Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Общесистемные вопросы

Энергосбережение. Общая концепция. Часть 1.

Для обеспечения конкурентоспособности экономика страны должна быть энергоэффективной. Это сразу поняли на Западе еще 40 лет назад, когда делали первые шаги на пути развития энергосбережения, по этому пути и пошли. Для того, что бы цель «энергосбережение» не стала пустым лозунгом, на том же Западе положили в основу интереса экономии энергии испытанную столетиями политику кнута и пряника. И дело пошло. Энергосбережение с российской спецификой более сориентировано на административное воздействие. Не получается. Почему и насколько – в статье руководителя департамента проектов и программ АО "Артпол инжиниринг" Тихоненко Юрия Федоровича

Энергосбережение. Общая концепция. Часть 1.

Существующее положение.

На протяжении последних 6 лет предпринимается очередная попытка развивать энергосбережение как отдельный, самостоятельный процесс, в отрыве от общих задач социально-экономического развития регионов и страны в целом. В принципе в этом не было бы ничего крамольного или ошибочного, если бы в рамках этого процесса решались локальные задачи, типа развития производства энергоэффективных технологий, оснащения приборами учета, внедрения требований по параметрам энергоэффективности, пропаганды энергоэффективности и т.д. Но здесь есть одно «НО». Процесс запущен под лозунгом сокращения энергоемкости ВВП. Если в былые времена слишком высокая энергоемкость ВВП нашей страны была всего лишь поводом для запуска масштабных процессов энергосбережения, то на современном этапе сокращение энергоемкости ВВП (на 40% к 2020 году по сравнению к 2007 г.) был определен как целевой показатель, который должен быть достигнут исключительно за счет энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Видимо никого не побеспокоило, что этот показатель в большей степени зависит от повышения эффективности самой экономики и роста ВВП, нежели от сокращения энергопотребления. К тому же, когда ставится такая серьезная задача, результат которой поставлен в зависимость от результатов в области энергоэффективности, то должно быть полное понимание о том, какими методами и средствами эта задача будет решена. Но у нас почему-то восприняли это довольно примитивно. Раз предписано сокращать энергоемкость ВВП, значит надо зафиксировать объем потребления энергоресурсов и ВРП в базовом году и расписать ежегодное сокращение энергоресурсов на 3% вплоть до 2020 года. Никаких глубоко проработанных комплексных мер, никаких организационных решений практически не принималось. Вероятно, опрометчиво посчитали, что уж три то процента в год как-нибудь сэкономить можно, не такая и сложная задача. На самом деле это совсем не так. Если на конкретном объекте или здании, даже на предприятии можно сократить энергопотребление гораздо больше, на 20-30%, а кое-где и все 50%, то в масштабах муниципалитета или региона, не говоря уже о государстве в целом, добиться экономии в размере 3% задача практически невыполнимая. И уж точно сама по себе она решаться не будет, поскольку требует серьезной технической, организационной и главное финансово-экономической проработки. Это вытекает из простой арифметики, если рассмотреть в какие затраты выливаются выполнение заданий по сокращению энергоемкости ВВП на примере объемов потребления энергоресурсов в 2014 году. Для простоты расчета в примере не участвуют объемы потребления топлива на транспорте и топлива, используемого в промышленности на технологические нужды.

Потребление энергоресурсов в 2014 г.

Вид энергоресурса

Ед. изм.

Потребление

Средняя стоимость единицы, руб.

Общая стоимость, млрд. руб

Электроэнергия

млрд. кВт ч

1159

2,7

3129

Теплоэнергия

млн. Гкал

594

1500

891

Вода

млрд. куб. м

60

24

1440

Всего:

5460

3% от общей стоимости

164

Из таблицы следует, что по данным 2014 года общая стоимость энергоресурсов и воды, которые необходимо сократить, составляет 164 млрд. рублей. При таких масштабах средний срок окупаемости мероприятий по энергосбережению будет находиться в диапазоне от 3-х до 5-и лет, следовательно, средства, которые необходимо потратить для достижения годовой экономии энергоресурсов составят 500-900 млрд. руб.

Примерно такие же объемы финансирования были заложены в Государственной программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года. Планируемый объем финансирования программных мероприятий за весь срок реализации Программы должен был составить 9 532 млрд. рублей, в том числе:

  • 760 млрд. рублей из средств бюджета Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
  • 8772 млрд. рублей из внебюджетных источников финансирования.

В программе ни слова о том, что необходимо сделать, чтобы желание привлечь в процесс энергосбережения без малого 9 триллионов рублей превратилось хотя бы в радужную надежду. Видимо кто-то понадеялся на авось или чудо, но чуда не произошло, поэтому в 2013 г. без каких бы то ни было объяснений, взамен действующей программы появляется новая «Энергоэффективность и развитие энергетики», которая сразу же после принятия подверглась ряду корректировок и в окончательном виде была утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2015 г. N 1339. В этом документе уже не фигурируют внебюджетные источники финансирования, а обозначены только средства из федерального бюджета в объеме 31,69 млрд. руб. на подпрограмму по энергоэффективности. Однако можно сколько угодно прятать голову в песок, но проблема от этого не исчезнет и чтобы справиться с задачей по запланированному темпу сокращения энергоемкости ВВП, необходимы финансовые ресурсы примерно в тех же объемах, а именно 800 – 900 млрд. руб. в год и львиная доля этих средств – внебюджетные источники. И это только на финансирование мероприятий по экономии энергоресурсов у потребителей энергии. А ведь требуются затраты на организацию учета энергоресурсов, это тоже входит в обязательный состав мероприятий в рамках энергосбережения, на разработку региональных и муниципальных программ энергосбережения, на запуск механизмов экономического стимулирования и еще многое - многое другое.

Становится понятным, какие ключевые задачи должны стоять перед государством, чтобы добиться желаемых результатов. Естественно таковыми являются меры по финансовому обеспечению полномасштабного процесса. Так вот этого добиться можно только в том случае, если потенциальные инвесторы, а самое главное непосредственные потребители энергоресурсов, станут самыми активными участниками процесса энергосбережения, чтобы именно они стали основными источниками финансирования мероприятий. В этом то и должна заключаться суть государственной политики энергосбережения. Это сразу поняли на Западе еще 40 лет назад, когда делали первые шаги на пути развития энергосбережения, по этому пути и пошли. Там сразу поняли, что стоимость сэкономленных энергоресурсов, даже при весьма высоких тарифах, не позволяла надеяться, что все разом побегут экономить у себя энергию, даже несмотря на то, что по своему менталитету люди за рубежом более рачительны и склонны к бережливости, чем наш народ. Был сделан правильный вывод, что без дополнительных стимулов не обойтись. И на формирование этих стимулов ушло немало лет тщательного анализа и экономических расчетов.

В итоге заработала практически саморегулируемая модель, которая опиралась не на прямое принуждение или пустые лозунги, а на экономическую заинтересованность в положительном результате с одной стороны, и на необходимость соблюдать те жесткие требования, установленные соответствующими нормативами в энергопотреблении, а также требования по ограничению в использовании неэнергоэффективных технологий. Сначала это подогревалось экономической заинтересованностью, а впоследствии это перешло в привычку и укоренилось в самосознании людей как нечто само собой разумеющееся.

Мы же никак не можем осознать эту простую истину и пытаемся ограничиться старыми советскими методами: кинуть клич, объявить, что это выгодно абсолютно всем, и ждать, когда все ринутся экономить энергоресурсы и обязательно в том объеме, который запланирован непонятно каким путем. Причем, это делается уже не первый раз. То же самое происходило после принятия первого закона «Об энергосбережении» №28-ФЗ. Если окунуться в историю и вспомнить все предыдущие государственные, да и региональные программы энергосбережения, то увидим, что в общем объеме финансирования всех программ, как правило, фигурируют незначительные средства из бюджета, в основном не более 5%, а остальные 95%, а то и больше расписаны на внебюджетные источники финансирования. Принцип распределения простой, определяют, какой требуется объем финансирования в целом, чтобы осилить задание, потом прикидывают скудные возможности бюджета, которого всегда не хватает, особенно на энергосбережение, потому что считают эту тему баловством на фоне более важных и неотложных задач. Остальное во внебюджетные источники. Ни каких мер по привлечению внебюджетных источников естественно не предпринималось, голая уверенность, ни на чем не основанная. Следующий этап – сетования по поводу того, что бизнес не поверил, не захотел пойти в энергосбережение, поэтому выполнить плановые задания по экономии энергоресурсов не представилось возможным. И так из года в год, от одной программы к другой, и все это называется энергосбережением по-русски.

Что мы имеем.

С одной стороны в проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года появился новый раздел 4.2. «Энергосбережение и повышение энергоэффективности». В своей речи в сентябре 2015 г. на Генеральной Ассамблее ООН Владимир Путин заявил, что Россия планирует к 2030 году ограничить выбросы парниковых газов до 70-75% от уровня 1990 года, а этого добиться без серьезных успехов в области энергоэффективности в принципе не возможно. То есть все говорит о том, что тема энергетической эффективности по-прежнему остается в списке приоритетных направлений государственной политики государства, более того после таких заявлений со стороны главы государства у нас не остается ничего другого, как стремиться к реальным результатам, а не ограничиваться имитацией деятельности. И вопрос-то даже не в том, что необходимо выполнять директивы сверху, а в том, что пора бы уже начинать всерьез задумываться над тем, как страна с таким суровым климатом будет существовать в условиях дефицита или полного истощения запасов углеводородов. Понятно, что этот момент наступит не так скоро и эту головную боль можно перенести на будущие поколения, мол, пусть сами выкручиваются, как хотят. Однако такой взгляд выглядит крайне безответственным и его не стоит даже обсуждать.

Как все-таки выходить из ситуации?

Ответ, в общем-то, простой. Переводить процесс из стихийного состояния в конструктивное управляемое русло. Во-первых, следует пересмотреть отношение к энергосбережению. Это направление деятельности все-таки должно быть составной частью энергетического планирования региона, а не самостоятельной темой, нацеленной на выполнение заданий по экономии, спущенных сверху одинаково для всех без разбору. А энергетическое планирование по логике должно ориентироваться на планы социально-экономического развития региона и представляться в виде перспективных топливно-энергетических балансов (ТЭБ), в которых часть возможного дефицита энергетических мощностей должна покрываться не за счет вновь вводимых источников, а за счет высвобождаемой мощности и объемов энергоресурсов, полученных благодаря энергосберегающим мероприятиям. Размер этой составляющей в ТЭБе целиком и полностью зависит от комплекса мер, позволяющих реализовать ту или иную часть имеющегося потенциала энергосбережения. Потенциал энергосбережения должен оцениваться по утвержденной методологии и преобразовываться в виде адресных мероприятий, а уже этот адресный перечень мероприятий и должен стать содержательной частью программ энергосбережения. Может оказаться противоположная ситуация, когда регион располагает избыточными мощностями. Нужно ли в этих условиях инициировать меры по сокращению энергопотребления? Безусловно нужно, если потенциал энергосбережения у потребителя имеется. Только в данном случае эти меры должны сопровождаться либо перераспределением нагрузок между эффективными источниками с переводом в резерв или закрытием менее эффективных, либо привлечением инвесторов для создания новых рабочих мест и загрузки свободных мощностей. То есть программа энергосбережения обязательно должна сопровождаться этими мерами, иначе получится только хуже. Но для применения таких мер необходимо:

  • Иметь полную и достоверную информацию по всем источникам энергоресурсов, чтобы вопросы перераспределения нагрузок происходило не по чьим-то субъективным волевым решениям, что в итоге может привести к злоупотреблениям со стороны структур, принимающих решение, а на основе обоснованных правил, закрепленных нормативными документами. Особенно это важно, когда энергетический комплекс находится в руках нескольких собственников и решение о переводе в резерв или остановке того или иного источника энергии влечет за собой с одной стороны более эффективную работу энергетического комплекса в целом, но при этом неизбежно приведет к убыткам владельцам закрывающихся источников;
  • Иметь право органам исполнительной власти региона принимать решение по оптимизации работы энергетического комплекса на основе перераспределения нагрузок;
  • Иметь утвержденный регламент, обеспечивающий компенсацию этих самых убытков;
  • Иметь возможность предоставлять льготные условия инвесторам по техприсоединению к незагруженным источникам энергии.

Как это должно происходить на уровне региона?

р1

Продолжение следует .....

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →