Шибаева Ирина Васильевна,
ЗАО "Ресурсинвест"
11 октября 2011 13:10
Отвечая на Ваш вопрос, хочу сначала затронуть тему деятельности РКЦ, а затем обратить Ваше внимание на гарантии оплаты при осуществлении платежей названными Вами способами. В соответствии с ч.15 ст.155 Жилищного Кодекса РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные...
Показать полный ответ
Отвечая на Ваш вопрос, хочу сначала затронуть тему деятельности РКЦ, а затем обратить Ваше внимание на гарантии оплаты при осуществлении платежей названными Вами способами.
В соответствии с ч.15 ст.155 Жилищного Кодекса РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 02.05.2007 № 8167-ЮТ/07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги» управляющие организации, ТСЖ или ЖСК, ресурсоснабжающие организации вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов иным организациям.
Деятельность по приему платежей физических лиц регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
В соответствии с указанным законом РКЦ является платежным агентом (оператором по приему платежей) и осуществляет деятельность по приему платежей от физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Проблема «приземления» денежных средств организациями, выступающими платежными агентами, до сих пор в ряде регионов актуальна. В последнее время намечаются тенденции к изменению этой ситуации. Кроме того, начинается внедрение промышленных учетно-расчетных систем, которые позволяют полностью исключить указанную в вопросе проблему. Именно промышленные учетно-расчетные системы способны обеспечить участникам рынка ЖКХ (генерирующие, сетевые, сбытовые компании, исполнители ЖКУ, потребители) предоставление непротиворечивых значений учетных показателей, необходимых для определения взаимных финансовых обязательств и требований.
Затраты на внедрение и эксплуатацию учетно-расчетных систем возможно организовать по аналогии с механизмами энергосервисных договоров, когда по достижению возврата инвестиционных затрат платежи населения за жилищные и коммунальные услуги снизятся за счет оплаты учетно-расчетных услуг на уровне, необходимом для функционирования используемого прикладного решения. При этом практическое снижение платы за скрытый аутсорсинг может составить от 5 до 14% от сумм выставляемых счетов населению.
С практическим применением указанных программно-аппаратных комплексов можно ознакомиться в ЗАО «Ресурсинвест», успешно реализовавшем проекты по созданию общегородских автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета потребления энергоресурсов и системы расчетно-сервисного обслуживания в ряде муниципальных образований РФ.
Что касается возможности оплаты жилищных и коммунальных услуг через платежные терминалы, то такой терминал, в соответствии с законодательством о применении ККТ, должен выдать фискальный чек, являющийся гарантией оплаты. В случае возникновения разногласий будет сложно доказать факт оплаты, если чек, выданный терминалом, не является фискальным. В настоящее время очень большое количество терминалов популярных платежных систем не имеет возможности выдачи фискальных чеков.