Шингаров Виктор Павлович,
Независимый эксперт
20 октября 2011 11:00
По всей вероятности в вопросе подразумевается не столько поиск методички на тему написания бизнес-плана, а более глубокая проблема, реально действующая в РФ в сфере организации договорных взаимоотношений субъектов – участников энергосбережения. Это проблема высоких рисков бизнеса в энергетическом сервисе, связанная с отсутствием гарантированной бизнес – схемы возмещения затраченных...
Показать полный ответ
По всей вероятности в вопросе подразумевается не столько поиск методички на тему написания бизнес-плана, а более глубокая проблема, реально действующая в РФ в сфере организации договорных взаимоотношений субъектов – участников энергосбережения. Это проблема высоких рисков бизнеса в энергетическом сервисе, связанная с отсутствием гарантированной бизнес – схемы возмещения затраченных исполнителем ЭСК средств на реализацию энергосберегающих мероприятий.
К сожалению, до сегодняшнего дня типового (примерного) текста ЭСД(К), который бы удовлетворял условиям безрискового возмещения расходов, производимых исполнителем ЭСК на реализацию энергосберегающих мероприятий, так и не разработано. Минэкономразвития РФ во исполнение распоряжения Правительства РФ №1830-Р хоть и с опозданием на 3/4 года, но вывесило – таки образец Примерного текста ЭСД(К) на своём официальном сайте. Вывешенный вариант тем не менее не убавил вопросов исполнителя контракта к механизму погашения затрат. Дело в том, что конструкция этого варианта предполагает полную зависимость исполнителя от наличия средств заказчика ЭСК, выделяемых ему Главным распорядителем бюджетных средств по статье 225 классификации бюджетных расходов. То есть появляется третье лицо в договорных отношениях между исполнителем и заказчиком, которое, будучи лицом, не ответственным по договору, является лицом, действительно влияющим на финансовые взаимоотношения по договору. При этом нужно понимать, что постатейное формирование бюджетных расходов ГРБСом происходит в зависимости от целого ряда других действующих факторов, прямо влияющих на выделение им средств по компенсации расходов исполнителя ЭСК: это и состояние выполнения плана по доходам бюджетного источника, это и другие, более обязательные расходы, в частности, обязательства по оплате поставляемых учреждению ресурсов, выполнение обязательств по которым подкреплено нормативными актами, разрешающими применение репрессивных действий по ограничению поставки ресурсов, и другими, более мотивированными направлениями платежей заказчика.
Понятно, что при такой зависимости исполнителя ЭСК от действия третьих лиц уровень его рисков намного превышает величину разумной мотивации по его участию в проекте ЭСД(К). (Коррупционные возможности сделок, естественно, не рассматриваются). Таким образом, предложенный вариант, попросту говоря, оказался неработоспособным и по его конструкции никакой бизнес в сфере энергосервиса запуститься по ней не сможет.
Вместе с тем уместен вопрос: а так ли в этом варианте конструкции ЭСД(К) были истолкованы условия образования механизма, который должен по идеологии закона 261 – ФЗ обеспечить мотивацию образования МНОЖЕСТВА энергосервисных компаний, работающих на принципе самоокупаемости ?
Конечно же, нет.
Изучение форматов договорных отношений, которые применяются в мировой практике организации процессов энергосбережения, можно сделать вывод, что конструкция договоров должна содержать схему «автоматического» накопления средств экономии, причём, исключительно на счёте исполнителя ЭСК, что исключает влияние «третьих» лиц. Это становится возможным в случае, когда исполнитель принимает от заказчика платежи за ресурсы, которые заказчик направляет ему в соответствие с договором поставки (купли – продажи). При этом направление расходов происходит не по статье 223 (оплата предоставления ком . ресурсов, услуг), а по статье 225 (оплата работ, услуг по содержанию имущества), что представляет, как известно, огромную разницу при формировании и расходовании лимитов бюджетных ассигнований, исходя из кода классификации бюджетных расходов.
Именно в этом и состоит суть изложения статьи 20 закона 261-ФЗ, в которой говорится о том, что в договоре поставки (купли – продажи) ресурсов могут быть использованы одинаковые условия с ЭСК. Приказом Минэкономразвития РФ №174 от 11 мая 2010 года конкретизированы эти совокупные условия. Кроме того статьёй 72 пунктом 3, внесённой в качестве поправки в Бюджетный кодекс РФ, как раз и говорится о том, что при наличии ЭСК оплата услуг производится средствами оплаты за потребляемые ресурсы. Кроме того в соответствии со ст. 26 п.5 закона 261-ФЗ организации с присутствием в управлении органов власти обязаны проводить конкурсы на лучшие условия поставки и предоставление услуг по передаче. Остаётся только понять, что действующий поставщик может принимать участие в конкурсе лишь теоретически, так как снижение доходов, имеющее целью при проведении конкурса, это действие, диаметрально противоположное его уставной деятельности, а во – вторых, он уже зафиксировал свои финансово-экономические предложения в договоре. Поэтому потенциальный исполнитель ЭСК, имеющий программу энергосбережения и намерения уменьшить затраты на поставляемые ресурсы, выигрывает конкурс и принимает на себя функции поставки посредством заключения отдельного договора купли – продажи энергоресурсов, о чём буквально говорится в законе 261-ФЗ.
Мне остаётся только добавить, что ООО «Потенциал» закончило разработку такой конструкции ЭСД(К) и желающие могут с её презентацией ознакомиться на сайте Общества : WWW.POTENCIAL73.RU