективности. О планах реконструкции системы уличного освещения и возможности превращения заведомо убыточной для бюджета деятельности в прибыльную, в статье Василия Анатольевича Степаненко, директора энергосервисной компании "Экологические Системы" г. Запорожье.

Запорожье. Планы реконструкции системы уличного освещения

Муниципальный энергетический план Запорожья

Полная реконструкция системы уличного освещения

Предисловие

При разработке Муниципального энергетического плана Запорожья (далее МЭП) на период до 2025 года нашей компанией был выполнен анализ использования энергоресурсов для всех энергоёмких коммунальных предприятий, а также для бюджетной сферы и жилых зданий. Создание энергорынка в Украине привело к постоянному и долгосрочному росту цен на энергоресурсы, судя по прогнозам ведущих аналитических агентств в мире эта тенденция сохраняется на 2 следующих десятилетия. Доля энергозатрат в городских хозяйствах Украины постоянно растёт, опережая доходы городских бюджетов. Запорожье не стало исключением из этого правила - платежи города за природный газ и электроэнергию в 2012 году достигли миллиарда долларов.

Поэтому целью разработки МЭП Запорожья стало не только энергосбережение - снижение потребления энергоресурсов зданиями и коммунальными инфраструктурными системами, прежде всего потребления природного газа и электроэнергии. Качественно новой задачей МЭП стал поэтапный отказ города и горожан от услуг энергорынка и замещение природного газа и электроэнергии местными источниками топлива и энергии.

Проработки перспективных сценариев энергоснабжения города показывали на реальность такого подхода. Городу (население, водоканал, теплосеть, горэлектротранспорт, горсвет, бюджетная сфера) необходимо около 160 МВт электроэнергии. Только строительство коммунальной мусоросжигающей ТЭЦ по примеру города-побратима Запорожья - Магдебурга - позволяет заместить в балансе электрической мощности 100 МВт за счёт вечного городского топлива - мусора и отходов. Инвестиции города в возобновляемую энергетику позволяют в недалёком будущем полностью отказаться от растущих тарифов и услуг недешёвого энергорынка.

Качественно новой идеей при модернизации системы уличного освещения Запорожья стало одновременное (в одной инфраструктурной системе) снижение потребности в электроэнергии (за счёт массового перехода на современные светодиодные светильники) и производство электроэнергии солнечными станциями на крышах бюджетных зданий. В собственности города находятся более 1000 зданий, большинство из которых имеют плоские крыши, где выгодно разместить солнечные станции.

Опыт европейских городов показывает, что проекты энергоэффективного уличного освещения, в основу которых положено использование светодиодных светильников, позволяет сократить потребление электроэнергии в среднем на 50-80%. Внедрение таких проектов имеет высокую инвестиционную привлекательность и активно поддерживается международными финансовыми организациями.

Наибольший интерес представляет идея строительства горсветами собственных солнечных или ветроэлектростанций и продажи электроэнергии в дневное время. Разница в стоимости электроэнергии при работе по дневному и ночному тарифам позволяет не субсидировать из бюджета городов содержание систем уличного освещения, а получать доход от эксплуатации этих систем. Предприятие теперь не только покрывает все свои расходы, но и приносит городскому бюджету постоянный доход. Здесь города могут помогать энергорынку Украины разгружать энергосистему в дневное время и нагружать в ночное - и получать за это заслуженную компенсацию в виде платы энергорынка за реализацию функции регулятора.

Уличное освещение. Характеристика существующей системы

Система уличного освещения Запорожья является неотъемлемой частью городского хозяйства. По состоянию на 01.01.2013 в Запорожье насчитывается более 40 тыс. работающих и почти 2 тыс. неработающих уличных светильников. Подавляющее большинство светильников города оборудованы лампами старых типов, которые имеют высокий уровень потребления электроэнергии и сравнительно незначительный срок службы. Средний годовой объем потребления электроэнергии системой уличного освещения Запорожье составил в 2012 году более 13 млн кВт∙ч. На протяжении последних 5 лет расходы из бюджета города на уличное освещение выросли в 3 раза (что связано с ростом тарифов на электроэнергию) и в 2012 году составили 5,3 млн гривен.

Ниже, на рисунках 1 и 2 показана структура светоточек по количеству и типам ламп, а также по районам города.

рис 1 Освещение Рис 2 Запорожье

На рисунках 3 и 4 показаны диаграммы потребления электроэнергии системой уличного освещения Запорожья на годовом интервале и рост тарифов на электроэнергию за последние годы

Рис 3 Запорожье Рис 4 Освещение

Светоэнергетическая эффективность используемых ламп показана на рисунке 5. На рисунке 6 приведена круговая диаграмма, показывающая распределение типов ламп, используемых сегодня в системе уличного освещения Запорожья.

Рис 5 Освещение Рис 6 Освещение

Система уличного освещенияю Краткое описание инвестиционного проекта

В рамках Муниципального энергетического плана Запорожья предлагается проект модернизации системы уличного освещения Запорожья путем замены 42 000 существующих светильников на энергоэффективные светодиодные с модернизацией системы диспетчерского управления.

Дополнительно проектом предусматривается установка солнечных станций на отдельных наземных площадках и крышах бюджетных зданий суммарной мощностью 10 МВт с целью обеспечения электроснабжения уличных светильников Запорожья с использованием преимуществ «зеленого тарифа». Таким образом, коммунальное предприятие (КП) "Запорожгорсвет" начнёт эксплуатировать собственные солнечные электростанции, располагаемые, как на отдельно выделенных площадках, так и на крышах бюджетных зданий.

Предлагаемое решение преследует 2 цели:

  • сократить срок окупаемости проекта в 5 раз за счёт преимуществ "зелёного тарифа" на электроэнергию. Продавая электроэнергию в дневное время энергорынку по цене 4.5 гривны за 1 кВт.час, КП "Запорожгорсвет" будет платить за электроэнергию по "ночным тарифам" 0.4 гривны за 1 кВт.час.
  • получить, после окончания действия "зелёного тарифа" на электроэнергию, постоянный доход от разницы между "дневными" и "ночными" тарифами энергорынка. Продавая электроэнергию в дневное время энергорынку по цене 0.98 гривны, КП "Запорожгорсвет" платит энергорынку за электроэнергию по "ночным тарифам" 0.4 гривны (оценка соотношения тарифных ставок энергорынка на период 2013 года).

Предварительные расчёты показывают, что предлагаемая модернизация позволяет принципиально изменить финансовое состояние коммунального предприятия "Запорожгорсвет" - из дотационного, по отношению к городскому бюджету, оно становится доходным предприятием. Дополнительный источник дохода от продаж электроэнергии в дневное время по "зелёному тарифу" на энергорынок позволяет покрыть затраты, связанные с содержанием людей, автотехники и других эксплуатационных затрат, а также получить небольшой, но постоянный доход для городского бюджета.

В таблице ниже показана номенклатура и внешний вид светодиодных светильников компании Филипс для систем уличного освещения. Они позволяют получить простые и надёжные решения для оснащения улиц города на единой унифицированной основе.

Таблица . Замена существующих уличных светильников на типовый ряд

светильников компании Филипс

Тип лампы

Световой поток светильника с учетом КПД 70%

Количество

светильни-ков

Предлагаемая замена Philips

Световой поток светильника

1

ДНаТ-50

2590

550

BGP303 LED49/740 PSU I DM 42/60

4900

2

ДНаТ-70

4200

14264

BGP303 LED49/740 PSU I DM 42/61

4900

3

ДНаТ-100

6650

3197

BGP303 LED73/740 PSU I DM 42/60

7300

4

ДНаТ-150

10500

9496

BGP303 LED98/740 PSU I DM 42/60

9800

5

ДНаТ-250

19600

831

BGP303 LED122/740 PSU I DM 42/60

12200

6

ДНаТ-400

33600

398

BGP323 ECO241--2S/740 I DM FG AL SI

20155

7

ЛОН100

1050

1462

BGP303 LED49/740 PSU I DM 42/60

4900

8

ЛОН150

1512

66

BGP303 LED49/740 PSU I DM 42/60

4900

9

ЛОН200

2100

21

BGP303 LED49/740 PSU I DM 42/60

4900

10

ЛОН300

3395

198

BGP303 LED49/740 PSU I DM 42/60

4900

11

ДРЛ125

4130

615

BGP303 LED49/740 PSU I DM 42/60

4900

12

ДРЛ250

9450

7437

BGP303 LED98/740 PSU I DM 42/60

9800

13

ДРЛ400

16800

210

BGP303 LED122/740 PSU I DM 42/60

12200

14

МЛ250

3920

873

BGP303 LED49/740 PSU I DM 42/60

4900

15

КЛЛ21-40Вт

583

BGP303 LED49/740 PSU I DM 42/60

4900

Таблица . Внешний вид уличных светильников компании Филипс

Внешний вид

Наименование светильника

Уличные светильники серия ClearWay

Фонарь 1

BGP303 LED49/740 PSU I DM 42/60

BGP303 LED73/740 PSU I DM 42/60

BGP303 LED98/740 PSU I DM 42/60

BGP303 LED122/740 PSU I DM 42/60

Уличные светильники серия Selenium

BGP340 LED55S/640 PSU I DM FG 48/60

BGP340 LED74S/640 PSU I DM FG 48/60

Фонарь 2

BGP340 LED92S/640 PSU I DM FG 48/60

BGP340 LED110S/640 PSU I DM FG 48/60

BGP340 LED55S/640 PSR I DM FG DDF3 48/60

BGP340 LED74S/640 PSR I DM FG DDF3 48/60

BGP340 LED92S/640 PSR I DM FG DDF3 48/60

BGP340 LED110S/640 PSR I DM FG DDF3 48/6

Финансирование проекта и организация работ

Полная реконструкция системы уличного освещения такого города, как Запорожье, не разовая акция – такие проекты на 42 000 светоточек можно позволить себе один раз в 40-50 лет. Городу самому не потянуть таких капвложений и мы решили изменить муниципальную политику управления коммунальными активами – по примеру Германии привлечь банковское сообщество и частный бизнес в управление уличным освещением Запорожья. Ночью городу нужен свет, но платить за это должны не горожане – здесь частно-государственное партнёрство оказалось очень кстати. Построить бизнес на уличном освещении и принести бюджету города дополнительный доход – вот главная задача Муниципального энергетического плана и главная задача полной реконструкции системы уличного освещения Запорожья.

Мы предложили разделить функции модернизации и развития с функциями эксплуатации коммунальных активов. Для этого мы предложили по примеру Берлинского энергетического агентства создать Запорожское энергетическое агентство, которому делегировать функции модернизации и развития всех без исключения коммунальных активов города, включая здания. В состав учредителей агентства мы предложили войти крупному банку, а компании, производящей уличные светильники и солнечные станции предложили войти в управление новым предприятием, обеспечивающему эксплуатацию системы уличного освещения Запорожья.

Такая модель управления коммунальными активами не требует от муниципалитета привлечения крупных займов – эта функция ложится на частный капитал и банковское сообщество, которое прямо привлекается через Запорожское энергетическое агентство к управлению коммунальными активами и долгосрочному извлечению прибыли из привычных для них видов хозяйственной деятельности.

Создание таких схем, их обоснование и участие в их реализации – это и есть основная задача энергосервисных компаний.

Заключение

При разработке Муниципального энергетического плана Запорожья по канонам общеевропейского Плана 20-20-20 мы не ставили на передний план только замену лампочек. Нам нужно было получить современную систему уличного освещения крупного города на 40 следующих лет и комплексно решить три задачи:

  • обновить основные фонды коммунального предприятия, снизив энергопотребления, уменьшив выбросы парниковых газов, заменить традиционную энергетику нетрадиционной
  • уменьшить численность персонала и повысить надёжность и эффективность системы уличного освещения
  • создать новую схему получения дохода для городского бюджета вместо затрат

Сегодня Запорожье ищет партнёров – политических, финансовых и технических. Как оказалось, этому тоже нужно учиться. Здесь энергосервисная компания может стать вечным партнёром и помощником для города – его институтом, его разведкой, его лоббистом в банковском сообществе и в мире частного капитала.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →