Законодательльство РФ определяет перечень мер экономического стимулирования энергосбережения и проектов повышения энергоэффективности. В то же время, предусмотренные законодательством меры стимулирования могут быть использованы для расширения возможностей привлечения средств банков и инвестиций в проекты энергосбережения.
Предусмотренные законодательством меры повышения деловой активности в сфере энергосбережения
Текст Закона 621-ФЗ и его подробный анализ >>
- Выделение средств из фонда реформирования ЖКХ на мероприятия повышения энергоэффективности при капитально-восстановительном ремонте жилых домов;
- Расрочка потребителю платежей на 5 лет с кредитным процентом по ставке рефинансирования Центробанка по оплате услуги за установку приборов учета. Производится ресурсоснабжающей организацией (вода, тепло). Компенсация издержек по рассрочке из бюджета субъекта федерации или ОМСУ (ст.13 п.9 261-ФЗ);
- Установка приборов учета за счет бюджета субъекта федерации или ОМСУ отдельным категориям потребителей;
- Реклама наилучших достижений энергосбережения в составе проводимых органами власти информационных мероприятий, организации выставок товаров, имеющих высокие показатели энергоэффективности (ст.22 п.3,4,6 261-ФЗ);
- Учет расходов на проведение энергосберегающих мероприятий в тарифах на постаки энергии и коммунальных услуг и предоставление организации возможности заявлять предыдущий уровень затрат в течение 5 лет после получения экономии (ст.25 261-ФЗ);
- Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст.27. п.2 261-ФЗ);
- Субсидии субъектам федерации на проведение программ повышения энергоэффективности (ст.27. п.3 261-ФЗ);
- Применение социальных тарифов, диференциованных по социальному порогу потребления. Установление повышенного тарифа при потреблении, превышающем социальную норму (ст.27. п.4 261-ФЗ);
- Установление долгосрочных тарифов с включением в их сотав инвестиционной составляющей, направленной на реализацию проектов повышения энергоэффективности. (ст.31 261-ФЗ);
- Ускоренная амортизация стоимости энергоэффективного оборудования при исчислении налогооблагаемой базы.
- Предоставление налогового кредита под 25% ставки рефинансирования Центробанка в размере 30% стоимости инвестиций:
- В создание объектов наивысшей энергоэффективности;
- Строительство и реконструкцию тепло- и электростанций с КПД превышающим 57%;
- В технологии высокой энергоэффективности;
- На организацию производства товаров и услуг высокой энергоэффективности;
(ст.34 261-ФЗ, ст.67, 68 НК РФ)
Конкретный перечень по указанным направлениям должен быть установлен Правительством РФ .
Перечисленные меры пока не имеют практики применения и должны быть описаны в инструкциях и разъяснениях. Тем не менее, положительный фон мотивации к энергосбережению и повышению деловой активности в реализации проектов энергосбережения они, безусловно, создадут.
Также как меры административного воздействия, на лиц, уклоняющихся от обязанностей по энергосбережению. Возможность применения штрафных санкций повысит уровень ответственности за обеспечение показателей энергоэффективности ресурсоснабжающих организаций, проектировщиков, строителей, лиц, ответственных за эксплуатацию многоквартирных жилых домов . Все это поможет снизить риски успешной реализации проектов обеспечения энергосбережения.
Дополнительные возможности привлечения инвестиций и кредитов
Перечисленные выше меры поддержки государством проектов повышения энергоэффективности, при их включении с бизнес-планы, могут существенно снизить риски инвесторов и кредитных организаций при реализации проектов, а значит, создадут возможности льготного кредитования. В то же время, имеются дополнительные возможности для повышения интереса к финансированию таких проектов, которые также могут учитываться при бизнес-планировании:
- использование страхования профессиональной ответственности проектировщиков и строителей, а так же средств компенсационного фонда СРО для снижения рисков кредитования и инвестиций при строительстве объектов с установленными показателями энергоэффективности;
- использование возможностей коллективного поручительства членов СРО по обязательствам застройщика и контроля за его деятельностью при исполнении проекта;
- использование возможностей СРО энергоаудиторов для предварительной экспертизы проектов повышения энергоэффективности;
- использование энергоаудиторов для текущего и приемо-сдаточного мониторинга исполнения проектов повышения энергоэффективности;
- использование экспертных возможностей СРО энергоаудиторов для защиты интересов сторон при обеспечении показателей энергоэффективности по проектам строительства и технического перевооружения;
- реализация возможностей энергоменеджмента для обеспечения надежного и экономичного энергопользования на площадке заемщика;
- использование энергоменеджмента для повышения финансовой устойчивости заемщика при исполнениия проектов;
- использование сертификации и аттестации для подтверждения соответствия при отборе исполнителей проектов энергосбережения;
- привлечение энергосервисных компаний, оказывающих комплексные услуги, к реализации проектов, целью которых является обеспечение показателей энергоэффективности;
- включение в состав энергосервисных соглашений положений об использовании части экономии конечного Потребителя, которую тот получает при повышении энергоэффективности, в состав средств обеспечения возврата по кредитам и инвестициям;
- использование возможностей рекламы от имени профессиональных объединений производителей и их СРО при продвижении на рынок товаров и услуг высокой энергоэффективности.
Комплексное применение предлагаемых мер и их тщательный учет могут снизить уровень рисков финансирования и ставки по кредитам, что приведет к повышению уровня деловой активности в направлении реализации проектов повышения энергоэффективности.
Автор: Коваль Сергей Петрович