Дорога домой и мысли о прошлом и будущем
В качестве предисловия
План электрификации РСФСР», который в дальнейшем стал известен как «План ГОЭЛРО» – это объемистый том, насчитывающий свыше шестисот страниц, а также карта электрификации России. Простой перечень названий шести глав плана свидетельствует о многочисленности и сложности рассмотренных проблем:
- Электрификация и план государственного хозяйства.
- Электрификация и топливоснабжение.
- Электрификация и водная энергия.
- Электрификация и сельское хозяйство.
- Электрификация и транспорт.
- Электрификация и промышленность.
В 1920 году Россию посетил английский писатель Герберт Уэллс. По возвращении на родину он выпустил книгу «Россия во мгле», в которой, в частности, писал: «Россия, занимающая одно из последних мест в мире по выработке электроэнергии, впала в утопию. Осуществить столь дерзновенный проект в стране, покрытой лесами, населенной неграмотными крестьянами, можно только с помощью сверхфантазии».
--------------------------------------------------------------
Репортаж из Германии – так называлась статья о поездке украинской делегации в гости к немецким городам, начавшим путь к экономике замкнутых циклов – новой модели экономического развития городов на пути зелёной модернизации. Множество новых идей для городов Украины мы увозили с собой из Германии. Я решил рассказать об этой поездке обстоятельно (http://portal-energo.ru/articles/details/id/815).
Вторая часть репортажа задумывалась, как итог размышлений за десять последних лет и планах на будущее. Будущее всегда туманно, но мы сами должны определять, каким ему быть. Нам в наследство наши отцы и деды оставили светлые и тёплые города. В каких городах будут жить наши дети и внуки, что мы оставим им в наследство в 21 веке?
Куда идти, куда вести города? Какими должны стать городские здания, какими должны стать экономики городов? Как совершить переход от настоящего к будущему, как убедить наше сообщество начать движение в верном направлении?
Один факт меня поразил – горизонты планирования немецких городов составляют 20 лет. Проекты и программы модернизации базовых коммунальных инфраструктур, включая здания, отражают именно эти горизонты. Мы, за последние 20 лет, потеряли большое планирование, которым гордились при СССР. С 90-х лет планы наших городов постепенно измельчали, развитие сменилось выживанием, резко ускорились процессы старения городов и зданий в Украине. Хорошо отражают эту картину старения городские дороги – латки на центральных улицах, колдобины на улицах второстепенных и многолетние ямы на асфальте дорог и дорожек внутри жилых кварталов..
Второй факт – города Германии движутся в историю не сами – их уверенно ведёт в будущее правительство страны. Развитие всех инфраструктурных муниципальных систем, включая здания, имеет чёткие ориентиры для каждого города – это результат действия многочисленных национальных и федеральных проектов и программ, результат совершенствования законодательной и нормативной базы, которыми постоянно занимается правительство Германии. Города идут в будущее самостоятельно, но по протоптанным дорожкам к ясно видимым целям. В нашей стране всё не так – профильные министерства с их постоянно меняющимися и безответными министрами давно перестали играть ведущую роль в развитии украинских городов.
О реформе ЖКХ в нашей стране говорят уже 20 лет. Но настоящая, по европейски, реформа ЖКХ произошла только в особняках олигархов, министров, депутатов и других, демократически избранных членов общества. Как же совершить эту реформу для всех?
Дорога домой
Мы летим из Франкфурта на Киев. Позади остались встречи и споры, впереди Украина и наши дома. Постоянно вспоминаются аккуратные немецкие дома, чистые улицы и колонки цифр многочисленных презентаций. Германия уходит, даже убегает вперёд в будущее, а наша страна стоит на месте, оставаясь в 90-х годах прошлого столетия. Этот разрыв ещё не достиг критических отметок, но они близки.
В салоне самолёта шумно, поездка близится к концу и наша делегация расслабилась. Но разговоры постоянно сворачивают на темы нашего визита и увиденное за эту неделю. Что же нам запомнилось в Германии?
В городах и землях Германии в начале века появились новые операторы развития – энергетические агентства. Главная цель поездки – это демонстрация результатов деятельности муниципальных и региональных энергетических агентств. Планирование и исполнение планов энергетического развития стало основной миссией этих агентств – в Украине такие операторы пока отсутствуют.
Демонстрация принципиально новой модели экономики городов, основанной на замкнутых циклах и зелёном развитии, тоже получилась и нашла большой отклик у участников поездки. Я впервые увидел в действии действующие модели энергетической независимости и экологического равновесия городов и поселений. Было важно увидеть, что можно освобождаться от дорожающего энергорынка и энергозатратной промышленности, вытесняя их за пределы поселений. Этих примеров ещё немного, но большинство городов Германии уже двинулось по этому пути и это главный пример для Украины. Германия здесь заменяет нам наше правительство, протаптывая эти тропинки уверенности в правильном пути и для украинских городов.
Отсутствие финансовых ресурсов для проектов развития – застарелая болезнь украинских городов. Организаторы поездки блестяще продемонстрировали нам, что эта болезнь излечима. И маленькие посёлки, и большие города имеют равные шансы на привлечение средств инвесторов для модернизации зданий и муниципальной энергетики. Растущие тарифы на газ и электроэнергию в Украине уже позволяют привлечь европейские кредиты в украинские города. Нужно, по примеру Германии, создать гарантии возврата инвестиций, допустив инвесторов к прямому и долгосрочному управлению коммунальными активами городов. Запорожье решило пойти по этому пути и уже сегодня, два месяца спустя после возвращения из Германии, мы с немецкими инвесторами подписали договор о первом проекте Муниципального энергетического плана на 23 миллиона евро.
Запорожье – от импорта энергии к её экспорту
Основные внешние платежи города за энергоносители – это платежи за электроэнергию, природный газ и моторное топливо (бензин и дизельное топливо). Город платит ежегодно более миллиарда долларов за энергоносители и эти платежи с каждым годом растут. Мы прикованы цепями существующей энергетической инфраструктуры, энергозатратного жилищно-коммунального хозяйства и промышленности к вечной бедности и энергетическому рабству. Дорогой платой за эту сверхиндустриализацию являются и экологические проблемы Запорожья.
Эта ситуация стала привычной, уже 3 поколения жителей Запорожья несут этот индустриальный крест. Мы поневоле становимся рабами новых, энергетических господ в 21 веке. Есть ли выход и где он?
Германия показывает пример – выход есть. 20-летние планы германских городов внешне просты:
- Реконструировать городские здания до стандартов “пассивхаус” и “зеро”, снизить потребность городов в энергии в 5 раз от уровней, существующих сегодня.
- Заместить импортируемое углеводородное топливо и энергию от энергорынка местным топливом и энергией от возобновляемых источников – постепенно и неотвратимо.
- Развернуть финансовые потоки от оплаты за энергоносители на модернизацию и обновление городских зданий и коммунальных инфраструктур.
Реализация таких, “простых” планов приводит к полному обновлению зданий и коммунальной энергетики городов – по стандартам 21 века. Запорожье взяло курс именно на такую долгосрочную политику. Наш Муниципальный энергетический план решает задачу полного обновления многоэтажных зданий и зданий бюджетной сферы города по стандарту “пассивхаус”.
Деньги Запорожья должны оставаться в Запорожье
По примеру германских городов Запорожье планирует разворот существующих финансовых потоков – от платежей в энергорынок за энергоносители к энергетической модернизации зданий и строительству муниципальных электростанций на местном топливе и энергии. Речь идёт о финансовых потоках в сотни миллионов евро ежегодно и этот поворот уже начался. Он не будет быстрым, реализация проектов займёт около 20 лет, но в результате город станет другим. Новым поколениям мы должны оставить совсем другой, помолодевший город, отвечающий стандартам жизни для 21 века.
Мы снизим потребность в природном газе в системе теплоснабжения города на 80%. Уличное освещение и электроснабжение зданий бюджетной сферы будет осуществляться от солнечных электростанций. Электроэнергия для населения будет производиться на мусоросжигающей ТЭЦ от вечного топлива городов – мусора и отходов.
Трудной, но решаемой задачей является перевод городского транспорта с нефтепродуктов на электрическую энергию от солнца – с 2020 года цена электроэнергии от солнечных станций становится ниже цен энергорынка. Уход от природного газа и от электроэнергии с энергорынка позволяет городу развернуть финансовые потоки в оплате энергоресурсов в обратном направлении - на свою модернизацию.
Запорожье – зелёный город
Сегодня этот лозунг кажется фантастическим, ещё более фантастическим, чем полная реконструкция всех зданий и коммунальной энергетики нашего города. Шлейфы пыли и дыма от глубоко постаревшей промплощадки Запорожья тянутся на сотни километров, отравляя воздух не только для горожан, но и для всего юга Украины. Цена индустриализации для нашего города была и остаётся непомерно высокой – мы платим за неё своим здоровьем и здоровьем наших детей и внуков. Но в современном мире эта старая, грязная и энергоёмкая индустрия теряет не только здравый смысл, но и экономическую эффективность. Заводы с технологиями 30-х годов постепенно изживают себя. Прогресс технологий и рост цен на энергоносители в течение ближайших 15 лет закроют нашу промплощадку полностью – у этих заводов уже нет будущего. На смену им должна родиться новая, зелёная индустрия 21 века и она рождается сегодня.
Зелёный город, зелёные здания, зелёная энергетика, зелёная индустрия – это наша цель и в этом будущее нового Запорожья - города, который нам ещё предстоит построить. Города с экономикой замкнутого цикла, города с чистой индустрией, города со здоровой экологией, города светлых улиц и тёплых зданий.
Для многих городов Украины в 21 веке зелёная трансформация станет основной задачей. В 6-м технологическом общемировом укладе на период с 2020 по 2050 г. центром изменений станут именно города.
Нам важно не отстать в этом глобальном процессе, а энергетическое и климатическое планирование должно стать основным инструментом развития городов Украины. Запорожье сегодня, после создания энергетического плана и вступления в Соглашение мэров, готовится принять климатический план (План устойчивого энергетического развития). Этот план содержит обязательства города по постепенному снижению выбросов углекислого газа на период до 2030 года. Климатический план – это, по сути, проекция энергетических планов города, расчёт последствий их реализации в изменениях климатического баланса во всех коммунальных системах и в секторе зданий и транспорта.
Заключение
Поездка в Германию маленькой запорожской делегации летом 2014 года имела большие последствия. Она завершила период выбора политического партнёра для развития Запорожья и таким партнёром для нас стала Германия. Вчера, 10 октября, в Берлине, на приёме в посольстве Украины в Германии мэр Запорожья Александр Син выступил с программным пулом проектов Муниципального энергетического плана, который город предложил в состав Пилотной программы правительства Германии для Украины. Впервые в нашей стране предложен комплексный проект глубокой термомодернизации трёх крупных жилых массивов 214 девятиэтажных зданий вместе с модернизацией системы централизованного теплоснабжения.
Одновременно, мэром Запорожья предложена новая финансовая схема этой модернизации, которая поворачивает денежные потоки в бюджете государства - от оплаты НАК Нафтогазу импорта природного газа на оплату проектов модернизации зданий и систем теплоснабжении, которая сделает импорт газа ненужным.
Певая часть репортажа - по ссылке.