Реклама

интерьерная печать стоимость

Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Общесистемные вопросы

Обсуждение проблем разработки топливно-энергетических балансов в Госдуме

Как ранее сообщалось, 20 апреля в Госдуме состоялось обсуждение проблемы разработки и использования в практике регионального планирования топливно-энергетических балансов. Результаты обсуждения показали, что те, кто следит при помощи ТЭБов за производством и потреблением энергии на своей территории, извлекает существенную выгоду от того, что процессы планирования энергопользования в регионе позволяют обеспечить существенную экономию средств на энергопотребление.

Обсуждение проблем разработки топливно-энергетических балансов в Госдуме

20 апреля 2015 г. в здании Государственной Думы ФС РФ по инициативе экспертной секции «Региональная и отраслевая политика энергосбережения» Консультативного Совета при Председателе Комитета по энергетике прошел круглый стол «Роль региональных топливно-энергетических балансов в вопросах надежного и эффективного энергообеспечения» (Повестка круглого стола)

В работе круглого стола приняли участие: Председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике Грачев И.Д., представители аппарата Правительства РФ, регионов, Министерства энергетики РФ, Росстата, ведущих институтов, члены экспертной секции «Региональная и отраслевая политика энергосбережения». Список участников.

Круглый стол проходил под председательством заместителя Председателя Комитета Госдумы РФ по энергетике Липатова Ю.А.

Тезисы докладов и выступлений.

С приветственным словом выступил заместитель Председателя Комитета Госдумы РФ по энергетике Липатов Юрий Александрович.

IMG_0759

Липатов Ю.А. обратил внимание на необходимость понять, как обстоят дела в вопросах энергосбережения и энергоэффективности в областях и республиках. Поэтому на круглый стол были приглашены представители регионов, представители региональных центров энергосбережения, чтобы понять, как взаимодействует исполнительная власть с этими центрами, чтобы понять и сформулировать направления, по которым целесообразно развивать законодательную деятельность.

Ковальчук Виталий Владимирович. Представитель аппарата Правительства России.

Ковальчук В.В. сделал акцент на следующем: нельзя управлять чем то, что нельзя измерить, что мы не можем заложить в качестве фундамента, как основополагающих исходных данных для принятия решений. Поэтому тема круглого стола по вопросам топливно-энергетических балансов является предопределяющей. В стране отсутствует практика, которая была в советское время, когда решения принимались на основе статистической и экономической информации. Это в полной мере относится к проблематике управления региональной энергетики.

Тихоненко Юрий Федорович. Руководитель экспертной секции «Региональная и отраслевая политика энергосбережения».

Тихоненко Ю.Ф. обозначил ключевые направления работы экспертной секции. Это, во-первых, обосновать необходимость усиления роли регионов и муниципалитетов в развитии энергосбережения и повышении энергетической эффективности, так как практические работы по энергосбережению должны развиваться именно на региональном и муниципальном уровне. Для этого необходимо разработать оптимальную модель управления, при которой процесс шел не формально, как зачастую бывает, а приобрел осмысленный характер, основанный на глубоком анализе потенциала энергосбережения. Не имея полной картины о том, какими резервами экономии энергоресурсов располагает регион, трудно определить в каком направлении необходимо двигаться, чтобы получить максимальный эффект. И здесь особую роль приобретают топливно-энергетические балансы регионов и муниципалитетов. Если энергосбережение рассматривать как инструмент оптимизации топливно-энергетического баланса, то результат может оказаться многократно выше, чем выборочное бессистемное внедрение энергосберегающих мероприятий.

Вторая задача экспертной секции – сделать на базе ее площадку по обмену опытом между региональными центрами энергосбережения. По этой причине состав экспертной секции формировался преимущественно из представителей региональных центров энергосбережения.

Филиппов Сергей Петрович. Директор Института Энергетических исследований Российской Академии Наук (ИНЭИ РАН)

Филиппов С.П. поделился опытом разработки топливно-энергетических балансов. Институт занимается разработкой ТЭБ уже лет 35 . Ситуация с разработкой ТЭБ печальная. Страна быстро теряет компетенции в разработке действительно качественных топливно-энергетических балансов.

ТЭБ это сложный процесс, в котором на равных участвует несколько компонентов

  1. Это квалифицированные специалисты. Просто так разработать качественный ТЭБ очень сложно или не возможно.
  2. Информационное обеспечение. Совершенно не разумно разрабатывать ТЭБ в один год. Нужна длительная динамика, только тогда можно выявить тенденции и т.д.
  3. Инструментарий. Особенно это касается прогнозных ТЭБОВ. Прогнозный ТЭБ это согласование спроса и предложения. Значит нужно каким -то способом прогнозировать спрос и предложение. Нужно искать соответствующие инструментарии. Необходимо ТЭБ оптимизировать. Об этом последние 2 десятилетия практически не говорят, а действительно оптимизация ТЭБа дает колоссальный эффект сопоставимый или превышающий многие энергосберегающие мероприятия.

Страновые ТЭБы разрабатывает РОССТАТ. Тот формат, который заложен, он не очень удобен в разрешении многих задач. Есть циркуляр который появился несколько лет назад в Минэнерго который предлагает разрабатывать ТЭБ и, наверное, в регионах, с этим работают. Но считаю, что этот документ далеко несовершенный. То, что по нему разрабатывается, это не ТЭБ.

ТЭБЫ разрабатываются практически во всех странах развитых и развивающихся странах мира. И там ТЭБ так же как это было при Советском Союзе, инструмент управления развитием энергетики. Не имея ТЭБа невозможно управлять развитием. Там это обязательный документ, который принимается на государственном уровне во многих странах и является обязательным для исполнения.

Щелоков Яков Митрофанович. Председатель коллегии СРО НП "Союз "Энергоэффективность".Екатеринбург.

Без ТЭБов заниматься энергоэффективностью не возможно. У ТЭБа 2 функции. Одна констатирующая, вторая аналитическая, используемая при планировании. Оба процесса должны быть едиными. К сожалению все заканчивается констатирующей частью. Самое интересно, что при разработке ТЭБа Облстату не только мешали, более того, препятствовали, поскольку полагали, что это просто не нужно. Даже то, что разрабатывается, практически становится конфиденциальной информацией. В СССР ТЭБы составлялись каждые 5 лет. Цели этой работы, как говорилось, были 2: констатация и аналитика для планирования энергокомплекса страны. В России 20 лет этого уже нет. Только в последнее время начали заниматься ТЭБом только для теплоснабжения по приказу № 600 Минэнерго. На практике и приказ куцый и его исполнение не полное. Откуда и как брать информацию не прописано. Есть ГОСТ 27322 для хозяйствующих субъектов, но он не работает. Поэтому и результат для конечного документа соответствующий: понятно только что приходит в регион и как распределяется. Подвижки в федеральном законодательстве об энергоэффективности есть. Сегодня взят курс на поддержку наилучших доступных технологий. Но где критерии оценки для принятия решения о поддержке? Главный ответ должен давать на это ТЭБ, которого просто нет. Даже констатирующая часть ТЭБа не корректна, поскольку четко не прописана методология формирования базы для сравнения показателей. Поэтому вывод однозначен: нужен закон о порядке разработки текущих и перспективных ТЭБов РФ и субъектов РФ. Без такого закона никакая объективность оценки и принятия решений не возможна. ГОСТ 27322 необходимо актуализировать и весьма настойчиво рекомендовать для исполнения промпредприятиям. Без этого вряд ли удастся сдвинуть дело по оптимизации энергопотребления.

Ратманова Ирина Дмитриевна, ИВЦ Ивановского Государственного энергетического университета, заместитель директора.

Ратманова И.Д. поделилась опытом работы Информационно-вычислительного центра, который начиная с 1994 г. занимается информационной поддержкой принятия решений в отраслевых и региональных сферах.

Топливно-энергетическими балансами институт занимается с 2002 года по инициативе Ярославской области. Для Ивановской области так же создали такую систему. В Правительстве области существует отдел ТЭБ. Сделали системы в Татарстане, Оренбурге, сейчас проводится работа во Владимирской области. В основном ИВЦ занимаемся балансами поставщиков и через них мониторинг потребления. Прогнозирование мы видим на стыке ТЭБ поставщиков промышленного сектора исходя из положений ГОСТ 27322. При организации своей работы мы проанализировали международную практику разработки и использования ТЭБ. Очень хорошая практика и результаты с использованием ТЭБ в Белоруссии. В Ивановской области план развития энергетики был разработан на базе ТЭБ региона исходя из накопленной информации за 2002-2006 годы. В этой разработке мы приняли активное участие. В своей работе мы стараемся следовать федеральным документам. К сожалению, это часто просто не возможно. Причина тому в избыточности требуемой информации и неясности, откуда брать соответствующие данные. Поэтому действуем часто не благодаря, а вопреки, исходя из поставленной задачи. Методология своя. Ориентируемся на показатели потребления и энергоэффективности для отдельных групп потребителей. Мы выделяем 50 категорий потребителей по ОКВЭД. Поставщики так же классифицируются. Это порядка 500-600 поставщиков. Бюджетный сектор и население отдельной категорией без отраслевой привязки. Накопленная информация обрабатывается и сводится автоматически программным комплексом по разработанным нами алгоритмам. Основа деятельности в сопоставлении конечного и начального энергопотребления. На этой основе делаются соответствующие выводы о показателях энергоэффективности региона. С сожалением необходимо констатировать, что наши выводы, основанные на реальных данных энергопотребления, не совпадают с данными Росстата. Регионы работают по данным Росстата, что вносит путаницу в принимаемые решения по планированию энергетики. Мы все-таки склоняемся к идее постоянного сопоставления результатов деятельности с наилучшими зарубежными показателями. Отсюда можно достаточно точно делать выводы. На основе анализа можно делать выводы о нормировании потребления и лимитировании. Для Ярославской области такая деятельность затрагивает примерно 1500 бюджетных организаций, разделенных на 15 категорий. Такая же картина складывается и во Владимирской области. Там анализируются не только бюджетные организации, но и котельные. Из данных Росстата такого не получается. Вообще-то для каждого региона возможна разработка своих методик оценки с учетом специфики регионов. Мы это ощущаем и готовы оказывать соответствующую помощь регионам.

Липатов Юрий Александрович. Депутат Госдумы, первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по энергетике.

То, что было в СССР было благополучно похоронено. Приходится начинать все сначала. Энтузиасты есть. Что касается законов, все прописать в законе не возможно. Подзаконные акты конечно так же бывают не полные и не ясные, что искажает смысл законов. С этим можно и нужно работать при участии Госдумы по предложениям специалистов. Одна из наших бед – слишком длительные и затянутые сроки внесения изменений в законодательство. Уже полтора года тянется принятие закона по неплатежам в энергетике. Роскошь для экономики просто непозволительная. Поэтому пишите предложения, будем помогать. Но все таки основное, что нужно делать, это внимательно изучать опыт регионов, которые первыми реализовали передовые организационные технологии, набили при этом себе шишки и сделали из этого полезные выводы. На региональном уровне никто не мешает принимать правила и законы, обязательные для всех. Опыт известен, потребность имеется. Почему в большинстве регионов ждут федерального шаблона для решения местных проблем, совершенно не понятно. Хотя необходимо все- таки признать, что федеральный уровень существенно отстает от потребности регионов в нормативно-правовых актах, которые должны помогать регионам в формировании регионального законодательства, не внося сумятицы изменениями правил игры.

Окишева Екатерина Вячеславовна. Начальник Управления инноваций ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС»

ТЭБы безусловно необходимы. И для отчетности и для планирования. ТЭБы очень полезны для инвентаризации. Наше подразделение по проблемам энергоэффективности работает в 47 регионах. В 17 регионах работа приводит к организации субсидий программы развития территорий. Главная проблема – отсутствие централизованного управления в регионе. Отсюда разгоголосица подходов, мнений, данных. Отсюда ужасное состояние котельных, сетей, высокая аварийность. Стандарт качества услуг, которые предоставляются потребителю, должен быть обеспечен некой стандартизацией подходов к финансированию объектов генерации разного уровня доходности, технического состояния, социальной значимости. В этой ситуации уповать только на внебюджетные инвестиции просто наивно. Инвестор обычно становится активным при доходности примерно 50% годовых. Другая доходность требует иных подходов. В этом плане имеется проблема. Муниципалитеты практически ничего не предлагают потенциальному инвестору для снижения уровней его рисков не возврата инвестиций. Поэтому инвестор ведет себя крайне осторожно. Положителен ярославский опыт. На базе одной управляющей компании они сконцентрировали активы. И прибыльные и убыточные. На этой основе появилась возможность экономически выгодной работы на объектах различного технического и экономического состояния. Но для реализации этого проекта потребовалась предварительная инвентаризация проектов. Сложно, но очень неплохо состоит дело с концессией.

Бандура Андрей Павлович, заместитель директора НКО Фонд «Энергоэффективность», Ярославская область

В Ярославской области система ТЭБ действует с 2009 г. Работа ведется совместно с Ивановским энергетическим университетом. Основная задача – обеспечение разработки государственной политики в сфере повышения эенргоэффективности. В Реестр ситемы включены поставщики и потребители. База данных ведется в электронном и бумажном виде. За период работы собрана уникальная база данных, позволяющая анализировать динамику энергопотребления. В основе системы данные от поставщиков энергоресурсов: производство, потребление, потери. Имеется информация в разрезе муниципалитетов. На основании трехгодичной информации рассчитываются нормативы потребления и затрат энергии по каждому объекту с учетом ввода мощностей и реконструкции. На основании нормативов рассчитываются лимиты потребления по каждому ресурсу. В 2014-2015 году планируется включить в систему примерно 350 бюджетных учреждений. Мы приступили к анализу учета потребления в жилищном фонде. Эта работа проводится на основе паспортизации жилых домов. В 2016 году планируем включиться в анализ потребления в промышленном кластере. Доступ к аналитическим ресурсам системы открыт в сети Интернет. В том числе создается оперативная система коммерческого учета потребления энергоресурсов. Эта работа регламентируется Постановлением Правительства Ярославской области. Начинаем с госучреждений. Задача – оперативный учет и верификация. Серверный центр обработки данных единый, так же как и региональный оператор. Содержание оператора за счет тарифов. Пилотная апробация в Ростове Великом. К сожалению, управленческая реакция на разрабатываемый ТЭБ – 2 года. Так же проблема в предоставлении учетной информации с приборов учета от поставщиков. Но понимание необходимости у поставщиков есть, нам идут навстречу.

Мокроусов Сергей Владимирович. Управление энергоэффективности Московской области. Владимирский филиал.

Главная проблема в том, что бы информация должна быть живая, а не для бюрократической машины. В 2010 г. все сделали программы энергосбережения. Без обследований и предварительного анализа. Написали, отчитались, результат минимален. Составление ТЭБов это дело для специалистов, а не для случайных людей. Врач не может подготовить толковый ТЭБ. Тем более провести последующий анализ и мероприятие. Бюрократические цели не могут породить реальных результатов. В этом плане деятельность Правительства и местных органов власти должна быть последовательной. А значит методика должна быть единой. Так же как и организация, занимающаяся энергосбережением должна быть одна, а не с миру по нитке.

Боровских Андрей Иванович, заместитель начальника отдела управления энергетики и тарифов Липецкой области

В Липецкой области действует очень похожая на Ярославскую программа ТЭБ бюджетной сферы «Семерочка». За 3 года кропотливой работы по заведению данных в систему вдруг оказалось, что уровень достоверности введенной информации практически 100%. Мы не поверили себе. Но это факт. Сейчас мы намерены распространить действие программы на крупных поставщиков энергии и занимаемся организацией того, что бы информация была достоверной. Большая проблема со сбором информации для генерации «внутреннего использования», которая не работает на сторону. Пока предоставление информации от такой генерации только на личных контактах. Закон молчит. А это не порядок. Что касается муниципальных ТЭБ. Вряд ли сегодня возможна квалифицированная работа в муниципалитетах. Не достаточно специалистов, часто властных полномочий. Наиболее реальна разработка ТЭБ на уровне региона с привлечением возможностей регулирующих организаций.

Зайченко Виктор Михайлович. Институт высоких температур РАН.

В 90-е наш институт очень увлеченно занимался проблемами энергосбережения. Потом мы как то поостыли. Стало не интересно. Энергоэффективность это экономия энергии, возможность использования новых источников энергии. ТЭБ – инстумент для анализа, прогнозирования и планирования. Если характеризовать ситуацию в целом, то можно сказать, что с энергосбережением мы сегодня справились. Основные направления экономии энергии определены и исполняются. А к энергоэффективности пока не подобрались. Энергоэффективность – это разработка и внедрение новых технологий. Сейчас поднялась волна импортозамещения. Наука должна дать новые решения для энергоэффективности.

Дмитрий Серебряков, Екатеринбург. СРО Энергоэффективность.

Об повышении энергоэффективности многоквартирных домов при капремонте. К сожалению, эту составляющую исключили из плана действий при капремонте. Обязательно нужно вернуть обязательность поведения мероприятий по повышению энергоэффективности МКД при капремонте. Полный абсурд сохранять характеристики домов постройки 1930 года. Зачем? Энергоаудит домов должен проводиться и до и после капремонта так же обязательно. Ссылаться на то, что деньги собственников трогать нельзя, просто абсурдно. Пускать деньги на ветер во все щели – это нормально, а посмотреть внимательно и заткнуть эти щели почему то не допустимо.

Вопросы, которые поднимались на круглом столе.

  1. Большинство выступающих высказалось за необходимость разработки региональных топливно-энергетических балансов (ТЭБ). Более того, высказано мнение, что без ТЭБ невозможно осуществлять стратегическое планирование эффективной системы энергообеспечения.
  2. Во всех развитых и развивающихся странах разрабатываются и принимаются на государственном уровне топливно-энергетические балансы, которые являются обязательными для исполнения.
  3. Оптимизация ТЭБ может дать значительно больший экономический эффект, чем хаотичное и бессистемное внедрение энергосберегающих мероприятий.
  4. Порядок разработки ТЭБ по формам статистической отчетности в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ « 600 от 14 декабря 2011 г. из практики применения не позволяет разработать объективный ТЭБ. Кроме того ТЭБ за предыдущий год на основе форм статистической отчетности можно разработать не раньше октября – декабря месяца, из-за чего теряется актуальность этого документа.
  5. Только топливно-энергетический баланс может дать целостную картину и объективное представление о надежности энергообеспечения региона энергоресурсами. Кроме того только ТЭБ может показать в каком направлении необходимо сосредоточить усилия в вопросах энергосбережения, чтобы от этих усилий был получен максимальный эффект.
  6. Текущий и перспективный ТЭБ должен стать основой стратегического планирования развития системы энергообеспечения региона, таким образом стать тем инструментом, который позволит региональным министерствам и ведомствам, отвечающим за энергетику, в полной мере осуществлять функцию управления энергообеспечением и энергосбережением.
  7. Только ТЭБ должен быть основанием для формирования инвестиционных программ по развитию энергетического комплекса.

Учитывая, что далеко не все регионы смогли принять участие в работе круглого стола, а также огромное количество звонков с разных уголков страны, мы пришли к выводу, что тема региональных и муниципальных ТЭБ волнует многих, поэтому предлагаем всем заинтересованным лицам продолжить обсуждение проблемы топливно-энергетических балансов их роли и принять участие в форуме.

Обращение к посетителям Портал-энерго.

Уважаемые коллеги!! Как видно из материалов Круглого стола, для развития энергетики регионов разработка топливно-энергетических балансов – одно из необходимых условий. Выработка оптимальных решений всегда экономически выгодна и создает комфортные условия для развития региона. Предлагаем Вам дискуссию по проблематике разработки и использования ТЭБов.

Вопросы для обсуждения.

Необходимы муниципальные и региональные топливно-энергетические балансы или достаточно сводного ТЭБ по стране?

Можно ли считать ТЭБ, составленный на основании форм статистической отчетности достоверным или необходимо формировать методологию составления ТЭБ на основе сбора полноценной и достоверной информации?

В 2007 г. рассматривался вопрос о принятии федерального закона, регламентирующего порядок разработки и использования топливно-энергетического баланса. Нужен ли такой закон или достаточно принять соответствующий распорядительный документ федерального уровня?

В каком месяце текущего года должен быть сформирован ТЭБ за прошлый год, чтобы иметь возможность использовать его для оперативной корректировки планов развития энергетического комплекса?

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →