К энергосервисным услугам в России отнесены услуги по обеспечению экономии энергии и энергоресурсов у Заказчика, осуществляемые на возмездной основе. В статьях о формировании заинтересованности энергетиков и потребителей в энергосбережении и мотивации энергосбережения ценами приводился опыт США в мотивации энергосбережения для всех участников рыночных отношений при энергопользовании. Требуют отдельного описания процедуры организации рыночных отношений на рынке "торговли эффективностью".
Опыт США
Заинтересованность в результатах энергосбережения безусловно важна и крайне необходима. Но без правильной организации рыночного процесса и конкуренции предложений по способу оказания услуг поставки энергии и энергосбережения процесс повышения энергоэффективности будет значительно менее эффективен. Для этого необходимо не только создание возможности для оказания энергосервисных услуг по обеспечению энергосбережения, но и создание рынка предложения таких услуг с жесткой конкуренцией. В США формирование рынка оказания энергосервисных услуг по релизации проектов энергосбережения произошло с применением всего характерного для рынка инструментария:
- котировок на бирже предлагаемой экономии;
- реализации опционов и фьючерсов;
- реализация полученного эффекта от энергосбережения на вторичных рынках ценных бумаг.
Изначально котировки осуществлялись коммунальными компаниями, которым для обеспечения коммунальных услуг требовалась энергия. На торги выставлялась не только заявка на энергию, но и на ее экономию при условии обеспечения услуги. Компания сопоставляла предложения и оценивала выгоду. Как правило, предложение по экономии стоило дешевле и повышало уровень капитализации компании, что ей было крайне выгодно.Таким образом в 80-х годах экономия энергии превратилась в товар, который можно было купить и в последующем продать (капитализация - ценные бумаги, фьчерсы, опционы и т.д.).В течение относительно непродолжительного периода в США сформировались следующие основные направления торговли энергосбережением на рынке:
- Услуги по экономии у потребителей стали выкупаться в качестве средства для высвобождения мощности в перегруженных сетях.
- Полученная экономия в виде высвободившихся у Потребителя средств начала участвовать в расширении сферы энергосбережения у других потребителей;
- муниципалитеты начали выставлять требования по энергосбережению в качестве обремений при выдаче разрешений на строительство;
- предметом котировок стали гарантии "непотребления" части энергии, что необходимо энергокомпаниям для планирования производства и формирования свободно распределяемой прибыли;
- гарантии "непотребления" стали котироваться при планировании мероприятий, связанных с противодействием загрязнению окружающей среды, в частности при обеспечении квот по Киотскому протоколу;
- проведение мероприятий по энергосбережению на территориях с монополизированным энергообеспечением в качестве инструмента конкурентной борьбы и ограничения монополии;
- сбережение электрической энергии в качестве инструмента конкурентного вытеснения электроснабжения газообеспечением или средствами солнечной энергетики;
- энергосбережение по заявкам энергокомпаний, которые заинтересованы в получении дополнительной свободно распределяемой прибыли.
Обеспечение биржевого перетока средств и капиталов усилило эффекты заинтересованности в энергосбережении по "прямым" соглашениям и ускорило распространение технологий повышения энергоэффективности за пределами территории США.
Планируемые в России мероприятия
Законом РФ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" определены основные требования и направления деятельности в предоставлении услуг по экономии энергии и энергетических ресурсов. Предметом таких договоров является не увеличение количества приобретаемой энергии, а его снижение. Обязательные требования, котрые должны быть включены в договор:
- величина экономии;
- срок действия договора (не менее срока получения экономии).
Рекомендуемые Законом условия договора:
- режимы при которых должна быть обеспечена экономия (темпетарура, влажность и т.д);
- установка и ввод в эксплуатацию приборов учета;
- цена договора в зависимости от достигнутых результатов экономии.
Энергосервисные договоры в многоквартирных домах необходимо обязательно согласовывать с каждым собственником.Применительно к поставке энергии и энергоресурсов (кроме газа) положения энергосервисных договоров могут включаться в договоры поставок. При этом Законом рекомендуется:
- жестко не привязывать платежи по указанному в договоре поставки количеству энергии (энергоресурсов), а исходить из фактического потребления;
- оговаривать отсрочку по платежам, связанным с условиями экономии до получения результата этой экономии.
При проведении торгов подряда для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключение энергосервисных соглашений определяется отдельной категорией, что позволяет проводить соответствующие котировки. Котировки по энергосервисным договорам в бизнесе проводятся в рамках общего законодательства.
Кроме упомянутых мер Законом дано право энергетикам заключать долгосрочные соглашения по повышению энерогоэффективности с использованием средств, включенных в тарифы или привлечения инвестиций в программы энергосбережения с последующей компенсацией интересов инвестора через тарифы.
В первом случае риски исполнения проектов повышения энергоэффективности относятся на Потребителя через тарифы. Энергокомпания самостоятельно или с привлечением энергосервисной организации обеспечивает необходимую энергоэффективность и экономию. Результаты проведенных мероприятий достаются Потребителю сразу по окончании работ в виде сокращения тарифов и цен.
Во втором случае риски успешного проведения мероприятий по энергосбережению берет на себя инвестор. Потребитель через некоторое время сразу получает более эффективные технологии производства энергии и энергоресурсов у энергетика, но должен будет оплатить через тарифы вложенные инвестором затраты и запланированную для инвестора прибыль.
На период окупаемости в тарифах учитываются затраты инвестора плюс пять лет дополнительно за энергокомпанией сохраняется доход, полученный в результате проведения энергосберегающего мероприятия.
Законом РФ о разграничении предметов ведения между федеральными, региональными, муниципальными органами власти введены в качестве отчетных показатели энергоэффективности территорий. Если есть потребность, будет спрос на соответствующие услуги, в том числе энергосервисные.
Из принятого законодательства об энергосбережении пока достаточно смутно видна картина мотивации к энергосбережению всех сторон отношений энергопользования. Смутно потому, что Правительством в ближайшее время должно быть принято около 50 нормативных документов с разъяснениями положений Закона об энергосбережении. Будем надеяться на принятие понятных для всех правил игры и, главное, текущих задач и показателей. Будут показатели, которые можно посчитать и измерить, будет предмет для торга при их обеспечении.
Автор: Коваль Сергей Петрович