Главная / Аналитика / Объекты энергосбережения / ТЭЦ, котельные, отопительные установки

Теплоснабжение глазами постсоветского потребителя

Покупатель всегда прав, ориентация на потребителя приоритетна – цели и лозунги общеизвестные. В случае с теплоснабжением эта формула не работает. Так что же нужно потребителю от тех, кто обеспечивает тепло в доме? Постоянная доступность, разумное соотношение цена-качество, безопасность, объективный учет отпущенного товара. Стандарты, инструкции, законы, которые должны обеспечивать этот набор, это инструменты специалистов, которые обеспечивают тепло у потребителя. Потребителю эту китайскую грамоту знать вовсе не обязательно! Как избежать диких случаев со взрывами домов? Возможно ли достичь безопасности с плохоуправляемыми владельцами котельных и непредсказуемыми жителями? Как решить эти проблемы?

Теплоснабжение глазами постсоветского потребителя

Исторически сложилось так, что системы теплоснабжения в крупных городах СССР преимущественно формировались централизованными. То есть большая печка-котельная ТЭС, магистральные и распределительные трубопроводы, подводящие тепло к домам, внутридомовые системы теплоснабжения. Неплохо себя чувствовали и небольшие квартальные или придомовые котельные там, где не было возможности дотянуться трубой, или уже все сложилось. В относительно небольших городах и поселках многоквартирные дома в основном получают тепло от котельных. Индивидуальные дома отапливаются самостоятельно. Конечный потребитель – человек, об ориентации на которого так громко и настойчиво говорят и представители власти и различные международные организации, разрабатывающие стандарты ведения бизнеса. Везде говорится, что запросы потребителя и текущие и перспективные должны быть в безусловном приоритете. Но что то не слышно, что бы потребителя в России настойчиво спрашивали о его удовлетворении услугами теплоснабжения. Так, вялая реакция по жалобам. Да разъяснения в стиле Петросяна – «горячая вода в трубы не пролезает потому, что расширяется». Далее зарисовка о том, как дело обстоит с точки зрения потребителя из среднего областного центра.

Централизованное теплоснабжение

ТЭС, как правило, работают исправно. У ТЭС имеются частные собственники, которые кровно заинтересованы в прибыли. Тепло на ТЭС является необходимым продуктом при производстве электроэнергии, поэтому прекращать или сокращать производство тепла нет никакого смысла. Магистральные трубопроводы для транспортирования теплоносителя до места . Во времена советские трубы с фонтанами кипятка и дырявым утеплителем были частью пригородного пейзажа. С приходом капитализма у магистральных труб появились хозяева, затем исчезли фонтаны и залатались дыры теплоизоляции. До благостной картины труб с ПППУ теплоизоляцией, как в Исландии или Копенгагене, конечно еще далеко.

С переходом на территорию муниципалитета многое меняется. Трубы ныряют под землю и что творится там, известно только муниципалитету и статистике. Статистика говорит, что там все сгнило, износ 80%. Время от времени из под земли начинают бить гейзеры. Когда трубы от безысходности выныривают на поверхность, теплоизоляция выглядит так, как будто на теплотрассу было нападение вандалов-потрошителей. Ремонт с применением долгоживущих труб с ПППУ изоляцией скорее исключение, чем правило. В основном ремонтируют по старинке, заменяя сгнивший металл на металл сомнительного качества. Главное заткнуть проблему сегодня. Завтра будет новое руководство и новые задания. Нельзя сказать, что ничего не меняется. Статистика свидетельствует, утечек теплоносителя стало меньше, подпитка в связи с потерями падает. Но, деньги на ремонт нужны, сверхнормативные потери кто то должен оплачивать. Кроме потребителя некому. Поэтому муниципальная Гигакаллория на 10-15% дороже Гиги от котельной и, примерно, на 250% дороже цены тепла от ТЭС. Ремонты и связанные с этим перерывы в летнем обеспечении горячей водой, аварийные отключения, неравномерное теплоснабжение из за разбалансировки теплосетей весьма нервируют население, создавая чувство неуверенности.

Неуверенность заставляет искать решения. Решить проблему со счетами за отопление можно утеплением, установкой теплосчетчиков, установкой теплопунктов с автоматическим регулированием подачи.

Об учете. В Законе «Об энергосбережении …» сказано, что установить коллективные теплосчетчики обязаны теплоснабжающая компания или управляющая компания. Приборы при этом переходят в собственность жителей, которые обязаны знать как с этими приборами управляться, периодически поверять их за свой счет, охранять от попыток ресурсников манипулировать с показаниями. Сложно это потребителю, которому в соответствии со ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» не положено иметь специальные знания.

Об утеплении. Утеплять дома безусловно нужно. Программы капитального ремонта подразумевают. Но утепление нужно вчера, а реально воспользоваться деньгами на капремонт можно лет так через 10-15 от настоящего момента. Это для пожилых домов. Для новых домов лет через 30. Убедить жителей скинуться на утепление или теплопункт очень сложно. Поэтому жители решают эти вопросы в индивидуальном порядке. Например: вызывают альпинистов и снаружи утепляют пенопластом только свою квартиру. Выглядит уродливо, но зато проблема решена. Или врезают краны в перемычки радиаторов, разбалансируя систему отопления и забирая тепло от соседей.

Как видно, способы, позволяющие дотянуться до доступного карману тепла в доме, не гарантированы государством. Вернее, они в законах вроде есть, но простому смертному до них не дотянуться. А тепло, которое до дома не доходит нужно. Значит, остается устанавливать себе индивидуальные отопительные котлы, использовать в качестве отопителей газовые плиты, электрокотлы или нагреватели. Последствия такой самодеятельности вполне очевидны: взрывы газа, пожары от возгорания электропроводки.

Придомовые котельные

Придомовые, квартальные котельные явление повсеместное, особенно в малых городах и поселках. Начиная с 90-х годов, по мере ветшания систем централизованного теплоснабжения, строительство котельных получило большое развитие. Поначалу инициатором строительства выступали муниципалитеты. По мере развертывания массового строительства многоквартирных домов возведением котельных стали заниматься строительные компании. Строители быстро поняли выгоду обслуживания построенных ими домов после передачи домов собственникам. Поначалу строителями создавались ТСЖ, которые разрешали возникавшие проблемы с претензиями жителей по качеству строительства. По мере приватизации управления домами многие строительные компании решили продолжить свой бизнес на построенных домах через создание собственных управляющих компаний и придомовых котельных. Выгода очевидна. С одной стороны гарантия от претензий по качеству строительства, с другой стороны очень неплохая прибыль от реализации тепла.

Цена гигакаллории котельных рассчитывается хозяином котельной и утверждается региональной энергетической комиссией. Как правило, цена гиги котельной на 250 % превышает стоимость гиги отпускаемой ТЭС. При этом цена газа для котельной сопоставима с ТЭС. Столь ощутимая разница в 2,5 раза – цена доставки и распределения тепла в муниципальных сетях и приз для владельцев котельных.

По сути, доставка тепла в муниципальные сети и его распределение к потребителю мало чем отличается от знакомой логистики и розницы в торговых сетях. Правда в торговле совокупная накрутка на цену производителя обычно 100%. А вот надбавка за розницу тепла в коммуналке аж 250% - результат злоупотреблений доминирующим положением муниципальных тепловых сетей. Котельные практически не обременены необходимостью доставки тепла потребителю и, теоретически, разница в ценах должна формировать сверхприбыль котельных. На практике все по разному. При формировании цен котельные заявляют расход топлива на выработку тепловой энергии. В какой мере этот расход соответствует действительности, трудно сказать, но то, что удельный расход топлива, потребляемого на выработку тепла в котельных несколько выше, чем в ТЭС, печальный факт. Отсюда проблемы с вредными выбросами и разношерстные цены от котельных.

Эффективность выработки тепла на ТЭС выше. Но не в пропорциях разницы в цене. Если бы отопление МКД осуществлялось непосредственно с коллекторов ТЭЦ, для жителей стоимость отопления составляла бы примерно 20 руб/кв.м./мес. Но совокупный КПД станции и котельной различаются всего на несколько процентов. Остальное в определении стоимости тепла от котельных на совести региональных энергетических комиссий. Но и это не всё. В соответствии с Законом «Об энергосбережении…» обязанностью владельцев котельной является установка общедомовых приборов учета тепла в многоквартирных домах за деньги потребителя. Исполнять свою обязанность они категорически не хотят, поскольку без прибора учета они имеют право формировать платежи по нормативу потребления, что гарантировано обеспечивает сверхприбыль. Способствует этому государство, вынуждая потребителя соглашаться с монопольно высокими ценами не только обязательностью платежей, но и кратно повышая стоимость услуги теплоснабжения при отсутствии коллективного теплосчетчика. Современные дома должны иметь категорию энергоэффективности не ниже класса В. Уровень платежей от не оборудованного теплосчетчиком дома категории «В» уверенно обеспечивает доходность владельцу котельной до 300%, даже если отталкиваться от утверждаемой РЭК стоимости тепла.

Но даже в таких комфортных условиях владельцы котельных умудряются не соблюдать свои обязательства по теплоснабжению домов и восстановлению ресурса оборудования, ссылаясь на нехватку средств. На практике это звучит так: отжали прибыль в течение срока эксплуатации и бросают котельные на произвол судьбы, т.е. муниципалитета или в общедомовую собственность по решению суда. Жители домов, в составе тарифа, оплачивают амортизацию. Правда, случаев накопления средств для восстановления ресурса котельной не зафиксировано.

Так что же остается потребителю? Платить за оказываемые или не полностью оказываемые услуги это обязательно. Не будешь платить, сначала пенни, потом выселение. Участвовать в анализе стоимости тепла совершенно не реально. Действующее законодательство предполагает возможность участия потребителя в рассмотрении стоимости услуг теплоснабжения непосредственно во время проведения заседания экспертной комиссии в РЭК. Материалы для предварительного ознакомления и консультации не предоставляются. Место и время проведения нужно угадать. Если потребитель угадал и попал в место встречи, и ему предоставят возможность что то сказать. Что он может, не имея квалификации и возможности ознакомления с материалами? На затребование материалов и предъявление претензий в ФАС предоставляется 2 месяца после принятия решения. Не успел, жди следующего случая.

Попытки организации учета тепла со стороны потребителя наталкиваются на сопротивление теплоснабжающей организации. Это вполне естественно по вышеуказанным обстоятельствам. Тех, кто прорвался, ждут сюрпризы. Действующие Правила коммерческого учета тепловой энергии подразумевают, обязанность организации обслуживания теплосчетчика лежит на собственнике, т.е. на потребителе. Может ли он это квалифицированно обеспечить? Конечно нет. Поэтому необходимо обратиться в управляющую компанию. А если управляющая компания и котельная в одном лице? Для начала владелец котельной или управляющей компании поволынят и не будут ставить счетчик под разными предлогами. Но вот счетчик поставлен и начал показывать правду, не выгодную поставщику тепла. В этом случае владельцу котельной можно воспользоваться возможностью «корректировки» показаний без снятия пломб поверки с использованием «сервисного» порта теплосчетчика. Это такая хитрая открытая форточка при закрытой напрочь метрологами двери. Конечно, этим может воспользоваться и потребитель. Но кто и зачем? В существующей реальности просто участие собственника в общем собрании МКД уже подарок. А притормаживать счетчик в общую пользу, рискуя нарваться на статью за мошенничество, кому это надо? Да и как это сделать? Скидываться на вызов спеца для деяния по сговору? А вот для владельца котельной все обстоит совсем иначе. Эффект немедленный, деньги есть, государство не допустит неплатежа за комуналку, факт воздействия еще нужно доказать.

С трибуны Госдумы 16 ноября 2016 г. глава Антимонопольной службы призвал к замораживанию тарифов в сфере ЖКХ на 5 лет. По его словам - жируют, и постоянно жалуются на нехватку денег. В переводе на русский – беспредел. Как реагирует потребитель? Когда самые алчные и нахальные поставщики услуг теплоснабжения загоняют потребителя в угол и возможности бороться нет, потребитель решает проблему как может. Устанавливает индивидуальный котел, включает газовую плиту или мощный электрокотел. Не имея знаний и квалификации действует на «авось» и обеспечивает в итоге пожар или взрыв.

Так случилось в Рязани, когда владелец управляющей компании и котельной, в добавок бывший депутат Городской думы создал для жителей такие условия, что они сами начали решать свои проблемы и подорвались на организационной мине замедленного действия. Сначала исполнительная власть, которая знала и ничего не предпринимала, назвала семью неблагополучной, в квартире которой произошел взрыв. Но таких в доме оказалось десятки. Потом перед живыми и покойными неудобно стало, экспертиза не решилась подписать заключение о дальнейшей пригодности дома. Часть дома решили снести, а к остаткам МКД подвести централизованное отопление. Пусть будет дороже и с перебоями, но хотя бы живыми останутся. Или в той же Рязани, в другом доме, владелец котельной взял от нее все, что мог, заглушил. После множества жалоб под самые морозы решил проблему кардинально – пригнал технику и разрушил котельную. Пришлось срочно тянуть трубу к теплоцентрали. Другой дом: котельная отжила свои 7-10 лет. Далее дорогостоящие ремонты. Котельная закрывается. Жалобы. Котельную передают в муниципальные сети с компенсацией владельцу. Муниципальные сети повышают цену тепла на 25% и запускают котельную. Ремонтов пока не заметно, но зиму еще переживет.

Индивидуальное отопление

Стало модным в последнее время строить дома с АОГВ. Это еще хорошо, когда застройщик подбирает котлы и устанавливает оборудование, а система вентиляции рассчитана на индивидуальные газовые котлы. Дом начинает жить. На начальном этапе жителям очень удобно. Отопление и горячая вода постоянно, каждый выбирает удобный для себя момент включения отопления и режим, платежи в 3-4 раза ниже средненормативных. Но есть не мало существенных но….

  1. Человек уезжает надолго. Котел выключает. Квартира греется от стен соседей. При этом на стене у соседа выпадает роса.
  2. Газовому оборудованию требуются периодические осмотры. Практика показывает, что с первого раза можно войти только в половину квартир. Остальные остаются в зоне риска.
  3. Всегда найдутся безответственные люди, которые считают, что они могут всё сделать своими руками. И не только с подачей газа или с вентиляцией. С газовыми плитами так же опасно. С отопительными котлами еще опаснее.
  4. АОГВ в квартире это не только необходимость регулировки подачи газа. Не менее существенна постоянная забота о состоянии радиаторов, балансировка подачи теплоносителя. Некоторые потребители с этим справиться не в состоянии и процесс обучения себя и системы продолжается не один отопительный период.
  5. За все нужно платить. И за удобство то же. В течении срока эксплуатации возникает необходимость платных услуг, связанных с работой газового оборудования, монополию на обслуживание которых имеют газовые службы. Цены соответствующие.
  6. Расчетный срок эксплуатации газовых котлов 7-10 лет. По окончании этого срока оборудование рекомендуется заменять. Стоимость замены оборудования, счетчика, плюс хлопоты полностью компенсируют выгоды от малой стоимости отопления в предыдущий период.
  7. Риск установки некачественного дешевого оборудования на замену вышедшего из строя весьма существенен. Газовые службы не могут отказать в выборе потребителя при наличии соответствующих сертификатов. Все остальное на «авось».
  8. Дом с индивидуальным отоплением не имеет возможности оперативно решить проблемы с отоплением по альтернативному варианту от централизованного источника. В определенной степени индивидуальное отопление делает систему отопления дома безальтернативной.

Это то, что касается новых домов. Для домов «в возрасте», оснащенных АОГВ, все значительно хуже. Мало того, что АОГВ уже давно подлежат замене, жители их менять не спешат и не допускают к проверкам инспекторов. Что получается, наглядно продемонстрировала трагедия в Иваново в которой погибло 6 человек.

В Минстрое тенденцию безумия потребителя видят и вынашивают планы оснащения всех квартир, в которых имеется газ, газоанализаторами с датчиками метана. Ориентировочная цена 5 тысяч рублей. Технический прогресс конечно не дремлет. Производители предлагают котлы с интеллектуальной начинкой, которая анализирует возможные утечки газа, осуществляет самодиагностику котла, поддерживает режимы подачи теплоносителя, управляется с мобильного или через Интернет и, если что, сообщает хозяину о проблемах. Красиво, конечно, и недешево. Но имеется и другая проблема – человеческий фактор, который непредсказуем. Когда читаешь форумы по проблемам квартирного отопления, просто диву даешься добрым советам по доработке котлов, систем вентиляции и распределения теплоносителя. Наши люди конечно изобретательны, но в ряде случаев деятельность доморощенных самоделкиных очень сильно напоминает эксперименты с нитроглицерином.

Отопление. Так что же выбрать, если есть возможность выбирать?

Хотя любая форма отопления для потребителя является монопольной, можно пофантазировать. Выберем критерии для сравнения: температура, цена отопления за 1 кв. м. (текущая/долговременная), непрерывность оказания услуги, безопасность, возможность совершенствования. Дома конечно разные бывают, сориентируемся на категорию энергоэффективности «С», т.е. обычный кирпичный дом средней этажности со стеной 51-61 см без утепления. Подмосковье. Варианты от города к городу могут различаться, но пропорции примерно одинаковы. Поэтому по одному из областных центров.

Централизованное отопление. Варианты: оплата «по нормативу», отплата по счетчику тепла.

Температура теплоносителя на домах, как правило, соответствует погоде. На входе в муниципальные сети теплоноситель 90-110 0С. Когда рассчитывается среднее потребление по муниципалитету, тариф формируется по принципу «средняя температура по больнице», норматив потребления так же средний для многих городов 0,0271 Гкал/кв.м./мес. Итого: по нормативу потребления 51 руб/кв.м/мес. С коллективным теплосчетчиком на 25% ниже – 40 руб/кв. м./мес.по отопительному сезону. Включение тепла по приказу из города, т.е. когда среднесуточная температура ниже 8 0С, перерыв подачи тепла на ЦТП 2-3 недели в летний период (в это время нет ГВС), безопасность обеспечивается, если жителей не донимают аварийные отключения. Возможности модернизации систем теплоснабжения весьма обширны, поскольку нет порядка в эксплуатации тепловых сетей, где чрезмерно велики потери тепла и теплоносителя. Повышение общей эффективности теплосетей в большей мере относится к менеджменту, чем к технологии и инвестициям. Велика вероятность манипулирования показаниями теплосчетчиков со стороны РСО.

Котельные. Варианты: оплата «по нормативу», отплата по счетчику тепла или газа.

Температура теплоносителя на домах, как правило, соответствует погоде. На входе в дом теплоноситель 50-70 0С. При расчетах без счетчика «по нормативу» 0,0271 Гкал/кв.м./мес стоимость отопления примерно 45-50 руб/кв. м./мес . Если теплосчетчик на месте, стоимость отопления 30-35 руб/кв. м./мес.по отопительному сезону. Включение тепла по приказу из города, т.е. когда среднесуточная температура ниже 8 0С, перерыва подачи тепла в систему ГВС нет, безопасность обеспечивается, если жителей не донимают аварийные отключения. В то же время велика вероятность произвола со стороны владельца котельной при подаче тепла, поскольку регулирующее воздействие на него со стороны органов власти практически отсутствует. Накопление средств на восстановительных ремонт не производится. Поэтому велика вероятность отказа владельца котельной от собственности по истечении срока эксплуатации. При отказе владельца котельной от исполнения своих обязательств, безопасность отопления дома на очень низком уровне. Жители начинают самостоятельно согреваться чем придется, это приводит к печальным последствиям. Возможности жителей по организации эксплуатации котельной и её восстановительному ремонту весьма ограничены в связи с отсутствием необходимых компетенций. При передаче котельной в управление муниципалитету стоимость отпуска тепла изменяется до уровня средней по муниципалитету. Как правило, возрастает. Для отдельно стоящих и пристроенных котельных замена котлов не вызывает технических затруднений, в отличие от крышных котельных. В последнем случае замена котла - проблема. Возможности модернизации комплекса теплоснабжения ограничены, поскольку внутри дома, системой теплоснабжения владелец котельной не занимается, а существенного воздействия на стоимость услуги короткие отрезки коммуникаций оказать не могут. Велика вероятность манипулирования показаниями теплосчетчиков со стороны РСО. В случае отнесения котельной к общедомовому имуществу, расчет платежей по счетчику газа. При этом, даже в случае обслуживания котельной сторонней организацией, стоимость тепла на 10-15% ниже, чем при учитываемом потреблении через теплосчетчик.

Индивидуальное отопление.

Температура теплоносителя и режим отопления выбирается потребителем. Если квартира не отапливается, проблемы с выхолаживанием стен возникают у соседей. Стоимость отопления, пока котел новый, определяется стоимостью газа и примерно 15 руб/кВ. м/мес за отопительный сезон. Перерывов в теплоснабжении нет, если подача газа не прерывается. Средний срок службы котлов 7 лет. Если котел подлежит замене (50 тыс. котел + замена 20 тыс), с учетом текущих эксплуатационных затрат, стоимость отопления составит 55-65 руб. /кв. м./мес, что на 20% выше муниципальной стоимости «по нормативу». Это пессимистическая оценка с учетом перспективного плана регламентных работ по обслуживанию. С учетом действующих регламентов сервисного обслуживания стоимость отопления с учетом замены котла составит 35-45 руб. /кв. м./мес. Таким образом, если брать не сиюминутные платежи, а суммарные затраты в течение жизненного цикла котла, стоимость теплоснабжения мало чем отличается от учитываемого потребления от котельной. В перспективе цена "владения" имеет все шансы возрасти. Катастрофы помогают.

При новых котлах и добросовестных потребителях котлы относительно безопасны. Если потребитель начинает экспериментировать с газовым оборудованием или вентиляцией, использует дешевое, непригодное к эксплуатации оборудование, безопасность индивидуального отопления на крайне низком уровне. Повышение качества, безопасности и надежности теплоснабжения возможно с применением дорогостоящего оборудования с мультимедийным процессорным управлением. С повышением стоимости тепла, естественно.

Перспективы выбора.

Из приведенного сравнения, если отмести обиды и эмоции, видно, что нереализованных перспектив у централизованного теплоснабжения все таки больше. Хотя бы потому, что 250% наценки на тепло ТЭС используется сегодня крайне неэффективно и даже половины этих денег должно хватить с избытком на предоставление тепла потребителю столько сколько нужно, в любой момент, по приемлемой цене. Практика показала, что отрегулировать деятельность плохоуправляемых котельных (или жителей с их квартирными котлами) значительно сложнее, чем монополиста, пусть даже очень влиятельного и жесткого. Как это сделать? Как избежать диких случаев со взрывами домов? Возможно ли достичь безопасности с плохоуправляемыми владельцами котельных и непредсказуемыми жителями? Как решить эти проблемы? Вопросы эти для спецов, коих много в стране. Но у спецов, как любил говорить незабвенный М.С.Горбачёв, консенсус не достигнут.

Итоги

Покупатель всегда прав, ориентация на потребителя – цели и лозунги общеизвестные. В случае с теплоснабжением эта формула не работает. Так что же нужно потребителю от тех, кто обеспечивает тепло в доме? Разумное соотношение цена-качество, постоянная доступность, безопасность, объективный учет отпущенного товара. Стандарты, инструкции, законы, которые должны обеспечивать этот набор, это инструменты специалистов, которые обеспечивают тепло у потребителя. Потребителю эту китайскую грамоту знать вовсе не обязательно!

А что на практике? Можно ли считать нормальной ситуацию, когда жизненно необходимый товар от монополиста поступает потребителю с непредсказуемыми перебоями? Можно ли считать нормальным, когда поставщик тепла воспринимает потребителя исключительно в качестве сочного корма и своими действиями загоняет потребителя на минное поле неурегулированных отношений? Разве не преступно спокойно наблюдать, когда загнанный в угол потребитель начинает добывать тепло сам, создавая угрозу жизни своей и окружающих? Можно ли назвать справедливой наценку в 250% на тепло от производителя? Почему в коммуналке сложилась рыночная аномалия с учетом отпущенного товара? С какой стати в ЖКХ нарушена вековая рыночная традиция в том, что весы должны принадлежать продавцу, а не покупатель должен приходить на рынок со своими весами? Почему у выпускаемых ныне теплосчетчиков имеется возможность манипулирования показаниями без вскрытия пломб поверки?

В ответ на совершенно справедливые претензии потребителя об отсутствии всего того, что перечислено выше, ему власть отвечает номерами инструкций и законов и советом идти в суд. Совет конечно мощный! Заставлять суды разгребать последствия собственной некомпетентности и не желания решать проблемы, тем самым переваливая на судейских работников свои должностные обязанности. На недавней встрече с активистами ОНФ Президент России В.В. Путин признал, что существующая в России судебная система не в состоянии справиться с огромным количеством споров. Тепло нужно сейчас, а не через 2 года переписки и мытарств по судам. И мошенничество с учетом реально отпущенного тепла происходит сегодня и платить по счетам нужно сегодня, а не потом, когда суд доберется до дела. А там ещё аппеляции, пересуды, исполнение и прочие прелести судебных тяжб.

С сожалением приходится констатировать, что действующее ныне законодательство в теплоснабжении скорее всего писалось троешниками и оно рассчитано на отличников или героев, которые в состоянии преодолевать поставленные перед ними этим законодательством преграды. А должно быть все ровно наоборот: отличное законодательство, которое не дает возможности безответственным людям и мошенникам превращать жизнь людей в полосу препятствий. Получилось так, что сочетание безответственности и беспринципности на местах превратилось в гремучую смесь, которая время от времени взрывается. При этом гибнут люди. Наверное не стоит делать ангелов из потребителей. Безответственности и дикости здесь так же хватает. Если нельзя войти в квартиру и проверить как там с газом или с системами отопления, из таких квартир начинает расти угроза всем окружающим.

Что делать? Наверное, нужно учиться уважать потребителя. В том числе граждан, которые "потребляют" законы. Для начала кардинально изменить концепцию учета отпускаемого потребителю тепла. Законом запретить ресурсоснабжающим организациям начисления за тепло при отсутствии приборов учета у потребителя (не поставил счетчик, поставляй тепло бесплатно!). Так можно сделать и в рамках существующего порядка, который обязывает поставщиков тепла устанавливать приборы учета у потребителя, включая в квитанции затраты по установке приборов учета. Но все таки, зачем обманывать себя и заставлять жителей домов делать то, что они сделать не в состоянии: обеспечить грамотную эксплуатацию теплосчетчиков жители не смогут.

Лучшим выходом из положения было бы создание региональных операторов учета в сфере ЖКХ. Существует же система расчетно-кассовых центров и всех она устраивает. Потребители услуг ЖКХ содержат эту систему за счет своих платежей. Ровно то же самое необходимо сделать в учете. В этом случае прекратятся массовые случаи мошенничества с искажением показаний приборов и работа по созданию автоматизированных систем сбора информации в сфере учета потребления коммунальных ресурсов обретет своего хозяина. В 21 веке живем, однако. Объективный учет создаст совершенно предметные условия для привлечения средств в энергосбережение многоквартирных домов посредством деятельности энергосервисных компаний.

В Томске 12 лет тому назад так сделали, отчитались Президенту России В.В. Путину на выездном заседании Госсовета, получили результат о котором сказано выше. Почему положительный опыт не получил тиражирования по всей стране – история умалчивает. Зато позже происходивших в Томске событий был принят Закон РФ 216ФЗ «Об энергосбережении …», томский опыт был перечеркнут и ответственность за состояние приборов учета в коммуналке была возложена полностью на потребителя. Стоит ли удивляться тому, что при категоричном требовании закона об обязательном оснащении многоквартирных домов теплосчетчиками, в том среднем городе, о котором говорилось выше, 98% домов теплового учета не имеют. Не выгодно поставщику, а потребитель или не осознает, или не в состоянии прорваться через поставленные преграды.

За деятельностью собственников котельных необходимо установить строгий контроль. Почему сборы с жителей на капремонт являются обязательными, а накопление средств на капитально-восстановительный ремонт котельных совершенно бесконтрольно? Владельцы котельных обязаны отчитываться об использовании соответствующих средств потребителей, которые заложены в тарифы. Контролером за накоплением и использованием средств амортизации могут быть РЭКи и жилинспекции. Очередное регулирование тарифа очень даже умерит аппетиты владельцев котельных на присвоение средств, предназначенных для ремонта. Хотя, что называется, возможны варианты .....

Внеплановые перерывы в теплоснабжении должны компенсироваться потребителю при расчете в объеме предусмотренных на время перерыва платежей и штрафов. Для владельцев индивидуальных газовых котлов ввести процедуру обязательного освидетельствования по аналогии с периодической поверкой приборов учета, и предусмотреть введение штрафных санкций за уклонение от технического освидетельствования и не допуск в помещение для техосмотра.

Что касается предпочтений по выбору схем теплоснабжения, то наверное нужно попытаться обеспечить реальное исполнение регламентов теплоснабжения, ставя во главу угла безопасность и непрерывность оказания услуг потребителю для различных источников тепла. Тогда у потребителя появится возможность выбора монополиста, а не потенциальной пороховой бочки. И не важно кто к этому сейчас ближе, централизованное теплоснабжение, котельные или индивидуальное отопление. Бизнес обязан обеспечивать регламенты теплоснабжения под присмотром государства. Сейчас присмотр государства вроде есть, потребитель платит в общем то исправно, а вот насчет исполнения обязательств по предоставлению услуг теплоснабжения поставщики постоянно ищут оправдания по неисполнению. То трубу прорвало, то память подвела, то деньги у себя в карманах не могут обнаружить. Потребитель в коммуналке оплачивает не только цену, но и непрерывность подачи услуги. Кто из поставщиков тепла технологически к этому будет ближе, кто в итоге обеспечит безопасность, тот и выиграет соревнование за кошелек потребителя. А может быть и по другому. Никто не мешает симбиозу ТЭЦ и локальных котельных под единым началом. Монополизм конечно. Но для потребителя и так любая теплоснабжающая организация по факту монополия и ему нет разницы с какой из монополий иметь дело: муниципальной теплосистемой или локальной котельной. Лишь бы потребителя не обижали и ориентировались на его запросы.

Наш потребитель не избалован и неприхотлив и его запросы в общем то невелики. Технически обеспечить его запросы на теплоснабжение нет никаких проблем. Все ресурсы в стране для этого есть. С добросовестностью и ответственностью напряженная ситуация. С федерального уровня дотянуться до эффективного решения муниципальных проблем не удается. Но это поправимо. У нас как то не принято говорить о качестве жизни. А вот стандарты качества жизни и региональные законы «О качестве жизни ….» принять следовало бы. Тогда был бы ясен технический, финансовый, организационный ориентир, соблюдение которого должны обеспечить соответствующие службы во взаимодействии с бизнесом. В теплоснабжении в частности.

Автор: Коваль Сергей Петрович

 

Обсуждение

vezuvi :: 19:38 10.12.2016 #

Ёмко,содержательно и доступно для понимания простого потребителя.Согласен с созданием региональных операторов учета в сфере ЖКХ. Возможно от этого субъекта будет польза. Надо быть, действительно, динамичным;Пробовать и если не идёт, корректировать нормативную базу.Аппетиты РСО сами по себе не станут ослабляться:денег никогда много не бывает...Спасибо автору за интересный материал

yami :: 5:49 28.12.2016 #

См.комментарий к SAP.

yami :: 11:24 28.12.2016 #

Всё,Сергей Петрович ,правильно.Однако федеральный уровень сегодня ниже плинтуса и сначала надо ему дотянуться до уровня передовых регионов двадцатилетней давности.Не мешало бы им книжки читать, написанные и изданные в России в конце прошлого столетия(матчасть надо изучать). Так что передавать в регионы им пока нечего.А то что они передают-только во вред делу.

Сергей Коваль, эксперт :: 13:45 28.12.2016 #

Интересная случилась ситуация. В среднем городе, на примере которого написана эта статья, в декабре регулировались тарифы на тепло ТЭС и муниципальных сетей. Поскольку на потребителя навешивать дальше некуда, а аппетиты не уймешь, возник спор между ТЭС и муниципальными сетями. ТЭС согласна с тем, что с 4% роста жить еще можно. А муниципальные сети нет говорят, нужно снизить тариф для ТЭС, поскольку она имеет наглость быть эффективной и поскольку проводит мероприятия по снижению издержек. Значит, как в 90-е, делиться надо! Под это дело была приведена масса «доказательств» из разного рода противоречивой нормативки. И тут неожиданно сработала эта статья. Был задан вопрос – а 250% наценки на тепло ТЭС вам мало? Зависла тяжкая пауза без ответа. В итоге ни ТЭС ни потребителя обижать не стали.

yami :: 5:02 29.12.2016 #

У нас нет этой проблемы-лет 5-7 тому назад взяли да и объединили в городе их меж собой.Это тоже результат итогов нашей работы в конце девяностых.

romanvas :: 10:58 01.01.2017 #


Уважаемые мудрецы! Большинство теоретических аспектов построения эффективной системы теплоснабжения большого города решены ещё 5 лет тому назад. В 200страничном документе, с которым я столкнулся недавно, есть ответы на многие вопросы которые вы затрагиваете. Возможно вы с ним знакомы, вот его название:
«Методический документ. Устройство систем учета и регулирования тепловой энергии.»
Издание третье. Доработанное с учетом опыта применения. Москва 2014.
РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством «Российское теплоснабжение». Он выложен в нете. В нём для всех есть работа – от потребителя до производителя тепла. Вот выдержка из документа:
« Методический документ может быть применен: •органами власти, для:
– организации обеспечения надежного теплоснабжения на территори-ях поселений, городских округов;
– контроля готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительным периодам;
– получения данных для ГИС ТЭК и ГИС в области энергосбережения; – контроля исполнения стандартов надежности, качества и энергоэф-
фективности услуг при теплоснабжении;
– установления стимулирующих коэффициентов к уровню тарифов для теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
•теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, для:
– получения объективной информации о количестве и качестве по-ставляемых ресурсов;
– контроля режимов и качества потребления;
– контроля качества и надежности работы систем теплоснабжения;
– развития информационных систем, систем диспетчеризации, регули-рования и биллинга;
•потребителями, для:
– возможности контроля количества и качества потребляемых ресурсов; – возможности влияния на объемы и режимы теплопотребления (при
устройстве систем регулирования потребления в зданиях, ЦТП и ИТП); – оплаты за фактическое потребление ресурсов;
– возможности снижения оплаты за некачественный поставленный ресурс.»
И ещё несколько заимствованных фраз из документа:
С учетом специфики реализации проектов устройства СУРТЭ документ представлен следующими блоками:
•организация учета;
•организация системы регулирования;
•организация системы диспетчеризации;
•организация автоматизированной системы контроля и управления тепловой энергией;
•организация системы биллинга.


В документе предложены Организационные мероприятия по устройству систем учета и регулирования тепловой энергии, теплоносителя (СУРТЭ).
Общие рекомендации по определению объема и последовательности выполнения работ по организации систем учета, регулирования и диспетчеризации систем теплоснабжения. Рекомендации по организации эксплуатации узлов учета тепловой энергии, теплоносителя. Требования к инвестиционным программам проектов и многое другое.
Короче, читай, как теперь принято говорить, готовую дорожную карту и получай автоматизированную систему теплоснабжения. Прошло 5 лет со дня выхода документа и что реально сделано, где либо, в нашей могучей и широкой стране ? В древнем городе Рязани я, например, о построении системы ничего не слышал. По вашим откликам я понял, что в других точках страны дела идут не лучше. Думаю, что проблема в социуме, который до настоящего времени не сложился. Сидим в одной лодке (власть, производители, распределители, потребители), но каждый гребёт в свою сторону или ждём когда придёт «барин» и нас рассудит. Ой, как нужен нам ВВП или ИС! А может ещё что? Поделитесь.

yami :: 18:24 02.01.2017 #

С Новым Годом, удачи,успехов и ,главное,хорошего здоровья! Я полагаю- Вы совершенно правы. Суммируя всё сказанное в комментариях -СОЦИУМ ЖДЁТ БАРИНА!

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →