Важнейшая задача заседания Президиума Государственного совета – оценить меру выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и подготовить предложения для дальнейшей активизации деятельности по построению в России энергоэффективного общества.
Несмотря на существенный прогресс в повышении энергоэффективности в последние годы, Россия все еще принадлежит к группе стран с очень высокой энергоемкостью ВВП. Риски ее сохранения весьма велики: снижение энергетической безопасности России и ее регионов из-за невозможности покрыть потребности растущей экономики в энергии и мощности; снижение потенциала экспорта энергоносителей как препятствие к выполнению Россией геополитической роли надежного поставщика энергетических ресурсов на внешние рынки (есть прогнозы, которые показывают, что снижение экспорта российского газа неизбежно); снижение шансов на успешную реализацию реформ и национальных проектов по причине отвлечения значительных средств на энергоснабжение и подключение; снижение конкурентоспособности энергоемкой российской промышленности на фоне падения цен на сырье на внешних рынках и роста цен на энергоносители на внутреннем рынке; рост нагрузки по оплате энергоносителей на семейные бюджеты, сохранение высокого уровня бедности и падение собираемости коммунальных платежей; необходимость масштабных инвестиций в ТЭК и соответствующего роста тарифов, который разгоняет инфляцию; высокая нагрузка коммунальных платежей на городские, региональные и федеральный бюджеты; высокий уровень загрязнения окружающей среды и сложности при выполнении обязательств по контролю за эмиссией парниковых газов.
Поэтому неслучайно снижение энергоемкости ВВП стало одним из важнейших исходных условий формирования вариантов развития экономики на период до 2020 г. В Указе Президента Российской Федерации от 4.06.08 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» сформулирована довольно амбициозная задача снижения энергоемкости ВВП России к 2020 г. не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г.
Согласно прогнозам Министерства экономического развития РФ, 80-85% прироста потребности России в энергии в 2008-2020 гг. должно быть покрыто за счет повышения энергоэффективности экономики страны, то есть повышение энергоэффективности должно стать основным энергетическим ресурсом экономического роста до 2020 г. в масштабе, превышающем в 2020 г. 1000 млн. тут, что больше всего объема потребления энергии в России с 2007 г. Ресурс повышения энергоэффективности должен дать эффект, превышающий добычу газа. Без развития соответствующей отрасли решение этой задачи невозможно, а неспособность решить такие задачи означает снижение экспорта энергоносителей и замедление темпов экономического роста.
Построение в России энергоэффективного общества – это не дружеский жест в сторону мирового сообщества. Это стратегия будущего развития экономики России по «инновационной» траектории. Эра информационных технологий плавно переходит в эру «чистых», «эффективных» и «зеленых» технологий. Быстро формируются и развиваются новые рынки энергоэффективного оборудования, оборудования для использования возобновляемых источников энергии, рынки углеродных квот, «зеленых» и «белых» сертификатов, новых видов топлива. Строятся «пассивные» здания и здания, сами производящие энергию, и т.д. В этой «гонке за будущим» Россия задержалась на старте. Дальше в нерешительности стоять на старте нельзя, иначе путь «инновационного» развития для России будет закрыт, и она будет обречена на судьбу «грязного» сырьевого придатка динамичной, «чистой» и энергоэффективной мировой экономики.
Доклад состоит из 11 разделов. Первый – введение. Во втором разделе сформулированы основные выводы доклада. В третьем обосновывается необходимость построения в России энергоэффективного общества. В четвертом представлен потенциал экономии энергии. В пятом на основе декомпозиции национальной целевой установки по снижению энергоемкости ВВП, сформулированной в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 представлена система целевых установок по повышению энергоэффективности. В шестом разделе определены пути и возможности экономии энергии в организациях бюджетной сферы, в седьмом – в жилищном секторе, в восьмом – в системах теплоснабжения, в девятом – в промышленности, в десятом – в электроэнергетике, в одиннадцатом – на транспорте.
В докладе использовались материалы ЦЭНЭФ, собранные за долгие годы работы по многочисленным проектам в сфере повышения энергоэффективности во многих регионах России; материалы совместного исследования Мирового Банка, Международной финансовой корпорации и ЦЭНЭФ «Энергоэффективность в России: скрытый резерв»; материалы, подготовленные ЦЭНЭФ в ходе работы по проекту Европейского Союза «Привлечение инвестиций в энергосберегающие проекты регионов России»; представленные материалы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также большой массив статистических данных.