Реклама

изготовление наклеек на автомобиль

Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Общесистемные вопросы

Энергоэффективность и законодательство. Результаты опросов.

Представляем Вашему вниманию результаты опросов, которые были проведены на сайте «Портал-Энерго.ru». Результаты этих опросов представлены в Государственную думу для рассмотрения.

Энергоэффективность и законодательство. Результаты опросов.

В январе 2012 г. на сайте «Портал-Энерго.ru» был проведен опрос по оценке качества действующего законодательства в сфере энергосбережения. Для ответов были представлены общие признаки качества законодательства и специфические признаки, характерные для законодательства в сфере энергосбережения. Совокупный балл оценки законодательства, данный в то время, составил 2,23 по пятибалльной шкале. Результаты опроса были представлены на Круглом столе "О нормативном обеспечении реализации положений 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который был проведен Комитетом Госдумы по энергетике 26 января 2012 г. Обсуждение проблем на Круглом столе было весьма жестким и предметным, что дало повод Председателю Комитета Госдумы по энергетике Грачеву И.Д. охарактеризовать действующее законодательство в сфере энергосбережения как «бюрократическая профанация».

Данные того опроса:

Оценка качества законодательства в сфере организации энергосбережения.

Опрос проведен в январе 2012 г.

Общая постановка вопроса: Оцените действующую нормативно-правовую базу в сфере организации энергосбережения и повышения энергоэффективности (совокупная оценка законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов федерального уровня)

Средний балл оценки законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности по поставленным критериям 2,23.

(Оценка по пятибалльной шкале. Максимальный оценочный балл 5.0)

В том числе по выделенным критериям:

1. Авторитетность для исполнения 2,5

2. Качество и достаточность разработанных подзаконных актов 1,99

3. Системность (возможность реализации всего комплекса мер государственной политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности) 2,05

4. Взаимосвязь с законодательными и другими нормативно-правовыми актами 2,29

5. Исполнимость (способность регулирования применительно к предмету закона и нормативно-правовых актов) 2,1

6. Пригодность для практического использования в организации энергосбережения и повышении энергоэффективности 2,37

7. Соответствие интересам потребителя 2,4

8. Соответствие интересам производителя 2,68

9. Доступность для понимания при использовании в бюджетной сфере и других отраслях экономики 2,23

10. Соответствие международной практике организации энергосбережения 2,23

11. Формирование благоприятных условий для бизнеса в проектах повышения энергоэффективности и предосталения энергосервисных услуг 2,0

12. Антикоррупционность 2,14

13. Экономическая и финансовая обеспеченность и обоснованность 1,96

14. Взаимодействие с региональными и местными органами власти при осуществлении политики повышения энергоэффективности 2,29

15. Информационная поддержка и пропаганда 2,36

16. Использование возможностей общественных и некоммерческих организаций 2,15

За прошедшие с того времени 11 месяцев принципиальных изменений в действующем законодательстве не произошло. Среди специалистов, занимающихся планированием и реализацией проектов повышения энергоэффективности продолжалась оценка места и направленности законодательства. По согласованию с Председателем Комитета Госдумы по энергосбережению на сайте «Портал-Энерго.ru» были проведены 2 опроса, целью которых была концептуальная оценка законодательного регулирования в сфере управления энергосбережением и повышением энергоэффективности и оценка степени использования инструментов, предназначенных для реализации задач и положений закона. Данные опросов приводятся ниже.

Особенности проводимых опросов. В опросе, который проводился в начале года, аудитория принимала весьма активное участие. Степень профессионализма предложений была весьма высока. Активность аудитории в ответах на вопросы при опросах, которые проводятся в настоящее время, существенно ниже. В то же время, дополнительные оценки и предложения, направляемые участниками опроса, весьма профессиональны. Оценка участников опроса показывает, что более половины из них имеют непосредственное отношение к формированию регионального и муниципального законодательства в сфере энергосбережения.

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности

Опрос проводится с начала декабря 2012 г.

Общая постановка вопроса: Действующий закон «Об энергосбережении …» позволил ускорить работу по повышению энергоэффективности в России. Тем не менее, закон и подзаконные акты требуют дополнительного осмысления и совершенствования. Предлагаем Вашему вниманию опрос по проблематике повышения энергоэффективности. Вашу оценку по поставленным вопросам предлагаем осуществить по пятибалльной шкале.

Совокупный балл оценки 1.69

Оценка по пятибалльной шкале. Максимальный балл 5,0

В том числе по выделенным критериям:

1. Соответствие действующего в России законодательства мировой практике организации повышения энергоэффективности (например, в странах Евросоюза)
Балл оценки 1.45
2. Достаточность законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов для удовлетворения потребностей страны в повышении энергоэффективности и развитии экологически чистой энергетики
Балл оценки 1.85
3. Действенность и достаточность регионального законодательства для энергосбережения и повышения энергоэффективности
Балл оценки 1.49
4. Действенность и достаточность муниципальной нормативно-правовой базы для организации энергосбережения и повышения энергоэффективности
Балл оценки 1.43
5. Воздействие законодательства на повышение уровня регионального и муниципального энергетического планирования и внедрение международно признанных принципов энергетического менеджмента
Балл оценки 1.46
6. Эффективность нормативно-правовой базы для привлечения внебюджетных средств и инвестиций в проекты повышения энергоэффективности и энергосбережения и для повышения деловой активности
Балл оценки 1.38
7. Использование законодательства для реализации проектов, сформированных исходя из принципов государственно-частного партнерства
Балл оценки 1.57
8. Воздействие законодательства на повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых в энергосбережение и повышение энергоэффективности
Балл оценки 1.75
9. Состояние мониторинга исполнения законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности

Балл оценки 1.91

10. Оцените степень Вашего участия в формировании региональной и муниципальной нормативно-правовой базы

Балл оценки 2.06

11. Дайте оценку эффективности работы по повышению энергоэффективности в Вашем регионе (муниципалитете) и качеству принятой программы энергосбережения

Балл оценки 1.94

12. Оцените уровень популяризации энергосбережения со стороны органов власти в Вашем регионе

Балл оценки 2.02

Оценка степени использования инструментов реализации положений законодательства в сфере организации энергосбережения.

Опрос проводится с начала декабря 2012 г.)

Общая постановка вопроса: Эффективное проведение мероприятий по организации энергосбережения и повышению энергоэффективности напрямую зависит от применения современных инструментов, большинство из которых относится к категории «менеджмент». Просим Вас ответить на вопросы анкеты, которые помогут оценить степень использования Вами следующих инструментов при организации энергосбережения на практике.

Общий балл оценки 1.82

Оценка по пятибалльной шкале. Максимальный балл 5,0

В том числе по выделенным критериям:

1. Региональные программы энергосбережения (Оцените степень использования на практике 1 балл - не работает, 5 баллов - работает весьма эффективно) Балл оценки 1.84
2. Муниципальные программы энергосбережения
Балл оценки 1.77
3. Программы энергосбережения в организациях и на предприятиях
Балл оценки 2.09
4. Организация учета энергоресурсов
Балл оценки 2.72
5. Энергетические обследования (энергоаудит)
Балл оценки 2.23
6. Использование данных энергоаудита для разработки программ энергосбережения
Балл оценки 2.02
7. Энергетический сервис и перфоманс-контрактинг. Производство работ с выплатой долга из полученной экономии
Балл оценки 1.34
8. Энергетический менеджмент на основе ISO 50001
Балл оценки 1.25
9. Организация финансирования проектов с использованием заемных средств и внешних инвестиций

Балл оценки 1.52

10. Инвестиционные надбавки к тарифам для финансирования проектов

Балл оценки 1.66

11. Обучение специалистов в сфере организации энергосбережения и энергетического менеджмента

Балл оценки 1.91

12. Региональное и муниципальное энергетическое планирование

Балл оценки 1.57

13. Мониторинг эффективности программ энергосбережения

Балл оценки 1.84

14. Информационная поддержка и пропаганда энергосбережения и модернизации Балл оценки 1.89

15. Политика пилотных проектов для ускорения и масштабирования прогрессивных и финансовых технологий

Балл оценки 1.59

Как видно из данных опросов, уровень авторитетности действующего законодательства в сфере организации энергосбережения весьма низкий. Частично ответ на вопрос «Почему?» можно получить из мнений уважаемых экспертов, которые регулярно публикуются на сайте «Портал-Энерго.ru». Весьма примечательно в этом отношении интервью заместителя руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы Татарникова А.В. http://portal-energo.ru/articles/details/id/608

В то же время, некоторые участники опроса, в целом давая достаточно низкую оценку действующему законодательству, тем не менее, дают весьма высокие оценки по использованию инструментария. Таких людей мало и они могут найти выход из различных препон и нестыковок. Но законодательство в своей основе не может быть сориентировано на уровень квалификации людей, которым и закон в принципе ни к чему. Была бы цель, которую человек ощущает для себя или видит эту цель для страны.

Хотелось бы проиллюстрировать это положение теми целями, которые были сформулированы у наших коллег за рубежом и у нас. При этом необходимо обратить внимание на то, что планирование за рубежом стремятся вести в таких конечных показателях, как сокращение энергопотребления. Это значительно жестче и весомее, чем планирование в таких относительных единицах, как энергоэффективность, которые могут быть оценены по-разному. Различные уровни и горизонты планирования не могут не сказываться на восприятии тех, для кого эти цели ставятся и для кого пишутся законы.

Римский Клуб. 1992 год. Доклад. "Фактор четыре. Удвоение богатства, двукратная экономия ресурсов". В приложении к энергоэффективности – четырехкратное ее повышение. На настоящее время задача практически реализована в странах Евросоюза и в странах с развитой экономикой. http://portal-energo.ru/articles/details/id/69

Евросоюз. 2011 г. Снизить объем выбросов парниковых газов к 2050 г. на 80%, при этом обеспечить повышение доли возобновляемой энергетики в общем энергобалансе к 2030 г. до 49%. http://portal-energo.ru/articles/details/id/507 . План 20-20-20. Снижение энергопотреления к 2020 г. на 20% при сокращении выбросов парниковых газов на 20%. Если пересчитать эту цель в показатель относительного изменения уровня энергоэффективности, то результат будет впечатляющим, поскольку сокращение энергопотребления произойдет при увеличении объема ВВП.

Римский Клуб. 2009 г. Доклад. "Фактор пять. Пятикратное сокращение потребление энергии и ресурсов при сохранении уровня доходности." Это планирование "за горизонт", которое предполагает формирование нового технологического уклада и революционные перемены в энергетике. В какой то мере эта идея перекликается с программой Евросоюза 2011 г. по сокращению выбросов парниковых газов к 2050 г. на 80%.

Россия. 2009г. Повышение уровня энергоэффективности экономики к 2020 г. на 40%. Увеличение доли возобновляемой энергетики в общем энергобалансе до 4,5 % (без учета крупных ГЭС). Сомнений нет в том, что поставленные цели будут достигнуты. Госпрограммой повышения энергоэффективности предусмотрено, что 26,5% повышения энергоэффективности произойдет в результате естественных факторов технического прогресса, а 13,5% в результате активных мероприятий по энергосбережению.

Опросы на настоящее время не закрыты. Работа продолжается и Вы можете в ней принять участие своими оценками и предложениями.

Более подробно с данными опроса и предложениями участников опросов Вы можете ознакомиться в придожении к данной статье.

Автор: Коваль Сергей Петрович

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →