В странах Евросоюза в качестве основного инструмента и индикатора энергосбережения и повышения энергоэффективности принято сокращение выбросов углекислого газа. Считается, что именно выбросы СО2 являются наиболее очевидным результатом деятельности по выработке энергии традиционным способом. Изменить сразу существующую технологию производства энергии не возможно. Потребление энергии предоставляет гораздо большие возможности для сокращения выбросов СО2. Постоянное сокращение потребления энергии и ресурсов при наращивании функциональных возможностей – устойчивое свойство технического прогресса. Но для современного общества слишком большая роскошь просто надеяться на то, что в результате технического прогресса проблемы сокращения потребления энергии будут решены сами собой. Поэтому в Евросоюзе была принята директива 20-20-20, призывающая и обязывающая страны ЕС к 20% повышении. энергоэффективности, 20% сокращению выбросов СО2 к 2020 году.
Для реализации этой директивы в рамках Еврокомиссии была организована общественная инициатива по поддержке реализации плана ЕС 20-20-20, получившая название Соглашение Мэров. В настоящее время к Соглашению присоединились 5886 городов и населенных пунктов из стран ЕС, и не только стран ЕС. В сфере деятельности Соглашения Мэров около 190 миллионов человек.
С 2010 г. к инициативе «Соглашение Мэров» присоединились шесть стран – участников Восточного партнерства (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Республика Молдова и Украина), и пять стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). Для стран Восточного партнерства и Центральной Азии был введен ряд нововведении, чтобы облегчить их участие в инициативе Соглашения Мэров и способствовать разработке ПДУЭР. Одним из них является возможность установить целевой показатель по сокращению выбросов к 2020 году не только на основе показателей выбросов базового года, но и на основе прогнозов выбросов.
Представляем Вашему вниманию руководство КАК РАЗРАБОТАТЬ «ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО УСТОЙЧИВОМУ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ» (ПДУЭР) В ГОРОДАХ ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
План действий по устойчивому энергетическому развитию (ПДУЭР) является основным документом, в котором участники Соглашения указывают, каким образом намерены выполнить обязательства по снижению выбросов CO2 к 2020 году. В ПДУЭР так же используются результаты базового кадастра выбросов, которые необходимы для определения приоритетов и мер, направленных на снижение CO2 выбросов. План действий должен определить долгосрочную стратегию и запланированные мероприятия для достижения цели по снижению выбросов. Подписанты Соглашения берут на себя обязательство подготовить свои ПДУЭР в течение года после присоединения к Соглашению.
ПДУЭР следует рассматривать в качестве документа, который в будущем можно модифицировать при изменении обстоятельств. Например, в зависимости от результатов внедряемых ПДУЭР мероприятий и проектов, может оказаться необходимым пересмотреть разработанный ПДУЭР.
Как правило, новые проекты муниципалитета направленные на его развитие имеют большие или меньшие возможности для снижения выбросов (пусть и не такие явные). Это значит, что рассматривая любые связанные с развитием территории вопросы, нужно обязательно учитывать проблемы энергоэффективности и уменьшения выбросов, даже если ПДУЭР еще не закончен и не утвержден.
Соглашение Мэров касается действий на местном уровне, на которые распространяется компетенция местных властей. В ПДУЭР должны быть включены мероприятия, направленные на уменьшение выбросов CO2 и энергопотребления конечных пользователей. Предусмотренные Соглашением обязательства полностью охватывают находящуюся под юрисдикцией местной власти (поселка, города, региона) географическую территорию. Поэтому в ПДУЭР необходимо включить меры, как для общественного, так и для частного секторов. При этом подразумевается, что местные власти будут проявлять инициативу и первыми принимать меры по оснащению энергосберегающим оборудованием своих собственных зданий и учреждений, муниципального транспорта и т.п. Местные власти вправе самостоятельно выбрать критерий общего снижения выбросов CO2: «абсолютное снижение», «снижение на душу населения» или исходя из прогнозов выбросов на основе сценария «обычного развития» .
ПДУЭР должен содержать комплекс мер, охватывающих ключевые секторы деятельности: не только здания и сооружения, находящиеся под управлением местной администрации, но и основные секторы деятельности на относящейся к ней территории: жилой сектор, здания третьих лиц, общественный и частный транспорт, промышленность (по возможности) и т.п. ПДУЭР может включить проекты, связанные с местными источниками электроэнергии (ТЭЦ, развитие производства местной электроэнергии, солнечной и ветровой электроэнергии) и централизованного производство тепла или холода. Кроме того, ПДУЭР должен охватывать области, в которых местные органы власти в состоянии повлиять на долгосрочное энергопотребление (например, земельное планирование), стимулировать рынки энергоэффективной продукции и услуг (бюджетные закупки) и стимулировать новые модели энергопотребления (работая с заинтересованными сторонами и гражданами)
Промышленный сектор, напротив, не является основной целью Соглашения Мэров, поэтому муниципальные власти вправе сами решать, предусмотреть ли в своих планах действия в этом секторе или нет. В любом случае, в план не следует включать предприятия, подпадающие под действие СТВ (система торговли выбросами ПГ), если только они не были включены в муниципальные планы ранее.
Инициатива Соглашения Мэров намечена до 2020 года. Поэтому ПДУЭР должен содержать подробное описание стратегических мероприятий, которые муниципальные власти предполагают осуществить для реализации целей на 2020 год. ПДУЭР может охватывать более долгий период, но и в этом случае в нем должны быть выделены промежуточные показатели и цели на 2020 год.
Поскольку подробное планирование действий и расходов на такой большой промежуток времени не всегда возможно, муниципальные власти могут провести различие между:
- перспективными целями, намеченными до 2020 года, включая свои обязательства в таких областях как планирование использования земельных ресурсов, транспорт и средства передвижения, бюджетные закупки, стандартные требования для вновь вводимых / ремонтируемых зданий и т.п.
- подробным описанием, переводящим стратегию и цели в конкретные действия.
И то и другое должно быть интегральной частью ПДУЭР.
В первую очередь могут быть осуществлены меры, направленные на модернизацию собственных зданий и оборудования местной администрации, поскольку это будет эффективным примером и мотивацией для других участников проекта.
Более подробно с Руководством можно ознакомиться в приложении к данной заметке.
Содержание Руководства
ЧАСТЬ I: ПДУЭР - ПОШАГОВЫЙ ПРОЦЕСС СНИЖЕНИЯ ОБЪЕМА ВЫБРОСОВ НА 20% К 2020 ГОДУ
ГЛАВА 1. ПДУЭР – ДЕСЯТЬ КЛЮЧЕВЫХ ПРИНЦИПОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПДУЭР ........................................................................................................................ 10
1.1 Что такое ПДУЭР? .............................................................................................................................. 10
1.2 Назначение ПДУЭР ............................................................................................................................. 10
1.3 Временной интервал ......................................................................................................................... 11
1.4 Процесс подготовки ПДУЭР ............................................................................................................. 11
1.5 Человеческие и финансовые ресурсы .......................................................................................... 13
1.6 Шаблон и процедура подачи ПДУЭР .............................................................................................. 13
1.7 Рекомендуемая структура ПДУЭР .................................................................................................. 14
1.8 Уровень детализации ........................................................................................................................ 15
1.9 элементы успешного ПДУЭР ............................................................................................................ 15
1.10 Десять ключевых принципов, которые необходимо учитывать при составлении ПДУЭР 16
ГЛАВА 2: АДАПТАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СТРУКТУР .................................................................... 20
2.1 Как адаптировать административную структуру ......................................................................... 20
2.2 Примеры городов подписавших Соглашение .............................................................................. 21
2.3 Внешняя поддержка для местных органов ................................................................................... 23
ГЛАВА 3: ПРИВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН.......... 25
3.1 Кто такие основные партнеры и участники? ............................................................................... 25
3.2 Как привлекать к участию партнеров ............................................................................................. 28
3.3 Обмен информацией ......................................................................................................................... 29
ГЛАВА 4: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ПО ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЮ И ИСТОЧНИКАМ ВЫБРОСОВ: ГДЕ МЫ НАХОДИМСЯ? .............................................................................. 31
4.1 Анализ действующих нормативов .................................................................................................. 31
4.2 Базовый обзор и базовый кадастр выбросов .............................................................................. 31
4.3 Анализ сильных, слабых сторон, возможностей и рисков ........................................................ 34
ГЛАВА 5: ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО СНИЖЕНИЮ К 2020 ГОДУ ВЫБРОСОВ CO2: НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ НА 20% .................................................................................................................................................................. 35
ГЛАВА 6: РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ И ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА .................. 38
6.1 Цель: в будущее с рациональным использованием энергии .................................................... 38
6.2 Постановка задач и целей ................................................................................................................ 39
6.3 Примеры показателей SMART ......................................................................................................... 39
ГЛАВА 7. РАЗРАБОТКА ПДУЭР И МЕРОПРИЯТИИ ДЛЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ...................... 41
7.1 МЕРОПРИЯТИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ СЕКТОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ......................................................... 41
7.2 ВЫБОР КЛЮЧЕВЫХ СЕКТОРОВ И МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПДУЭР .......................... 43
7.3 СТРАТЕГИИ И МЕРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ В ПДУЭР ............................................... 44
7.3.1 Строительный сектор ..................................................................................................................... 45
7.3.2 Транспорт ......................................................................................................................................... 51
7.3.3 Централизованное теплоснабжение и производство энергии, включая возобновляемые источники .................................................................................................................................................. 59
7.3.4 Бюджетные закупки ........................................................................................................................ 65
7.3.5 Планирование городов и землепользование ............................................................................ 69
7.3.6 Интеграция систем управления энергоресурсами на основе ISO 50001:2011 ..................... 73
7.3.7 Информационные и коммуникационные технологии .............................................................. 78
ГЛАВА 8. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ЭНЕРГЕТИКИ .................................................................................................................................................. 79
8.1 Введение.............................................................................................................................................. 79
8.2 Исходные замечания ......................................................................................................................... 79
8.3 Создание экономически обоснованных проектов ....................................................................... 80
8.4 Финансовая поддержка .................................................................................................................... 80
8.4.1 Финансирование международными финансовыми структурами .......................................... 80
8.4.1.1 Фонды и программы ЕС .............................................................................................................. 80
8.4.2 Финансовые механизмы - возобновляемые фонды, схемы финансирования с привлечением третьей стороны, ЭСКО, ВОМИ, государственно-частные партнерства (ГЧП). . 82
8.4.2.1 Возобновляемые фонды ............................................................................................................ 82
8.4.2.2 схемы финансирования с привлечением третьей стороны ................................................ 82
8.4.2.3 Лизинг ............................................................................................................................................. 82
8.4.2.4 Энергосервисные компании ...................................................................................................... 82
8.4.2.7 Государственно-частные партнерства .................................................................................... 83
ГЛАВА 9: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: ПДУЭР ДОКУМЕНТ ДОЛЖЕН УТВЕРДИТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ .......................................................................................................................... 85
ГЛАВА 10. ПОДАЧА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПДУЭР ............................................................................................ 87
10.1 Подача ПДУЭР ................................................................................................................................... 87
10.2 Реализация ПДУЭР ........................................................................................................................... 87
ГЛАВА 11. МОНИТОРИНГ И ОТЧЕТНОСТЬ ................................................................................................ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ I: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БАЗОВОГО ОБЗОРА ................................................................. 93
ПРИЛОЖЕНИЕ II: ПРЕИМУЩЕСТВА И ВЫГОДА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПДУЭР .......................................... 96
ПРИЛОЖЕНИЕ III: ПРИМЕРЫ МЕРОПРИЯТИЙ В СЕКТОРАХ СОГЛАШЕНИЯ МЭРОВ ........................ 97