Главная / Аналитика / Объекты энергосбережения / Многоквартирные дома

Учет и расчеты в ЖКХ. Псевдоотношения на псевдорынке.

Еще по теме: Организация учета энергоресурсов

Закон «Об энергосбережении …» породил учет в ЖКХ. Но породил таким образом, что запутал вековые рыночные традиции определения количества приобретаемого покупателем товара и соответствующих расчетов с продавцом. По 261 ФЗ почему то приборы учета должен устанавливать покупатель, но управлять этими приборами может продавец. Логики в этом не было и нет, но схема внедряется насильно в течение многих лет. О проблемах и результатах такого насилия над здравым смыслом и рынком в данной статье. Выражаю признательность коллегам Яворскому М.И. и Тихоненко Ю.Ф. за ценные рекомендации при подготовке данного материала.

Учет и расчеты в ЖКХ. Псевдоотношения на псевдорынке.

Мнение одного из российских гуру энергосбережения:

« ЖКХ это братская могила, из которой нам при нашей жизни уже не выбраться».

В качестве предисловия.

2001 год! Фрагмент интервью директора томского регионального центра управления энергосбережением М.И. Яворского корреспонденту томской газеты «Красное знамя», которое было записано после совещания по проблемам ЖКХ, проведенное Президентом России В.В. Путиным в том году.

Вопрос корреспондента: Мы все больше удаляемся от проблем ЖКХ, обсуждавшихся на томском совещании, к вашей любимой теме энергосбережения, хотя это, конечно, дело взаимозависимое. У меня все же ощущение, что нам еще долго придется ждать положительных итогов этого совещания. Может, вы знаете, что можно и нужно сделать в ЖКХ сейчас, не дожидаясь, пока президент во всем разберется?

- Я не специалист в ЖКХ, но считаю, что и здесь в первую очередь надо устанавливать нормы и «правила игры». Вот вы хотите поставить у себя в подъезде счетчик, чтобы экономить тепло. Это относительно дешево. Но кто с кем должен заключать договор на установку прибора учета тепла?

- Проблема не решаемая?

Решаемая. Но решить ее должна мэрия. Второе. Кто должен показания счетчика энергонадзору отдавать? Кто должен каждой семье в подъезде счет отдавать? Куча проблем. Но сейчас это никого не волнует, потому что люди платят больше, чем должны бы. А вот если бы люди платили меньше, чем положено, за отопление, за горячую, холодную воду, тогда бы прибежали те организации, которые недополучали и сказали бы: а ну-ка, касатик, давай мы тебе счетчик поставим. Но у нас такого нет, у нас все, как в песне: «И все вокруг колхозное, и все вокруг мое». Вот президент сказал про грязные подъезды, что люди не понимают, почему они должны платить за них больше, чем теперь. А что если будем больше платить, станет лучше? Да нет. Коммунальное хозяйство, грубо говоря, как один большой общак, в котором деньги неизвестно куда уходят. Люди готовы платить за уборку двора, когда видят, что его убирают, за любые другие услуги, которые они видят, ощущают реально. Но у нас же берут неизвестно за что - какой-то неизвестный капремонт, неизвестное техническое обслуживание. Скажут, что будут прессовать летом систему отопления в доме - я готов платить, за промывку батарей - тоже. Но не берите с меня за это круглый год. Сначала услуга - потом оплата!

Когда мы нормативно-правовую базу по энергосбережению дали на экспертизу за рубеж - немцам, финнам, - то они были очень удивлены. «Мы не понимаем, - говорили они, - почему вы ставите счетчики сами, мы не понимаем, почему на рынок надо идти со своими весами?» И действительно у нас так. Вам продают тепло и электроэнергию, а счетчик - ваш. Проверяет его соответствующая организация, а вы отвечаете зато, чтобы его из подъезда не украли. И так практически везде в системе ЖКХ. То есть без создания четкой нормативно-правовой базы во всех отраслях жизнеобеспечения мы, то и дело будем тащить на рынок услуг эти свои «весы».

С тех пор воды много утекло, целых 15 лет! Но проблемы не решены, а только обострились. До принятия закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности …» в том, 2001 году. было еще целых 8 лет! Уже тогда был понятно, что учет энергоресурсов в многоквартирных домах должен вписываться в общерыночную традицию определения количества отпущенного покупателю товара. Что случилось на этапе подготовки новой редакции закона, который позже стал называться 261 ФЗ, не понятно, но в секторе коммунальных услуг, который является вотчиной естественных монополий, законодательно закреплен кардинально отличающийся от остальной экономики принцип определения количества товара, отпущенного покупателю. Почему то решили отказаться от веками отработанной схемы, когда покупатель приходя на рынок получает товар взвешенный продавцом. А дабы продавец не мошенничал, за состоянием весов следили и следят специально поставленные на это государевы люди. Мошенничество с количеством товара конечно бывает, но из-за существенного наказания за обвес, обман в торговле стало выгоднее перенести в сферу маркетинга. То есть система с определением количества товара в традиционном рынке работает достаточно эффективно.

Что же творится с учетом товара на рынке с нетрадиционной ориентацией не на потребителя, а на естественных и противоестественных монополистов? Естественные монополисты это поставщики воды, электроэнергии, тепла. Противоестественные – те, от услуг которых не возможно отказаться без соблюдения ряда очень болезненных и трудоемких для собственников квартир процедур проведения Общего собрания. Это управляющие компании.

Кому принадлежат весы?

В соответствии с законодательством приборы учета являются собственностью потребителя. Индивидуальные – принадлежат собственнику квартиры, коллективные являются общедомовой собственностью. Почему? Сначала говорили, что у поставщиков коммунальных услуг нет денег на массовую установку приборов учета. То есть, у потребителя деньги наверняка есть, а у поставщика наверняка нет. Хотя никто не ограничивал возможность включения в тариф установку приборов у потребителя. Для того, что бы потребитель не скупился, решили увеличивать и даже индексировать цены на коммунальные услуги просто так, для принуждения к установке приборов учета.

Странная игра. Продавцу дали возможность получать сверхприбыль под предлогом неприобретения весов покупателем при посещении рынка. Но при этом подзаконные акты требуют от покупателя максимального согласования с поставщиком услуг в ЖКХ действий потребителя по приобретению и установке приборов учета. Чуть что, штрафные санкции неизбежны, так же как и оплата товара по произвольно установленному продавцом нормативу. Попробуйте представить себе такую ситуацию на обычном рынке! Совершенно невозможно! Когда у поставщиков коммунальных услуг иссякли аргументы в пользу того, что прибор учета коммунальных услуг должен принадлежать потребителю, ответ стал звучать совершенно лаконично: а потому, что мы так решили. В чью пользу решили? Зачем тогда в России принимали отдельный закон «О защите прав потребителей»?

О качестве приборов.

В соответствии с законом РФ «О единстве измерений» средством измерений может считаться устройство, внесенное в государственный Реестр средств измерений. При этом прибор должен гарантированно обеспечивать надежные измерения на протяжении всего межповерочного интервала и должен быть защищен от возможности корректировки его показаний. В торговле все просто: весы, гирьки, контрольные весы, штат смотрителей и следящих за справедливостью инспекторов. Весы выпускаются достаточно надежными и точными, к услугам потребителя всегда имеются контрольные приборы. Если продавец и производитель не жульничают, нареканий не возникает.

В коммуналке куда как сложнее. Когда прибор принадлежит потребителю и находится на его территории, потребитель несет ответственность за его эксплуатацию и достоверность показаний. При этом качество поставляемого ресурса определяется поставщиком. И начинается. Грязная вода или теплоноситель запросто выводят из строя турбинные водомеры или забивают фильтры. Качество электроэнергии напрямую влияет на работоспособность приборов учета. В соответствии с Законом РФ « О защите прав потребителей» рядовой потребитель не обязан иметь специальные знания. Но законы, писанные для коммуналки в части обеспечения надежности и достоверности измерений именно этого от него и требуют. Как можно требовать от покупателя пришедшего на рынок для того, что бы что-то купить, разбираться в работе электронных весов или кассовых аппаратов с функцией измерения и расчета стоимости?

О производителе приборов. Не понятно каким образом в реестр средств измерений попадают многочисленные счетчики, которые не имеют средств защиты от вмешательства с целью корректировки показаний. Интернет буквально переполнен многочисленными предложениями устройств и приспособлений для изменения показаний приборов. Можно притормозить водосчетчики, заставить электросчетчик усиленно или вяло считать киловатты, как угодно корректировать показания теплосчетчиков. Если прибор имеет дистанционный съем показаний, можно дистанционно вмешаться в его работу. Особенно интересна ситуация с теплосчетчиками. Зачем производитель выпускает продукцию, в которой водомер и тепловычислитель имеют отдельные настройки без вскрытия пломбы метролога? В паспорте на прибор записано, что его точность составляет 5%, фактически несложная манипуляция с теплосчетчиком обеспечивает отклонение показаний и на 100 и на 200%, превращая прибор в муляж. Такой «прибор» просто находка для мошенника! Не важно с какой стороны прилавка этот мошенник, какими знаниями и техническими средствами для воплощения своих замыслов он обладает.

О законодательстве.

Закон «О единстве измерений» детален и почти справедлив. Но устарел. Средства измерений поумнели, а что делать с внезапно проявившимся интеллектом и нравом приборов, закон не говорит. В коммуналке потребитель едва выучил слово киловатт, связав его с понятным для него словом деньги. Новое слово Гигакаллория для него что то мистическое и совершенно не нужное. Потребителю это знать не за чем, если приносит он на рынок рубли и расстается с рублями. Современная прибористика накапливает, обрабатывает, передает по системам телекоммуникаций данные, сразу переводя их в рубли. Что за серверы переводят гиги, кубометры и киловатты в рубли, кто контролирует эти измерения денег, законодательство об этом практически ничего не говорит.

Постановление Правительства № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии» явно противоречит закону «О единстве измерений», поскольку в соответствии с этим документом вводить в эксплуатацию прибор и перенастраивать теплосчетчик можно без метролога. В свое время великий юморист Аркадий Райкин рассказывал про пиджак, у которого все части вроде на месте и претензий к ним нет, но носить пиджак нельзя. То же самое с теплосчетчиками. Отдельные части работают исправно, но каждый в своей системе координат, а все вместе показывает явную липу. И никто не виноват, потому, что так получилось, потому, что так можно. Если переложить Постановление 1034 на жизнь, то все так и получается. Интересная деталь: Постановление Правительства №1034 по сути своей противоречит закону сохранения энергии и законам физики. Физические величины можно измерить. Но, если приборы в системе можно перенастраивать как угодно и где угодно, в итоге составить энергетичнеский баланс невозможно. Его можно только сочинить. Одно мошенничество порождает другое, более высокого уровня. Каким образом пристроить в энергобаланс потребление по нормативу, то же никто не знает. Да и как это можно знать, если в первом законе Кирхгоффа нет ни слова о потреблении по нормативу! Нормативы это не от физики, а от лукавого! Получая совершенно нестыкующуюся информацию об энергопотреблении начинаем пенять на Росстат, но ничем не защищаем это ведомство от сфальсифицированной информации.

Законодательство, регулирующее взаимоотношения потребителя и продавца в ЖКХ имеет явно выраженный крен в пользу продавца. Фактически предусмотрена изначальная виновность жителей в случае неоплаты ими коммунальных услуг. Если потребитель не заплатил вовремя за оказанные или неоказанные услуги, он будет оштрафован. В то же время, вину в низком качестве или нарушениях обязательств со стороны поставщика жилищных и коммунальных услуг нужно доказывать в суде. Ангелов в отношениях продавец-покупатель в сфере ЖКХ нет. Но, потребитель не имеет возможностей поставщика в защите своих интересов, поскольку он разрознен и не имеет возможности юридической защиты. К сожалению, Закон «О защите прав потребителей» обходит стороной специфику отношений в сфере ЖКХ. Хотелось бы спросить законодателей и чиновников,когда они формируют соответствующие новеллы в законах и подзаконных актах, они хотя бы представляют себе то, что фактическое предоставление преимуществ десятку тысяч предпринимателей в монополизированной сфере означает фактическое ограничение прав десятков миллионов граждан? Результат вполне предсказуем - растущая напряженность между покупателем и продавцом и многочисленные мошенничества.

Закон «Об энергосбережении …» и соответствующие подзаконные акты предусматривают наказание потребителя повышенными платежами за неучитываемое потребление. Но результаты наказания в виде сверхприбыли достаются не государству, а поставщику коммунальных услуг. Что ж тут удивляться на то, что поставщик ресурсов делает все возможное для неустановки коллективных приборов учета и очень внимательно следит за малейшими нарушениями со стороны потребителя. Кто ж откажется от сверхприбыли, если государство делает со своей стороны все, что бы такая сверхприбыль была. Потребитель в ЖКХ не дееспособный участник рынка. По восприятию остальных участников отношений это просто корм, с которым не о чем разговаривать. Такое восприятие возможно не от того, что в сфере ЖКХ работают какие то специально выращенные люди, им государством так позволено.

О продавце и покупателе воды, электроэнергии, тепла.

Что ни говори, но рынок в коммуналке все таки состоялся! Приборы показывают как им скажут, учетчики считают рубли так, как им выгодно, у покупателя денег столько, сколько он может заплатить, контролеры продавцов своим вниманием не беспокоят. Правда конкуренции нет, но это все детали. Самое главное, что итоговый расчет за оказанные услуги не как счетчики покажут, а как подсчитаем или договоримся. Манипуляции с показаниями приборов учета и расчетами в энергосбытах достигли таких масштабов, что Президент России был вынужден не давно подписать поручение о создании единой системы учета, которая даст возможность потребителю понимать за что и как он платит. Самое интересное, что в ситуации, предшествовавшей поручению Президента, электроэнергетики, сами между собой передрались в дележе денег потребителя и совместными усилиями стали настаивать чтобы их аппетиты удовлетворил потребитель. Но в электрике технологически учет вести проще, а значит отследить злоупотребления тоже проще. А вот что делать с теплом? На этот вопрос централизованного ответа нет. Были разговоры о создании единой системы учета и региональных операторов учета и расчетов за тепло. Но пока это всего лишь разговоры. Поэтому, как работает теплосчетчик принадлежащий потребителю, что он там показывает, как обслуживается прибор это как молча решат продавец и покупатель. Виноватых, как у Райкина, нет. Но за все ошибки и недоработки должен заплатить потребитель. Ситуация явно вне закона.

Потребитель отвечает по своему. Водосчетчики можно притормозить магнитом, электросчетчик можно притормозить или вообще раскрутить в обратную сторону сдвигом фаз, теплосчетчик можно «подкорректировать» при помощи ноутбука. А можно вообще, придержать платежи и поиграть на нервах поставщика. В ответ на аналогичные действия продавца, кстати. Хозяева котельных, имея почти 100% платежи от жителей и получая сверхприбыль, при отсутствии у потребителя приборов учета, умудряются быть неплательщиками за газ, воду и электроэнергию. Хаос порождает еще больший хаос.

Пример из жизни.

На сайте «Портал-Энерго.ru» публиковалась статья «Мошенничество на энергосбережении – доходный «бизнес»!». Напомним вкратце. Застройщик внимательно прочел закон «Об энергосбережении ..» и придумал схему, по которой после сдачи дома в эксплуатацию можно получать очень неплохой навар с жителей от работы собственной котельной. Для этого не были установлены положенные по закону счетчики тепла и горячей воды, а дом хорошо утеплен. Значит, при отсутствии приборов, оплата максимальная по нормативу потребления. Дом взяла на обслуживание управляющая компания учрежденная застройщиком. Собственники квартир не сразу поняли в чем дело, а когда поняли, потребовали соблюсти закон. И началась волынка. Стройнадзор сразу сделал вид, что он ничего не знает о том, что дома без коллективных приборов учета принимать нельзя, затем полтора года переписки и жалоб на тему безобразия. Когда затягивать установку уже стало невозможно, прибор поставили, включили и обомлели: реальное теплопотребление оказалось в 3,5 раза ниже норматива.

Жители обрадовались, управляющая компания огорчилась и начала срочно искать выход из положения. Поступили очень просто: прочитали Постановление Правительства № 1034, вызвали монтажную организацию и перенастроили прибор в свою пользу в 2 раза. По Постановлению Правительства ввод в эксплуатацию теплосчетчика можно делать без метролога. Тем более, что конструкция прибора позволяет проводить такие фокусы без вскрытия пломб поверки. Возмущенные жители опять написали повсюду, пришла Жилинспекция, заявила оно конечно все так и есть, как написали, но разбирайтесь сами как хотите. Управляющая компания предложила жителям согласиться с тем, что получилось после перенастройки теплосчетчика. То есть, закон «О единстве измерений» в коммунальной сфере не действует. Решение по принципу, договоримся на тех показаниях прибора, которые устроят и ту и другую сторону. Видно по всему, что продолжение в этой истории еще следует.

О надзоре за приборами и расчетами

В настоящее время надзор за установкой и эксплуатацией приборов учета в коммунальной сфере поручен Стройнадзору, Жилинспекции, Антимонопольной службе, Ростехнадзору, Роспотребнадзору. Все усилия этих уважаемых организаций должны были бы привести к тому, что неоприборенных домов уже не должно быть. А что на самом деле? Ровно все наоборот. Описанный выше пример из жизни наглядно показал, что органам разнообразного надзора глубоко наплевать на их обязанности и совершенно безразличны интересы налогоплательщика. Им гораздо ближе и понятнее интересы бизнеса. Что то в этом есть. Когда на одной из телевизионных дискуссий был задан прямой вопрос Председателю Комитета Госдумы по жилищной политике Галине Петровне Хованской «Почему при множестве проверяющих и руководящих в сфере ЖКХ творится такой бедлам?», она ответила односложно – коррупция. Наверное знает, что говорит. Примерно того же мнения и Главный жилищный инспектор России А.В. Чибис. Сегодня у надзорных органов для жителей единая рекомендация – не довольны чем то, идите в суд! В свое время всем известный классик охарактеризовал подобный подход фразой на все времена- «формально вроде правильно, а по сути издевательство!». Издевательство и над людьми, и над теми же судами, которым предлагается выполнять работу этих же органов надзора, распутывая весь клубок противоречий в законодательстве и принимать решения, которые не могут соответствовать в полной мере всем буквам противоречивого законодательства.

Опыт Томска

В начале данной заметки была информация об опыте Томской области по установке приборов учета. В этом регионе по инициативе губернатора В.М.Кресса была задумана и реализована программа «Народный счетчик». Программа финансировалась из бюджета области. В течение 5 лет производилась установка теплосчетчиков на 3000 домов. По ходу дела отрабатывались организационные технологии обеспечения достоверности учета и заинтересованности всех сторон отношений в работе этого коллективного измерительного комплекса. По началу все было довольно неуправляемым. Работы породили массу конфликтов. Где то счетчик был выгоден дому, а значит невыгоден ресурсоснабжающей организации. Где то наоборот. В результате конфликтов и противоречий было выведено из строя более 900 теплосчетчиков. Все это продолжалось до тех пор, пока губернатор не приказал передать весь измерительный комплекс, включая систему сбора и обработки информации в отдельную структуру. Дома с низкой энергоэффективностью получили дотации на отопление. На том все конфликты и споры закончились. Принятый позже 261 ФЗ многое поломал в Томске и организационную структуру учета пришлось поправить. С ухудшением. Но, в целом, отработанный ранее принцип профессионального управления приборами учета, отделенный и от потребителя и от поставщика, выдержал и не плодит не нужных власти конфликтов.

Что делать?

На первую часть традиционного вопроса «Кто виноват и что делать?» отвечать нет смысла. Кого уж нет, а кто уже далече. Главное в том, как восстановить доверие покупателя и продавца на раскаляющейся площадке отношений в ЖКХ.

Один путь – прекратить эксперименты с отработанными веками принципами рыночных отношений. Весы должны быть собственностью продавца. За состоянием весов и за тем, что бы продавец не обманывал покупателя должно внимательно следить государство. Специфичность монопольного положения продавца в сфере ЖКХ можно разрешить очень просто: можешь отпускать товар не взвешивая, но бесплатно. Полагаю, что приборы поставят очень быстро. А может быть возникнет желание на ускоренное внедрение российской системы учета потребления в МКД, которая позволяет учитывать все и не навешивать теплосчетчики на радиаторы, а судить о теплопотреблении квартир по датчикам. В целом измерительный комплекс должен быть дешевле, поскольку совокупность датчиков заведомо дешевле совокупности индивидуальных приборов. В 21 веке живем, однако!

Второй путь – воспользоваться опытом томских коллег и зарубежным опытом. Зачем заставлять покупателя делать то, что он делать не должен. Если лоббирование коммунальщиков невозможно преодолеть даже на государственном уровне, создайте региональных операторов учета, которые на коммерческой, профессиональной основе будут предоставлять услуги учета и передавать данные для расчетов за предоставленные коммунальные услуги. Мошенничество и конфликты быстро сойдут на нет. В Томске в этом убедились. Существует же в регионах система РКЦ и работает она не бесплатно. Всех это устраивает. В Томске свой опыт не скрывают и готовы посоветовать как преодолеть неизбежные проблемы. Было бы желание.

Общий подход: нужно откорректировать закон 261 ФЗ в части передачи полномочий по учету коммунальных энергоресурсов в регионы. Там с этой проблемой быстро разберутся без оглядки на федеральный уровень. Управление жильем из 261 ФЗ перевести в Жилкодекс.

Предлагаю дискуссию.

Автор: Коваль Сергей Петрович

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →