Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Общесистемные вопросы

Энергетическое будущее в Германии – пример для Запорожья. Часть 2

В Украине все трудно и не понятно. Война, проблемы с газом и населением, грозящий экономический коллапс. Общеизвестно, что кризисы стимулируют прогресс. Не смотря на неразбериху, украинские специалисты анализируют возможности построения более рациональной системы энергопользования. Публикуем обещанное продолжение путевых заметок, которые подготовил Василий Степаненко, директор энергосервисной компании “Экологические Системы”, после визита в Германию.

Энергетическое будущее в Германии – пример для Запорожья. Часть 2

Дорога домой и мысли о прошлом и будущем

В качестве предисловия

План электрификации РСФСР», который в дальнейшем стал известен как «План ГОЭЛРО» – это объемистый том, насчитывающий свыше шестисот страниц, а также карта электрификации России. Простой перечень названий шести глав плана свидетельствует о многочисленности и сложности рассмотренных проблем:

  1. Электрификация и план государственного хозяйства.
  2. Электрификация и топливоснабжение.
  3. Электрификация и водная энергия.
  4. Электрификация и сельское хозяйство.
  5. Электрификация и транспорт.
  6. Электрификация и промышленность.

В 1920 году Россию посетил английский писатель Герберт Уэллс. По возвращении на родину он выпустил книгу «Россия во мгле», в которой, в частности, писал: «Россия, занимающая одно из последних мест в мире по выработке электроэнергии, впала в утопию. Осуществить столь дерзновенный проект в стране, покрытой лесами, населенной неграмотными крестьянами, можно только с помощью сверхфантазии».

--------------------------------------------------------------

Репортаж из Германии – так называлась статья о поездке украинской делегации в гости к немецким городам, начавшим путь к экономике замкнутых циклов – новой модели экономического развития городов на пути зелёной модернизации. Множество новых идей для городов Украины мы увозили с собой из Германии. Я решил рассказать об этой поездке обстоятельно (http://portal-energo.ru/articles/details/id/815).

Вторая часть репортажа задумывалась, как итог размышлений за десять последних лет и планах на будущее. Будущее всегда туманно, но мы сами должны определять, каким ему быть. Нам в наследство наши отцы и деды оставили светлые и тёплые города. В каких городах будут жить наши дети и внуки, что мы оставим им в наследство в 21 веке?

Куда идти, куда вести города? Какими должны стать городские здания, какими должны стать экономики городов? Как совершить переход от настоящего к будущему, как убедить наше сообщество начать движение в верном направлении?

Один факт меня поразил – горизонты планирования немецких городов составляют 20 лет. Проекты и программы модернизации базовых коммунальных инфраструктур, включая здания, отражают именно эти горизонты. Мы, за последние 20 лет, потеряли большое планирование, которым гордились при СССР. С 90-х лет планы наших городов постепенно измельчали, развитие сменилось выживанием, резко ускорились процессы старения городов и зданий в Украине. Хорошо отражают эту картину старения городские дороги – латки на центральных улицах, колдобины на улицах второстепенных и многолетние ямы на асфальте дорог и дорожек внутри жилых кварталов..

Второй факт – города Германии движутся в историю не сами – их уверенно ведёт в будущее правительство страны. Развитие всех инфраструктурных муниципальных систем, включая здания, имеет чёткие ориентиры для каждого города – это результат действия многочисленных национальных и федеральных проектов и программ, результат совершенствования законодательной и нормативной базы, которыми постоянно занимается правительство Германии. Города идут в будущее самостоятельно, но по протоптанным дорожкам к ясно видимым целям. В нашей стране всё не так – профильные министерства с их постоянно меняющимися и безответными министрами давно перестали играть ведущую роль в развитии украинских городов.

О реформе ЖКХ в нашей стране говорят уже 20 лет. Но настоящая, по европейски, реформа ЖКХ произошла только в особняках олигархов, министров, депутатов и других, демократически избранных членов общества. Как же совершить эту реформу для всех?

Дорога домой

Мы летим из Франкфурта на Киев. Позади остались встречи и споры, впереди Украина и наши дома. Постоянно вспоминаются аккуратные немецкие дома, чистые улицы и колонки цифр многочисленных презентаций. Германия уходит, даже убегает вперёд в будущее, а наша страна стоит на месте, оставаясь в 90-х годах прошлого столетия. Этот разрыв ещё не достиг критических отметок, но они близки.

В салоне самолёта шумно, поездка близится к концу и наша делегация расслабилась. Но разговоры постоянно сворачивают на темы нашего визита и увиденное за эту неделю. Что же нам запомнилось в Германии?

В городах и землях Германии в начале века появились новые операторы развития – энергетические агентства. Главная цель поездки – это демонстрация результатов деятельности муниципальных и региональных энергетических агентств. Планирование и исполнение планов энергетического развития стало основной миссией этих агентств – в Украине такие операторы пока отсутствуют.

Демонстрация принципиально новой модели экономики городов, основанной на замкнутых циклах и зелёном развитии, тоже получилась и нашла большой отклик у участников поездки. Я впервые увидел в действии действующие модели энергетической независимости и экологического равновесия городов и поселений. Было важно увидеть, что можно освобождаться от дорожающего энергорынка и энергозатратной промышленности, вытесняя их за пределы поселений. Этих примеров ещё немного, но большинство городов Германии уже двинулось по этому пути и это главный пример для Украины. Германия здесь заменяет нам наше правительство, протаптывая эти тропинки уверенности в правильном пути и для украинских городов.

Отсутствие финансовых ресурсов для проектов развития – застарелая болезнь украинских городов. Организаторы поездки блестяще продемонстрировали нам, что эта болезнь излечима. И маленькие посёлки, и большие города имеют равные шансы на привлечение средств инвесторов для модернизации зданий и муниципальной энергетики. Растущие тарифы на газ и электроэнергию в Украине уже позволяют привлечь европейские кредиты в украинские города. Нужно, по примеру Германии, создать гарантии возврата инвестиций, допустив инвесторов к прямому и долгосрочному управлению коммунальными активами городов. Запорожье решило пойти по этому пути и уже сегодня, два месяца спустя после возвращения из Германии, мы с немецкими инвесторами подписали договор о первом проекте Муниципального энергетического плана на 23 миллиона евро.

Запорожье – от импорта энергии к её экспорту

Основные внешние платежи города за энергоносители – это платежи за электроэнергию, природный газ и моторное топливо (бензин и дизельное топливо). Город платит ежегодно более миллиарда долларов за энергоносители и эти платежи с каждым годом растут. Мы прикованы цепями существующей энергетической инфраструктуры, энергозатратного жилищно-коммунального хозяйства и промышленности к вечной бедности и энергетическому рабству. Дорогой платой за эту сверхиндустриализацию являются и экологические проблемы Запорожья.

Эта ситуация стала привычной, уже 3 поколения жителей Запорожья несут этот индустриальный крест. Мы поневоле становимся рабами новых, энергетических господ в 21 веке. Есть ли выход и где он?

Германия показывает пример – выход есть. 20-летние планы германских городов внешне просты:

  • Реконструировать городские здания до стандартов “пассивхаус” и “зеро”, снизить потребность городов в энергии в 5 раз от уровней, существующих сегодня.
  • Заместить импортируемое углеводородное топливо и энергию от энергорынка местным топливом и энергией от возобновляемых источников – постепенно и неотвратимо.
  • Развернуть финансовые потоки от оплаты за энергоносители на модернизацию и обновление городских зданий и коммунальных инфраструктур.

Реализация таких, “простых” планов приводит к полному обновлению зданий и коммунальной энергетики городов – по стандартам 21 века. Запорожье взяло курс именно на такую долгосрочную политику. Наш Муниципальный энергетический план решает задачу полного обновления многоэтажных зданий и зданий бюджетной сферы города по стандарту “пассивхаус”.

Деньги Запорожья должны оставаться в Запорожье

По примеру германских городов Запорожье планирует разворот существующих финансовых потоков – от платежей в энергорынок за энергоносители к энергетической модернизации зданий и строительству муниципальных электростанций на местном топливе и энергии. Речь идёт о финансовых потоках в сотни миллионов евро ежегодно и этот поворот уже начался. Он не будет быстрым, реализация проектов займёт около 20 лет, но в результате город станет другим. Новым поколениям мы должны оставить совсем другой, помолодевший город, отвечающий стандартам жизни для 21 века.

Мы снизим потребность в природном газе в системе теплоснабжения города на 80%. Уличное освещение и электроснабжение зданий бюджетной сферы будет осуществляться от солнечных электростанций. Электроэнергия для населения будет производиться на мусоросжигающей ТЭЦ от вечного топлива городов – мусора и отходов.

Трудной, но решаемой задачей является перевод городского транспорта с нефтепродуктов на электрическую энергию от солнца – с 2020 года цена электроэнергии от солнечных станций становится ниже цен энергорынка. Уход от природного газа и от электроэнергии с энергорынка позволяет городу развернуть финансовые потоки в оплате энергоресурсов в обратном направлении - на свою модернизацию.

Запорожье – зелёный город

Сегодня этот лозунг кажется фантастическим, ещё более фантастическим, чем полная реконструкция всех зданий и коммунальной энергетики нашего города. Шлейфы пыли и дыма от глубоко постаревшей промплощадки Запорожья тянутся на сотни километров, отравляя воздух не только для горожан, но и для всего юга Украины. Цена индустриализации для нашего города была и остаётся непомерно высокой – мы платим за неё своим здоровьем и здоровьем наших детей и внуков. Но в современном мире эта старая, грязная и энергоёмкая индустрия теряет не только здравый смысл, но и экономическую эффективность. Заводы с технологиями 30-х годов постепенно изживают себя. Прогресс технологий и рост цен на энергоносители в течение ближайших 15 лет закроют нашу промплощадку полностью – у этих заводов уже нет будущего. На смену им должна родиться новая, зелёная индустрия 21 века и она рождается сегодня.

Зелёный город, зелёные здания, зелёная энергетика, зелёная индустрия – это наша цель и в этом будущее нового Запорожья - города, который нам ещё предстоит построить. Города с экономикой замкнутого цикла, города с чистой индустрией, города со здоровой экологией, города светлых улиц и тёплых зданий.

Для многих городов Украины в 21 веке зелёная трансформация станет основной задачей. В 6-м технологическом общемировом укладе на период с 2020 по 2050 г. центром изменений станут именно города.

Нам важно не отстать в этом глобальном процессе, а энергетическое и климатическое планирование должно стать основным инструментом развития городов Украины. Запорожье сегодня, после создания энергетического плана и вступления в Соглашение мэров, готовится принять климатический план (План устойчивого энергетического развития). Этот план содержит обязательства города по постепенному снижению выбросов углекислого газа на период до 2030 года. Климатический план – это, по сути, проекция энергетических планов города, расчёт последствий их реализации в изменениях климатического баланса во всех коммунальных системах и в секторе зданий и транспорта.

Заключение

Поездка в Германию маленькой запорожской делегации летом 2014 года имела большие последствия. Она завершила период выбора политического партнёра для развития Запорожья и таким партнёром для нас стала Германия. Вчера, 10 октября, в Берлине, на приёме в посольстве Украины в Германии мэр Запорожья Александр Син выступил с программным пулом проектов Муниципального энергетического плана, который город предложил в состав Пилотной программы правительства Германии для Украины. Впервые в нашей стране предложен комплексный проект глубокой термомодернизации трёх крупных жилых массивов 214 девятиэтажных зданий вместе с модернизацией системы централизованного теплоснабжения.

Одновременно, мэром Запорожья предложена новая финансовая схема этой модернизации, которая поворачивает денежные потоки в бюджете государства - от оплаты НАК Нафтогазу импорта природного газа на оплату проектов модернизации зданий и систем теплоснабжении, которая сделает импорт газа ненужным.

Певая часть репортажа - по ссылке.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →