Главная / Аналитика / Объекты энергосбережения / Города и населенные пункты

Муниципальные программы энергосбережения.

«Энергорасточительность свойственна всем российским поселениям. Она превратилась в проблему еще на стадии создания коммунальной инфраструктуры поселений и сохраняется до настоящего времени. Постоянно повторяющиеся управляющие воздействия не приводят к кардинальному решению проблемы. Для решения ее необходимо выделить в отдельную систему, локализовать территориально в рамках поселения, всесторонне изучить во взаимосвязи с внешней средой, установить причины возникновения и подпитывающие ее ресурсы, определить цели и выработать конкретные рекомендации по их достижению.В наиболее общем виде цель энергосбережения для каждого поселения может быть сформулирована в следующем виде: «обеспечение потребностей поселения в качественном, надежном и экологически допустимом энергоснабжении при целесообразно минимальном потреблении энергоресурсов из внешней среды». В.Г. СЕМЕНОВ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО «ОБЪЕДИНЕНИЕ ВНИПИЭНЕРГОПРОМ», Г. МОСКВА

Муниципальные программы энергосбережения.

Наверное, не существует более сложной задачи, чем организация энергосбережения в масштабах страны. В этот процесс должны быть вовлечено большинство органов власти, все организации, граждане и даже технические службы армии, флота и т.д. В России нет опыта осуществления столь масштабных проектов при отсутствии жесткой властной вертикали. В то же время, энергосбережение из популярного лозунга постепенно превращается в насущную необходимость. Недостаток электрических мощностей и природного газа в периоды сильных похолоданий, глобальное изменение климата диктуют необходимость разработки программ энергосбережения в каждом муниципальном образовании, а также взаимоувязанных программ действий всех уровней власти.

До сих пор основным документом в области энергосбережения остается декларативный закон «Об энергосбережении» от 1996 г., который с момента своего принятия так и не заработал. Большинство норм закона предусматривают дальнейшее развитие в подзаконных актах, которые так и не были разработаны. Не определена четкая ответственность и механизмы реализации закона. Даже в терминах закона есть путаница. Например, «...энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии; эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды».

Т.е. энергосбережение - это РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР направленных на эффективное использование энергоресурсов, а эффективное использование энергоресурсов - ДОСТИЖЕНИЕ эффективности использования энергоресурсов. По сути оба определения идентичны, т.к. "реализация мер "и "достижение" - это деятельность. Второе определение вообще не является таковым. Более правильны следующие определения:

Энергосбережение - комплекс мер или действий, предпринимаемых для обеспечения более эффективного использования энергетических ресурсов.

Энергоэффективность - отношение фактического значения показателя использования энергетических ресурсов к теоретически достижимому. Существует набор показателей для разных энергетических процессов.

Таким образом, энергоэффективность - это измеряемая величина, позволяющая оценить результат процесса.

В настоящее время в России отсутствует государственная политика в области энергосбережения, в то же время некоторые ее элементы развиваются весьма успешно. Например значительный эффект дало ужесточение требований при новом строительстве жилых и общественных зданий.

Также стимулируют процесс энергосбережения:

- рост стоимости энергоресурсов;

-значительная доля частного бизнеса заинтересованного в экономии;

- доступность передового зарубежного опыта и технологий, повышение качества продукции российских производителей;

- повышение качества и количества приборов учета энергоресурсов, весьма значительная автоматизация процессов энергопотребления; - повышение качества эксплуатации жилого фонда в крупных городах;

- либерализация рынка электроэнергетики;

-введение платы за подключение к централизованным системам энергоснабжения, стимулирующей застройщиков к применению энергоэффективных технологий.

В тоже время к тормозящим процесс факторам можно отнести следующие:

-изношенность энергетической инфраструктуры во всех элементах (генерация, транспорт, потребление);

-массовое использование технологий и оборудования уровня 50-60 годов прошлого века;

-прекращение государственного финансирования НИОКР в области энергоэффективности;

- отсутствие независимых ресурсных испытаний широко рекламируемых технологий;

-ослабление директивных методов управления без компенсации методами управления стимулами;

-энергосбережение не превратилось в выгодный бизнес;

- центры энергосбережения, создаваемые для управления региональными программами, не выполнили свою роль;

- крах всех государственных программ по энергосбережению.

Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения - это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача - определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение. Основные направления энергосбережения:

1. Поведенческое энергосбережение. Это укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии, когда она им не нужна, что можно выразить привычным лозунгом «Уходя - гасите свет». Необходимо осознание людьми положения, что энергосбережение -экономически выгодно. Достигается этоинформационной поддержкой, методами пропаганды, обучением со школьной скамьи энергосбережению.

Т.е. поведенческое энергосбережение подразумевает обеспечение потребностей при меньшем потреблении энергоресурсов, и это в основном обеспечивается без совершенствования технологий. Как показывает опыт, поведенческое энергосбережение может составлять 2 - 10 % от всего потенциала энергосбережения.

2. Совершенствование энергетических установок поставщиков и потребителей. В первую очередь, совершенствование их конструкций. Важно обеспечивать отечественных разработчиков и производителей оборудования информацией о перспективах рынка энергосберегающих технологий. Например, после принятия ФЗ «Об энергосбережении» 1996 г., ожидалось массовое применение теплосчетчиков, следствием стало появление множества отечественных производителей приборов учета тепловой энергии. Планирование будущих потребностей чрезвычайно важно для развития бизнеса. Также необходимо повышать информированность потребителей о новых технологиях.

3. Энергосбережение в зданиях и сооружениях, улучшение их конструкций. Большая часть этих мер актуальна в части тепловой энергии, а также в экономии электроэнергии, используемой для термических целей и на освещение (не только более эффективные лампочки, но и определенные требования к помещению, например, вплоть до использования светлой или светоотражающей окраски).

На все эти три основные группы накладывается система мер как ограничительных, так и стимулирующих. Одна из основных задач -сделать энергосбережение выгодным бизнесом как для организаций, профессионально занимающихся энергосбережением, так и для инвесторов. С другой стороны, энергосбережение должно быть превращено для потребителей энергоресурсов в доступный способ снижения расходов. В рыночной экономике производят те товары или услуги, которые готовы купить, поэтому необходимо создать рынок энергосбережения, через создание потребностей в энергосберегающих товарах и услугах, а они не замедлят появится при наличии спроса. Потребность в конкретных технологиях, проведении определенных мероприятий, необходимости снижения определенных показателей, должна появиться при соответствующем тарифном регулировании, экологических ограничениях, ограничениях по использованию топлива и т.д. При создании системы потребностей будут быстро развиваться энергосервисные компании, создающие свой бизнес в этой сфере, так как эта деятельность не требует значительных финансовых вложений, нужнее опыт, знание экономики и технологий.

Одна из задач власти сегодня - это создание эффективной системы законодательного, нормативного, методологического и программного обеспечения энергосбережения на каждом уровне. В дальнейшем задача органов власти федерального, регионального и районного уровня - это организация управления программами и взаимодействия субъектов программ соответствующего уровня, также организация контроля за нижестоящими органами власти.

Цели повышения энергоэффективности совпадают и с другими целями муниципальных образований таких как экологии, задач повышения экономичности систем энергоснабжения и др.

Вредные выбросы (в том числе парниковые газы) в городах, связаны в значительной мере с энергетическими источниками, использующими ископаемое топливо, соответственно меньшее потребление топлива, уменьшает выбросы и улучшает экологическую обстановку поселений.

Задача повышения экономической эффективности процессов производства, транспорта, потребления энергоресурсов напрямую связана с задачей уменьшения потерь и снижения расхода топлива (составляющего значительную часть в структуре затрат энергоснабжающих предприятий), и при росте стоимости топлива будет все более актуальна. Конкуренция в дальнейшем будет нарастать. Неэффективное потребление энергоресурсов будет приводить к дополнительным издержкам, к росту стоимости подключения к инфраструктуре. Потребители, имея возможность выбирать, будут отключаться от дорогой инфраструктуры. Повышение энергоэффективности и, как следствие снижение издержек, должно стать основной задачей энергоснабжающих предприятий.

Вопреки устоявшемуся мнению снижение отпуска энергии в результате энергосбережения у потребителя, может быть выгодно энергоснабжающему предприятию. Снижение потребления и, соответственно, отпуска энергии приводит и к снижению дополнительных затрат у энергоснабжающего предприятия. При правильной структуре цены на отпускаемую энергию, поставщик сам будет заинтересован в энергосбережении в конечном потреблении. Снижение потребления позволяет обеспечивать подключение новых потребителей при минимальных капитальных затратах на развитие инфраструктуры и снимает проблемы выделения земельных участков под новое строительство, отчуждения санитарно-защитных зон и т.д., что в целом положительно сказывается на градостроительном развитии.

Решение задач повышения энергоэффективности на сегодняшнем этапе, когда существует большой резерв малозатратных мероприятий, совпадает с большинством стратегических целей государства, хозяйствующих субъектов. В итоге повышается конкурентоспособность страны в целом.

Наличие системного подхода является также одним из требований методических рекомендаций при разработке программ по энергосбережению. В то же время в большинстве программ, даже в новом проекте концепции федеральной целевой программы по энергосбережению Минэкономики РФ, программно-целевой метод излагается формально, так же формально он используется в самой программе. Все сводится к тому, что задачи трудные, поэтому должны решаться при комплексной поддержке государства, и государство в программах становится главным исполнителем всех мероприятий по энергосбережению. Это в корне неверно, т.к. федеральная власть не может дойди до каждой энергоснабжающей организации и каждого потребителя, и создать для них персонифицированную систему стимулов, учитывающую все местные особенности, менталитет, квалификацию, уровень доходов и т.д., это можно сделать только в местных программах. А цель программы энергосбережения - это вовсе не тотальный контроль государства. С другой стороны, можно обосновать необходимость участия государства в энергосбережении на всех уровнях, ведь центральной процедурой в системном анализе является построение обобщенной модели, отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения.

Возможно, проводить системный анализ по отраслевому принципу или территориальному. Опыт показывает, что отраслевые программы практически не работают. В территориальном образовании существуют сложившиеся связи, общие энергоснабжающие организации, общая местная власть, энергоресурсы, особенности застройки и т.п.. Там сложилась своя структура производства и потребления, своя система отношений, и неверно выделять из нее предприятия по отраслевому принципу. При рыночной экономике отраслевая специфика влияет лишь на выбор конкретной технологии, учет особенностей в потреблении энергоресурсов, но не на принципы организации энергосбережения. Эти задачи должны решаться на местном уровне с методической, нормативной поддержкой государства.

Для небольших и близко расположенных поселений межпоселенческие связи очень важны. Необходимо в таком случае стремиться к общим программам энергосбережения. И программно-целевой метод как раз и позволяет решать проблемы, которые по отдельности субъекты решить не в состоянии, посредством общей координации, создания общих рабочих групп. Целевая программа, в отличие от плана действий, обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию "стоимость-эффективность" более высокий, чем при обычном "затратном" планировании. Иными словами, при программном управлении за счет получения и реализации новых знаний и ресурсов, создается дополнительный "программный продукт" для совершенствования и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей.

Важнейшие принципы системного анализа сводятся к следующему:

- процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкой формулировки целей, при этом цели отдельных участников не должны вступать в конфликт с целями всей программы;

- необходимо рассмотреть всю проблему как целое, как единую систему. Выявить системообразующие элементы и структуру системы (вскрыть связи, отношения между элементами системы. Для элементов системы допустимы не любые, а лишь конкретные взаимоотношения - "системообразующие связи". Связи выбираются таким образом, чтобы обеспечить выделение системы с наперед заданным системным качеством, характер которого регулируется смыслом стоящей перед исследователем проблемы.

- полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, с учетом затрат ресурсов по каждому из вариантов.

Важнейшие принципы системного анализа сводятся к следующему:

Семенов р1

Объектом исследования является поселение - территориальное образование с высокой плотностью энергетических объектов и потребителей. Несмотря на множество участников процессов энергоснабжения и энергосбережения их можно свести к 3 большим группам:

- энергоресурсоснабжающие предприятия;

- потребители;

- местная власть.

Конечно, в процессе должны участвовать энергосервисные и консалтинговые компании, инвесторы, застройщики и т.д. Но объективно они могут осуществить свое воздействие только через этих 3-х участников. Даже крупный завод, имеющий собственную ТЭЦ, в общем виде может рассматриваться как крупный потребитель топлива, а при энергоснабжении городского района как энергоснабжающая организация. Все три участника теснейшим образом связаны друг с другом. Энергоснабжающие организации, являющиеся в большей степени естественными монополиями без конкуренции различных способов самообеспечения энергетических потребностей потребителей и воздействия власти могут быть полностью инфантильны к вопросам повышения энергоэффективности. С другой стороны и сама власть при еще не сформировавшихся дефицитах может двигаться сторону энергоэффективности только под воздействием потребителей - избирателей, болезненно воспринимающих рост стоимости энергоресурсов.

При всем разнообразии потребителей (бюджетные организации, управляющие жилым фондом, промпредприятия и т.д.). в общем-то, все они заинтересованы в снижении платежей, доступности подключений, обеспечении качества и надежности энергоснабжения. Они могут как снижать объем потребления, так и создавать собственные системы энергообеспечения. На местную власть потребители воздействуют через систему выборов, жалоб в верхние властные структуры, отказ от инвестиционных планов, неплатежи, в том числе в организации, подконтрольные муниципалитету. К тому же сами чиновники дома также являются потребителями энергоресурсов.

Власть может воздействовать на потребителей путем:

- прямого управления в бюджетных организациях;

- ограничениями размера бюджетных субсидий нормой энергопотребления;

- особыми условиями конкурсов управляющих организаций;

- регулированием условий подключения и инвестиционных контрактов;

- введения обязательных требований и организацией контроля их соблюдения;

- широкой пропагандой и обучением;

Набор методов воздействия на энергоснабжающие организации не менее широк:

- разработка и организация осуществления программ развития и схем энергоснабжения;

-согласование и контроль производственных и инвестиционных программ;

- антимонопольные методы; - ценовые методы;

-участие в управлении через собственность;

- тарифное регулирование естественных монополий;

- создание рынков высвобожденной мощности;

- административный ресурс;

- координация действий участников процесса энергоснабжения.

Энергоресурсоснабжающие организации, не имея прямых возможностей воздействия на власть, широко используют методы лоббирования, запугивания авариями, подготовки вместо власти необходимых документов; заключения долгосрочных соглашений, самостоятельной разработкой территориальных программ развития и т.д.

Из всех участников реально организовать процесс энергосбережения может только власть. Потребители не объединены, а энергоснабжающие организации как продавцы не годятся по определению. Таким образом, успех программ энергосбережения поселений, в основном, определяется способностью власти внутренне сорганизоваться и управлять процессом, либо наличием политической воли по передаче значительной части организационных полномочий более высокому уровню власти либо серьезной управляющей компании.

Сегодня именно отсутствие эффективной координации отдельных подразделений администрации муниципального образования для достижения конкретных целей повышения энергоэффективности приводит к тому, что эти цели даже не формулируются. А в отсутствии конкретных, численно измеряемых показателей отчетность осуществляется по привычной схеме:

- Заменили км. труб;

- Установили приборов учета;

- Построили котельных;

- Освоили средств.

Воздействия из внешней среды, влияющие на процесс энергосбережения в поселении можно сгруппировать по следующим блокам:

- информационные;

- ценовые (первичные энергоресурсы);

-ценовые (регулирование цен на энергоресурсы, производимые в поселении);

- законодательные и нормативно-правовые;

- административные;

- финансовые.

Кроме первой позиции, все остальные воздействия осуществляются через федеральные и региональные органы власти. Т.е. именно вышестоящая власть, в основном, формулирует правила, ограничения и набор возможных стимулов для использования в региональных программах. Отсюда становится понятной роль государственной власти в организации энергосбережения:

- создать эффективный набор стимулов и необходимых ограничений;

- организовать контроль за полнотой разработки муниципальных программ и их осуществлением;

- осуществить реальную координацию собственных властных структур, самостоятельно осуществляющих сегодня воздействие на муниципалитеты;

- организовать взаимодействие соседних муниципальных образований;

- осуществить разработку региональных и федеральных программ энергосбережения в части межмуниципальных и общефедеральных систем ТЭК;

-обеспечить муниципалитеты информацией о прогнозных ценах на энергоресурсы и перспективную обеспеченность ими;

- обеспечить эффективное воздействие на крупные естественные монополии не подконтрольные муниципалитетам;

- организовать научно-исследовательские работы в области энергосбережения и ресурсные испытания новой техники и оборудования.

Энергорасточительность свойственна всем российским поселениям. Она превратилась в проблему еще на стадии создания коммунальной инфраструктуры поселений и сохраняется до настоящего времени. Постоянно повторяющиеся управляющие воздействия не приводят к кардинальному решению проблемы. Для решения ее необходимо выделить в отдельную систему, локализовать территориально в рамках поселения, всесторонне изучить во взаимосвязи с внешней средой, установить причины возникновения и подпитывающие ее ресурсы, определить цели и выработать конкретные рекомендации по их достижению.

В наиболее общем виде цель энергосбережения для каждого поселения может быть сформулирована в следующем виде: «обеспечение потребностей поселения в качественном, надежном и экологически допустимом энергоснабжении при целесообразно минимальном потреблении энергоресурсов из внешней среды».

Набор целей, обеспечивающих главную цель можно свести к следующим четырём:

Семенов р2

Принципиальное значение имеет выбор алгоритма (набор, последовательность и взаимосвязь действий) по достижению каждой цели. Первичная ошибка в выборе алгоритма, даже при дальнейших значительных усилиях может привести к тому, что цель не сможет быть достигнута.

В случае неудовлетворенности результатом, причину неудачи нужно искать в несовершенстве алгоритма. Достижение обозначенных целей обеспечивается выполнением значительного числа подцелей, для достижения каждой из которых необходимо разрабатывать свой алгоритм.

Источник

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →